Федеральным стандартам по бухгалтерскому учету относятся. Минфин отложил применение федеральных стандартов бухучета. К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора

Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.

Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:

  • федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
  • отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
  • внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ , предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:

  • признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
  • методы оценки;
  • условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
  • необходимость принятия учетной политики фирмы;
  • план счетов бухучета;
  • правила составления финансовой отчетности и др.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.

Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)

Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.

Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:

Минимально необходимые - в части правил по применению бухучета;

Допустимые - в части методов учета.

Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:

Детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;

Применяться, как универсальный вариант.

Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.

ОСБУ: примеры и проекты

Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:

Государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;

Будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;

Стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.

Общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;

Специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.

Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:

Для НФО – ОСБУ:

Операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;

Резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;

Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.

Для страховщиков – ОСБУ:

- «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;

Операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.

Для КФО – ОСБУ:

Вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;

Операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;

- ОС , НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.

Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.

В данной статье профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) анализирует положения действующего Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отражающие новый для отечественного законодательства подход к формированию системы документов, регулирующих практику ведения официального бухгалтерского (финансового) учета экономическими субъектами в России. В статье показывается действительное содержание вводимых Законом новаций, раскрывается преемственность норм нового Закона относительно существующей системы регулирования учетной практики.

Система документов, регулирующих практику учета, как предмет законодательного определения

Новацией, во многом влияющей на возможное развитие учета в России, является определение новым Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон 2011 года) структуры документов, регулирующих практику финансового учета. Эту функцию выполняет .

Следует отметить, что нормы, определяющие структуру системы нормативных правовых актов, регулирующих практику бухгалтерского учета в России, содержал и Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее - Закон 1996 года).

Прежде всего, здесь следует вспомнить содержание статьи 3 Закона 1996 года , определявшей структуру законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. Напомним, Закон 1996 года устанавливал, что «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации».

В приведенных нормах и старого, и нового законов речь фактически в определенном смысле и идет о стандартах экономического субъекта в области бухучета.

Эти документы нельзя отнести к нормативным правовым. Они носят локальный характер и обязательны для применения работниками конкретного экономического субъекта в силу действия норм гражданского и трудового законодательства.

Соподчиненность документов в области регулирования бухгалтерского учета

3. Федеральные законы РФ.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету.

7. Отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету.

В следующей статье мы рассмотрим порядок разработки и принятия документов, регулирующих практику бухгалтерского учета, органами, имеющими соответствующие полномочия.

Регистрационный N 46519

3. Положения настоящего Стандарта не применяются:

а) при составлении и представлении субъектами отчетности бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;

б) при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения субъектами отчетности, осуществляющими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и составлению, представлению бюджетной отчетности, за исключением казенных учреждений, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

II. Термины и их определения

4. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

5. В настоящем Стандарте используются термины и определения в указанных ниже значениях.

Отчетная дата - дата на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность за отчетный период.

Пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - Пояснения) - систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Раскрытие информации - отражение информации (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в Пояснениях, а также публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

III. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

6. Цели бухгалтерской (финансовой) отчетности заключаются в представлении информации, необходимой при принятии экономических решений пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности:

а) об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;

б) о способах финансирования деятельности субъекта отчетности и удовлетворении его потребностей в финансовых ресурсах;

в) о способности субъекта отчетности финансово обеспечивать свою деятельность и выполнять государственные (муниципальные) полномочия (функции), осуществлять деятельность по выполнению работ, оказанию услуг;

г) о финансовом положении субъекта отчетности и его изменениях;

д) другой информации, необходимой для оценки результатов деятельности субъекта отчетности, в том числе в отношении издержек на ведение субъектом отчетности своей деятельности, эффективности такой деятельности, достигнутых результатов, соблюдения ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения используется для прогнозирования объема ресурсов, необходимых для продолжения деятельности субъекта отчетности, в том числе прогнозных (оценочных) значений ресурсов, которые ожидается получить (создать) в процессе такой деятельности, а также прогнозирования объема сопутствующих с такой деятельностью рисков и неопределенностей.

7. Для достижения указанных целей бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит следующую информацию:

а) об активах;

б) об обязательствах;

в) о доходах;

г) о расходах;

д) о движении денежных средств;

е) дополнительную нефинансовую информацию, представляемую в качестве отдельных отчетов, формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе Пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности или в составе Пояснений .

Бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета.

8. В бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели активов и обязательств, доходов и расходов отражаются обособленно (развернуто) за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражение таких показателей предусмотрено обобщенно - показатель активов за вычетом обязательств, доходов за вычетом расходов.

Активы, в отношении которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрено формирование резервов, отражаются в бухгалтерском балансе субъектов отчетности за вычетом указанных резервов.

Потоки денежных средств отражаются в отчете о движении денежных средств как поступления или выбытия денежных средств в соответствии с требованиями настоящего Стандарта и других нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

9. Данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств.

10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта отчетности включает показатели всех его структурных подразделений, включая филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

11. Каждый отчет, включаемый в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также Пояснения, именуется отдельно.

Кроме того, в каждом отчете содержится следующая информация:

а) наименование субъекта отчетности;

б) степень обобщения отчетности: индивидуальная или консолидированная;

г) единица измерения показателей отчетности.

Публикация бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется на регулярной основе, позволяющей обеспечить пользователей отчетности необходимой информацией.

12. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, а также Пояснения к ней составляются на русском языке.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью , и (или) на бумажном носителе, в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов, и (или) в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.

13. Отчетным периодом в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является отчетный год с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, реорганизации путем разделения, ликвидации (упразднения) субъекта отчетности в течение отчетного периода, а также случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Первым отчетным периодом в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта отчетности, созданного в течение отчетного периода, является период с даты государственной регистрации субъекта отчетности по 31 декабря года его создания включительно, если иное не предусмотрено настоящим Стандартом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Последним отчетным годом для реорганизуемого субъекта отчетности, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

При реорганизации субъекта отчетности в форме присоединения последним отчетным годом для субъекта отчетности, который присоединяется к другому субъекту отчетности, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

При ликвидации казенного учреждения (упразднении государственного органа, органа местного самоуправления) последним отчетным годом является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации юридического лица, до даты внесения такой записи.

Положения настоящего Стандарта по составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате реорганизации не применяются при изменении:

а) подведомственности субъекта отчетности;

б) учредителя государственного (муниципального) учреждения;

в) типа государственного (муниципального) учреждения.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется с учетом положений настоящего Стандарта исходя из типа государственного (муниципального) учреждения по состоянию на отчетную дату.

Отчетным периодом в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений, тип которых был изменен в течение отчетного периода, является отчетный год с 1 января по 31 декабря года изменения типа учреждения, если иное не предусмотрено настоящим Стандартом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

14. Отчетной датой для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является 1 января года, следующего за отчетным.

IV. Состав и содержание показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих публичному раскрытию

15. Публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ее пользователям.

16. Публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Соблюдение допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности предполагает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется субъектом отчетности из допущения продолжения им его деятельности и выполнения полномочия (функции) и обязательств не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее - обозримое будущее) и у учредителя субъекта отчетности отсутствуют намерения и (или) необходимость принять решение о его ликвидации (упразднении) или об изменении в обозримом будущем его основной деятельности.

Изменение подведомственности субъекта отчетности, изменение учредителя и (или) типа государственного (муниципального) учреждения не является фактом, свидетельствующим о несоблюдении допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Если публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется не на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности, этот факт раскрывается в Пояснениях с описанием причины, по которой субъект отчетности не считается непрерывно действующим. Дополнительно в Пояснениях раскрывается информация о влиянии факта несоблюдения допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.

17. Представление и классификация публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности остаются неизменными от периода к периоду за исключением следующих случаев:

а) в результате значительных изменений характера деятельности субъекта отчетности;

б) когда результаты анализа раскрываемых показателей его бухгалтерской (финансовой) отчетности указывают, что другое представление или классификация показателей необходимо исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики субъекта отчетности;

в) когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.

При внесении изменений в классификацию публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом отчетности пересматривается классификация сравнительной информации раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущие отчетные периоды (далее - реклассификация показателей отчетности).

18. При реклассификации показателей отчетности субъектом отчетности раскрывается в Пояснениях :

а) характер реклассификации показателей отчетности;

б) стоимостные показатели, подлежащих реклассификации показателей отчетности;

в) причину реклассификации показателей отчетности.

Если реклассификация показателей отчетности за предыдущий отчетный период субъектом отчетности не осуществляется, то в Пояснениях субъектом отчетности указывается:

причина, по которой не производится реклассификация показателей отчетности;

характер корректировок показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были бы произведены в случае реклассификации показателей отчетности.

19. Корректировки сравнительной информации в связи с изменениями учетной политики субъекта отчетности или исправлениями ошибок производятся в порядке, установленном иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

20. Все существенные показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающие группы активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета представляются отдельно.

Показатели, отличающиеся от других по своему содержанию (функциональному, экономическому) раскрываются отдельно за исключением случаев, когда отражение обобщенных показателей не влияет на существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Показатели, обобщение которых не влияет на существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, но которые необходимы для достоверного представления информации о результатах деятельности субъекта отчетности, раскрываются обособленно в Пояснениях.

21. По всем публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом отчетности раскрывается сопоставимая информация хотя бы за один аналогичный предыдущий период, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При наличии описательных (словесных) пояснений к отдельным показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимая описательная информация за предыдущий период раскрывается, если она является необходимой для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности таких показателей.

22. При публичном раскрытии показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели, подготовленные на основе данных бухгалтерского учета, выделяются от иной информации о деятельности субъекта отчетности таким образом, чтобы пользователи публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности смогли отличить такую информацию от иной информации о деятельности субъекта отчетности.

23. Публично раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются в тысячах, миллионах или миллиардах рублей. Для более подробного раскрытия информации при составлении Пояснений показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются в иных единицах измерения.

24. Раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта включают:

показатели, отраженные в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах деятельности, отчете о движении денежных средств, Пояснительной записке;

показатели отчетов, обеспечивающие сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете и показателей исполнения бюджета;

Пояснения.

Бухгалтерский баланс

25. Показатели бухгалтерского баланса характеризуют финансовое положение субъекта отчетности на отчетную дату. Показатели баланса представляются на начало и конец отчетного года.

26. Активы и обязательства в бухгалтерском балансе представляются с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).

27. Актив субъекта отчетности классифицируется как краткосрочный, если он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) актив предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты;

б) актив представляет собой финансовый актив, классифицируемый в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности как краткосрочный актив;

в) актив представляет собой денежные средства или эквиваленты денежных средств (краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и не подверженные значительным рискам изменения их стоимости, например, депозиты до востребования) при условии отсутствия ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего 3 месяцев после отчетной даты.

Краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие активы субъекта отчетности, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, классифицируются как долгосрочные.

28. Обязательство субъекта отчетности классифицируется как краткосрочное, если оно удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев);

б) обязательство представляет собой финансовое обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, как краткосрочное обязательство;

в) у субъекта отчетности отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты.

Такие обязательства, как начисленная заработная плата и другие начисленные расходы, связанные с осуществлением деятельности субъекта отчетности, кредиторская задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (за исключением инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, срок предоставления которых превышает 12 месяцев после отчетной даты), составляют часть оборотного капитала, используемого субъектом отчетности. Указанные обязательства классифицируются как краткосрочные, даже если они подлежат погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. К краткосрочным обязательствам относится также текущая доля долгосрочных обязательств, то есть часть долгосрочных обязательств субъекта, подлежащая погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие обязательства субъекта отчетности классифицируются как долгосрочные.

29. Если субъект отчетности предполагает и имеет право согласно условиям соглашения о финансировании пролонгировать или рефинансировать какое-либо обязательство на срок, превышающий как минимум 12 месяцев после отчетной даты, такое обязательство классифицируется как долгосрочное, даже если оно подлежит погашению в более короткие сроки. Если субъект отчетности не имеет право пролонгировать или рефинансировать обязательство, то потенциальная возможность пролонгации или рефинансирования такого обязательства не принимается во внимание и обязательство классифицируется как краткосрочное.

30. Обязательство, возникшее в результате нарушения субъектом отчетности условий соглашения о финансировании и подлежащее исполнению по требованию кредитора, классифицируется как краткосрочное, даже если требования кредитора не предусматривают исполнение обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты и на отчетную дату у субъекта отчетности отсутствовало право отсрочить исполнение требования кредитора на срок более 12 месяцев после отчетной даты.

Если до отчетной даты либо после отчетной даты, но до даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, по соглашению с кредитором у субъекта отчетности возникло право на отсрочку погашения обязательства на период, оканчивающийся не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты, при условии что кредитор не вправе требовать от субъекта отчетности исполнении обязательства в течении# 12 месяцев после отчетной даты, такое обязательство классифицируется как долгосрочное.

31. По долговым обязательствам, классифицированным в бухгалтерской (финансовой) отчетности как краткосрочные, субъектом учета раскрывается информация о произошедших в период между отчетной датой и датой утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих событиях:

а) рефинансирование на долгосрочный период;

б) устранение нарушения соглашения о долгосрочном финансировании;

в) получение от кредитора отсрочки исполнения обязательств на период, оканчивающийся не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты.

32. Показатели активов субъектов отчетности раскрываются в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и резервов по сомнительным долгам.

33. В Пояснениях субъектом отчетности раскрывается детализированная, существенная информация об активах и обязательствах, необходимая для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения субъекта отчетности.

34. В Пояснениях субъектом отчетности раскрывается информация о чистых активах. В случаях, если чистые активы не превышают нижнюю границу допустимых лимитов, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в Пояснениях дополнительно раскрываются причины отклонения от требований, а также план мероприятий по нормализации показателей.

Отчет о финансовых результатах

35. Сальдированное отражение доходов и расходов (отражение доходов за вычетом соответствующих расходов) при раскрытии показателей отчета о финансовых результатах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

36. В составе Пояснений при детализации показателей отчета о финансовых результатах субъектом отчетности раскрывается детализированную информацию о доходах и расходах за отчетный период и аналогичный период прошлого года, систематизированных по степени их существенности по отношению к финансовому результату отчетного периода.

Пояснительная записка и пояснения

37. Кроме раскрытия показателей баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, субъект отчетности обязан составлять пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пояснительная записка к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта отчетности представляется в упорядоченном виде и содержит следующую информацию:

а) информацию о месте нахождения и организационно-правовой форме субъекта отчетности;

б) сведения об изменениях наименования субъекта за отчетный период, если такие изменения производились;

в) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности;

г) наименование учредителя субъекта отчетности и наименование органа, осуществляющего внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль;

д) если субъект отчетности создан на определенный срок, то информацию о сроках его деятельности;

е) сведения об основных направлениях деятельности субъекта отчетности, иную информацию о деятельности субъекта, существенную для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта;

ж) указание на то, что представленные показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности сформированы исходя из нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

з) краткое описание основных положений учетной политики, в том числе:

способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые субъектом отчетности при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, допускают выбор субъектом отчетности одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

применяемые субъектом отчетности положения учетной политики при первом применении настоящего Стандарта и характер таких положений;

информацию о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, профессиональные суждения о том, относятся ли объекты к основным средствам или инвестиционной недвижимости, являются ли договоры соглашениями об аренде);

прочие положения учетной политики субъекта отчетности, необходимые для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности его финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств;

и) информация, раскрытие которой в Пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности требуется в соответствии с настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

к) информация об основных источниках неопределенностей в отношении учетных оценок, включая ключевые допущения, касающиеся будущих событий, и другие основные источники неопределенностей, в связи с которыми имеются риски существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в следующем отчетном году, а также наименование и балансовую стоимость таких активов и обязательств на отчетную дату . К таким учетным оценкам, например, относятся оценка возмещаемой стоимости определенных классов основных средств, оценка влияния технологического устаревания на стоимость запасов, оценка резервов в связи с будущими результатами текущих судебных разбирательств;

л) информация о результатах исполнения субъектом отчетности плана его финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

м) информация о результатах исполнения субъектом отчетности государственного (муниципального) задания или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

н) иная финансовая и нефинансовая существенная информация, необходимая для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта отчетности.

V. Переходные положения настоящего Стандарта при его первом применении

38. При первом применении настоящего Стандарта субъектом отчетности раскрываются показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на своем портале в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) ином ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

39. Представление сопоставимой информации за хотя бы один предыдущий отчетный период в бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной при первом применении настоящего Стандарта, осуществляется субъектом отчетности в соответствии с его учетной политикой, применяемой в отчетном периоде.

40. Если субъект отчетности не осуществляет представление в бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной при первом применении настоящего Стандарта, сопоставимой информации за хотя бы один предыдущий отчетный период, об этом факте указывается в Пояснениях.

_____________________________

* Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909).

** Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).

В 2016 году Минфином России в рамках Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной (далее – Программа), подготовлены проекты приказов об утверждении пяти федеральных стандартов (далее – Стандарты), которые планируется ввести в действие с 1 января 2018 года (см. Таблицу 1). Срок утверждения Стандарта – не позднее, чем за 6 месяцев до предполагаемой даты его введения в действие.

В отношении шести проектов Стандартов, разработку которых согласно Проекту приказа о внесении изменений в Программу (подготовлен Минфином России 30 сентября 2016 г.) планируется завершить в 2016 году, в настоящее время проводится процедура публичного обсуждения, предусмотренная Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " " (далее – Закон № 402-ФЗ).

Наряду с разработкой самих Стандартов, в рамках реализации Программы специалистами финансового ведомства ведется активная работа по подготовке проектов изменений:

Необходимость внесения изменений в перечисленные нормативные акты обусловлена введением в действие федеральных стандартов. По завершении всех этапов, предусмотренных Программой, методологические основы бухгалтерского учета организаций госсектора будут регламентированы именно федеральными стандартами, то есть "выведены за рамки" , которой в конечном итоге будет установлен именно План счетов бухгалтерского учета, применяемых организациями госсектора.

НАША СПРАВКА

Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте разработчика в сети "Интернет". Уведомление о разработке федерального стандарта, а также Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта согласно , утвержденному приказом Минфина России от 28 сентября 2016 г. № 397, подлежат размещению на официальном сайте Минфина России в разделе Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора.

Применение федеральных стандартов бухучета потребует от главных бухгалтеров организаций госсектора владения навыками финансового анализа и формирования профессионального суждения. В то же время наличие в Стандартах четких критериев и правил предоставит субъекту учета возможность самостоятельного принятия решений в отношении учетных процедур, в частности, признания и прекращения признания объекта учета и применения метода его оценки.

Таблица 1. Федеральные стандарты, предполагаемая дата применения которых – 1 января 2018 года

Наименование федерального стандарта

Предмет регулирования

Этап внедрения/
разработки

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора

– цели составления и представления бухотчетности, а также публичного раскрытия показателей бухотчетности;
– объекты бухгалтерского учета;
– методы оценки активов и обязательств субъектов учета;
– основные правила ведения бухгалтерского учета; требования к инвентаризации активов и обязательств;
– характеристики субъекта отчетности;
– требования к информации, содержащейся в бухотчетности, а также качественные характеристики такой информации;
– определения и порядок признания в учете объектов бухучета;
– оценку (измерение) объектов бухгалтерского учета;
– основные принципы и правила подготовки, представления и раскрытия информации в бухотчетности общего назначения

Утверждение

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

– методические основы формирования и порядок представления субъектами отчетности бухотчетности общего назначения;
– обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия публично раскрываемых указанными субъектами показателей бухотчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ
Внимание! Стандарт не применяется при составлении и представлении субъектами отчетности отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения

Утверждение

Основные средства

порядок отражения активов, классифицируемых как основные средства в бухгалтерском учете и отчетности субъектов учета

Утверждение

порядок отражения в учете операций аренды
за исключением случаев, когда в соответствии с другими Федеральными стандартами бухучета для организаций госсектора принят иной порядок учета

Утверждение

Обесценение активов

– порядок расчета суммы убытка от обесценения актива;
– порядок признания убытков от обесценения;
– порядок восстановления убытка от обесценения;
– требования к раскрытию необходимой информации.
Внимание! Стандарт не применяется в отношении следующих видов активов:
а) запасы;
б) финансовые активы (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом);
в) другие активы, обесценение которых регулируется соответствующими Федеральными стандартами

Утверждение

Учетная политика, оценочные значения и ошибки

требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок

Публичное обсуждение

События после отчетной даты

– классификацию фактов хозяйственной жизни, которые возникли в период между отчетной датой и датой подписания бухотчетности за отчетный период и которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств субъекта учета;
– правила отражения в бухучете и раскрытия информации о событиях после отчетной даты при формировании и представлении бухотчетности

Публичное обсуждение

Непроизведенные активы

Публичное обсуждение

Отчет о движении денежных средств

порядок отражения активов, классифицируемых как непроизведенные активы, в бухучете и отчетности субъектов учета

Публичное обсуждение

порядок отражения активов, классифицируемых как материальные запасы, незавершенное производство и нефинансовые активы имущества казны, в бухучете и отчетности субъектов учета
Внимание! Стандарт не применяется для целей учета:
а) биологических активов;
б) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
в) финансовых инструментов;
г) незавершенного производства, возникающего у субъектов госсектора, осуществляющих функции подрядчика по договорам строительного подряда, порядок учета которого регулируется соответствующим Федеральным Стандартом;
д) объектов, относящихся к активам культурного наследия

Публичное обсуждение

Биологические активы

порядок отражения активов, классифицируемых как биологические активы, в бухучете субъектов учета в течение периода роста и размножения, а также порядок первоначальной оценки биологической продукции в момент ее сбора.
Для последующего учета биологической продукции применяется Федеральный стандарт "Запасы " или другой применимый стандарт

Публичное обсуждение

Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета..."

Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета…" является базовым, то есть фиксирует основные понятия и принципы ведения бухгалтерского учета методом начисления. Именно в "Концептуальных основах..." содержатся определения таких понятий, как "Актив", "Обязательство", "Чистый актив", "Доходы" и "Расходы", которые до настоящего времени для организаций госсектора попросту не установлены...

Подробнее о нарушениях, выявляемых в ходе государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за их совершение в
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Отвечает ли определенная дебиторская задолженность понятию актива или ее можно списать с баланса? Когда имущество больше не относится к активам и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02? Сейчас бухгалтерам приходится решать подобные вопросы исключительно на основе своего профессионального суждения. После вступления в силу стандарта "Концептуальные основы..." ситуация изменится. А значит, будет меньше разногласий с проверяющими.

Указанным стандартом также будут урегулированы вопросы осуществления базовых бухгалтерских процедур. Например, будут четко определены основные критерии признания объектов учета.

Кроме того, стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета..." содержит не только требования к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – бухотчетности), но и определения понятий каждой из качественных характеристик такой информации, в частности, ее достоверность, сопоставимость, существенность.

Стандарт "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"

Стандарт "Представление бухгалтерской отчетности" обобщает в себе требования к бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций госсектора, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих методологию бухгалтерского учета и отчетности в настоящее (в , ), а также детально раскрывает ключевые понятия, содержащиеся в указанных требованиях.

Об общих требованиях к составлению бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Стандартом установлены используемая субъектами отчетности при публичном раскрытии информации структура представления показателей Бухгалтерского баланса, обязательные для раскрытия статьи Отчета о финансовых результатах, а также требования к составу и структуре Пояснительной записки.

Кроме того, Стандарт раскрывает понятия краткосрочных и долгосрочных обязательств, устанавливая порядок их отражения в бухотчетности, включая порядок раскрытия информации о них с учетом событий после отчетной даты на каждом из этапов процесса составления и представления отчетности. При этом сами этапы будут четко разграничены Стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", содержащим определения понятий "дата подписания", "дата представления", "дата принятия" и "дата утверждения" бухотчетности, что указывает на необходимость применения Стандартов во взаимосвязи.

Стандарт "Основные средства"

Наряду со знакомыми понятиями "первоначальная стоимость", "остаточная стоимость", "амортизация", появится масса новых терминов: "инвестиционная недвижимость", "переоцененная стоимость", "справедливая стоимость" и т.д.

Учреждения смогут применять несколько методов начисления амортизации:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему продукции.

Выбирать метод начисления амортизации надо будет с учетом специфики использования конкретного объекта имущества. Например, можно будет учесть интенсивность использования оборудования при выпуске готовой продукции.

При переходе на применение стандарта учреждения должны будут признать объекты основных средств, ранее не признававшиеся, а также отражавшиеся за балансом, по их первоначальной стоимости. В составе основных средств при определенных условиях можно будет учитывать даже арендованные объекты (если срок договора аренды сопоставим с оставшимся сроком полезного использования, сумма всех арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью актива и т.д.). Объекты недвижимости надо будет переоценить до кадастровой стоимости и списать начисленную по ним амортизацию. В дальнейшем недвижимость будет амортизироваться исходя из пересмотренных первоначальной стоимости и срока полезного использования.

Будет четко обозначено правило: признание затрат в первоначальной стоимости объекта прекращается, когда объект находится в пригодном для использования состоянии. Например, при приобретении автомобиля можно будет учесть в первоначальной стоимости стоимость ковриков и чехлов. Если же такие предметы будут приобретаться после поступления автомобиля в состав основных средств, их стоимость можно будет учитывать в составе расходов текущего года.

Стандарт "Запасы"

Стандартом будут урегулированы порядок оценки запасов при их признании, особенности последующей оценки и оценки при их выбытии, а также требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Стандарт будет предусматривать следующую группировку нефинансовых активов, признаваемых в качестве запасов (таблица 2):

Таблица 2. Группы и виды запасов

Группы активов, относящихся к запасам

Виды активов, относящихся к запасам

Субъекты учета запасов

Материальные запасы

– материалы;
– готовая продукция;
– товары;
– прочие материальные запасы

Организации госсектора:
– фактически использующие активы, как закрепленные учредителем, так и полученные в результате собственной деятельности;
– осуществляющие переданные госполномочия по обеспечению отдельных категорий граждан (населения) мерами соцподдержки

Незавершенное производство

затраты, фактически понесенные при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг до момента их признания в составе готовой продукции или факта оказания услуги, выполнения работы

Нефинансовые активы имущества казны

– недвижимое имущество;
– движимое имущество;
– драгоценные металлы и камни;
– нематериальные активы;
– непроизведенные активы;
– материальные запасы

Органы госвласти (госорганы) и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имущества казны

Стандарт "Непроизведенные активы"

Стандартом "Непроизведенные активы" установлены:

  • порядок оценки непроизведенных активов при их признании;
  • порядок последующей оценки;
  • особенности обесценения;
  • прекращение признания непроизведенных активов;
  • требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Особенности учета непроизведенных активов (таблица 3):

Таблица 3 . Виды и особенности учета непроизведенных активов

Группы непроизведенных активов

Инвентарный объект

Субъекты учета

Водные ресурсы

Водный объект, предоставляемый в пользование за плату по договору водопользования

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере водных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Земля (земельные участки)

Земельный участок или его часть, имеющие характеристики, которые позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи

– учреждения госсектора, за которыми указанные земельные участки закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования;
– органы государственной власти (местного самоуправления)

Некультивируемые биологические ресурсы
в том числе:

водные некультивируемые биоресурсы

отдельные виды водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере некультивируемых биологических ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

некультивируе-мые биологические ресурсы, относящиеся к животному миру

объекты животного мира (организмы животного происхождения, т.е. дикие животные), для которых устанавливаются нормативы допустимого изъятия

объекты растительного мира

лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда

Ресурсы недр

Участок недр, границы которого определены в соответствии с выданной лицензией на пользование недрами

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Прочие непроизведенные активы

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере прочих непроизведенных активов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Стандарт "События после отчетной даты"

Согласно Стандарту, исходя из даты совершения факта хозяйственной жизни, условия которого подтверждают (изменяют) события после отчетной даты, по отношению непосредственно к самой отчетной дате события подразделяются на два типа (таблица 4):

Таблица 4 . Классификация событий после отчетной даты

События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату

События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты

в том числе:

– объявление должника банкротом, если процедура банкротства начата до отчетной даты;

– изменение кадастровых оценок после отчетной даты;

– принятие судебного акта, подтверждающего наличие актива и (или) обязательства;

– принятие решение о реорганизации или ликвидации, о котором не было известно до отчетной даты;

– завершение процесса оформления существенных изменений сделки, начатого в отчетном периоде;

– существенное поступление или выбытие активов;

Получение документального подтверждения суммы страхового возмещения, если страховой случай произошел в отчетном периоде;

– пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;

– получение информации, указывающей на обесценении активов либо на необходимость корректировки убытка от обесценения, признанного в отчетном периоде;

– публичные объявления об изменениях политики, планов, намерений органа-учредителя, которые могут повлиять на полномочия и функции субъекта учета;

– обнаружение после отчетной даты ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период;

– изменение величины активов и (или) обязательств в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;

– иные события, подтверждающие уже существовавшие на отчетную дату условия и (или) указывающие на обстоятельства.

– изменения законодательства, заключение и прекращения действия договоров (соглашений), принятие иных решений, влияющих на величину активов, обязательств, доходов и расходов;

– начало судебного производства, связанного с событиями после отчетной даты;

– иные события, свидетельствующие об условиях или подтверждающие обстоятельства, возникшие после отчетной даты.

Порядок отражения в бухучете:

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, следующим за отчетным периодом

Порядок отражения в бухотчетности:

Данные в отчетности отражаются с учетом уточненных данных бухгалтерского учета

Информация о событие раскрывается в Пояснениях к отчетности за отчетный период. Раскрытию подлежит описание события и оценка последствие его наступления в денежном выражении. При невозможности оценки в денежном выражении, в Пояснениях раскрывается факт и причины этого

Стандарт "Аренда"

Стандартом "Аренда" установлены критерии квалификации отношений аренды с участием субъектов государственного сектора для целей учета и отчетности, а также детальный порядок отражения соглашений об аренде в учете и отчетности арендатора и арендодателя, включая особенности отражения безвозмездного пользования и аренды имущества на льготных условиях.

В рамках отношений финансовой аренды актив, переданный в аренду, у арендодателя в качестве нефинансового актива учету не подлежит, а у арендатора учитывается в составе основных средств. При этом в качестве отношений финансовой аренды рассматривается соглашение, по которому арендодатель на возмездной основе предоставляет арендатору рассрочку по оплате стоимости арендуемого актива.

Соглашение, в котором арендные платежи отражают только плату за пользование имуществом, рассматривается в качестве операционной аренды. Право пользования активом в рамках отношений операционной аренды отражается арендатором в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект учета. У арендодателя актив, переданный в пользование в рамках операционной аренды, отражается в составе основных средств, а амортизация начисляется на обычных условиях.

Согласно Стандарту безвозмездная передача имущества между субъектами без прекращения права оперативного управления, а также безвозмездная передача имущества, составляющего казну публично-правового образования, (кроме случаев закрепления имущества за пользователем на праве оперативного управления для выполнения им возложенных на него функций) квалифицируются как отношения аренды.

Операции по передаче имущества в аренду на льготных условиях и безвозмездная передача имущества отражаются в учете по справедливой стоимости, определяемой по методу рыночных цен (как если бы соглашение об аренде (соглашение о пользовании) было заключено на коммерческих условиях). Доходы от предоставления права пользования активом, переданным в аренду на льготных условиях (по коммерчески незначимым ценам) либо безвозмездно, признаются в учете и отчетности по справедливой стоимости.

У арендодателя разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости отражается в качестве упущенной выгоды. У арендатора разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости (справедливой стоимостью арендных платежей), учитывается в качестве отложенных доходов от получения имущества в безвозмездное пользование.

Стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"

Стандартом урегулированы следующие вопросы:

  • порядок формирования, утверждения учетной политики;
  • перечень оценочных значений и порядок отражения их изменения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • порядок отражения исправления ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Наиболее значимым новшеством, вводимым данным стандартом, являются: перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской финансовой отчетности.

Предложенная специалистами финансового ведомства редакция данного стандарта устанавливает необходимость оценки последствий изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат деятельности и (или) движение денежных средств субъекта учета, в денежном выражении. Ретроспективное применение измененной учетной политики заключается в корректировке показателей по счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде, а также в "пересчете" входящих остатков по статье "Финансовый результат деятельности экономического субъекта", а также значения связанных статей бухгалтерской за самый ранний отчетный год, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели. При этом информация, включая обоснование и содержание изменений учетной политики, а также суммы корректировок, раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оценочным значением является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя. К оценочным значениям относятся показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями применимого законодательства РФ, например – сроки полезного использования объектов ОС и НМА, величины амортизационных отчислений. Изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, как и не является исправлением ошибки. Порядок отражения оценочных значений будет устанавливаться соответствующими стандартами. При этом в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекту отчетности необходимо будет описать изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, а также способного повлиять на отчетность за будущие отчетные периоды. Ретроспективный пересчет показателей бухгалтерской отчетности данным стандартом не предусмотрен.

Ошибкой признается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате не использования информации о фактах хозяйственной жизни. В зависимости от даты обнаружения (выявления) ошибки они подразделяются на ошибки отчетного периода и ошибки предшествующего отчетного периода.

Ошибка отчетного периода – это ошибка, допущенная в отчетном периоде и выявленная до даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период. Ошибка, выявленная позднее даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период, является ошибкой предшествующего отчетного периода.

Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от срока выявления (рис. 1):

Рис. 1 . Особенности исправления ошибок в зависимости от срока их выявления


Стандарт "Обесценение активов"

Обесценение – снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение стоимости, связанное со снижением ценности актива для субъекта учета. Причины и факторы обесценения активов представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Причины и факторы обесценения активов

Выявление любого из признаков, которые ранее не являлись основанием для проведения обесценения, инвентаризационная комиссия с учетом существенности влияния принимает решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Согласно Стандарту "Концептуальные основы бухгалтерского учета…" справедливая стоимость – это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.

Убыток от обесценения определяется как разница между остаточной стоимостью актива и справедливой ценой (за вычетом затрат на выбытие) и единовременно относится на расходы экономического субъекта. При этом сумма начисленной амортизации не корректируется.

Убыток от обесценения актива не может превышать сумму остаточной стоимости. В случае если расчетное значение убытка превышает остаточную стоимость, остаточная стоимость актива уменьшается до нуля (с признанием соответствующей суммы в расходах).

Концепция Стандарта "Обесценение активов" уже частично реализована на практике – согласно имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), списывается с баланса и подлежит учету на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение".

Анна Шершнева , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.

Почему можно говорить про 2017 год, как последний без кардинальных изменений в бухгалтерском учете?

Потому что Минфин России подготовил новый приказ, в котором представлена обновленная версия Программы разработки Федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее по тексту - ФСБУ). В настоящее время приказ находится в стадии завершения разработки и формирования окончательного варианта текста. Отследить сроки его принятия и вступления в силу, а также ознакомиться с окончательной редакцией можно .

Это уже второй документ по данной тематике. Буквально в прошлом году в Минюсте России уже был зарегистрирован (№ 42294) приказ Минфина РФ от 23.05.2016 №70н «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.». Положения нового приказа отменят действия этого документа.

Ну, а мы, давайте посмотрим, как выглядит обновленная программа.

Табл. Программа разработки ФСБУ на 2017 - 2019 гг.

Рабочее наименование проекта стандарта

Срок представления уведомления о разработке проекта стандарта

Срок представления проекта стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета

Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения

Ответственные исполнители (разработчики проектов стандартов)

1. Разработка ФСБУ

1.1 Запасы представлено

II кв. 2017 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»*

1.2 Нематериальные активы представлено

II кв. 2017 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.3 Аренда II кв. 2017 г.

III кв. 2017 г.

Минфин России

1.4 Основные средства представлено

IV кв. 2017 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.5 Незавершенные капитальные вложения III кв. 2017 г.

IV кв. 2017 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.6 Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) III кв. 2017 г.

I кв. 2018 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.7 Документы и документооборот в бухгалтерском учете IV кв. 2017 г.

I кв. 2018 г.

Минфин России

1.8 Бухгалтерская отчетность I кв. 2018 г.

II кв. 2018 г.

1.9 Некоммерческая деятельность II кв. 2018 г.

III кв. 2018 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.10 Доходы II кв. 2018 г.

IV кв. 2018 г.

НП «ИПБ России»***

1.11 Расходы II кв. 2018 г.

IV кв. 2018 г.

НП «ИПБ России»

1.12 Финансовые инструменты IV кв. 2018 г.

II кв. 2019 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.13 Добыча полезных ископаемых I кв. 2019 г.

IV кв. 2019 г.

Фонд «НСФО»****

1.14 Участие в зависимых организациях и совместная деятельность II кв. 2019 г.

III кв. 2019 г.

Минфин России

2. Внесение изменений в ПБУ

Наименование

Срок представления уведомления о разработке проекта

Срок представления проекта в Совет по стандартам бухгалтерского учета

Предполагаемая дата вступления в силу

Ответственные исполнители

2.1 Изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» представлено

II кв. 2017 г.

Минфин России

2.2 Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» IV кв. 2017 г.

I кв. 2018 г.

Минфин России

2.3 Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» I кв. 2018 г.

II кв. 2018 г.

Минфин России

2.4 Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» II кв. 2018 г.

III кв. 2018 г.

Минфин России

Примечания.

* Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».

** Саморегулируемая организация аудиторов «Российский союз аудиторов».

*** Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».

**** Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»

Изменения в ПБУ

Помимо введения новых стандартов предполагается, что в 2017 - 2020 гг. будут внесены изменения в действующие ПБУ.

Сейчас готовятся проекты изменений в , .

А ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» уже представлены для обсуждения общественности.

Что, скорее всего, примут вначале

Три федеральных стандарта - «Основные средства», «Запасы», «Нематериальные активы», ответственными разработчиками которых заявлен БМЦ, уже представлены на обсуждение.

Это означает, что в следующем году достаточно высока вероятность их принятия. При этом планируется, что с даты вступления в силу этих нормативных актов организациям будет предоставлено право их инициативного применения.

Я очень рекомендую это сделать, поскольку потребуется большая и планомерная работа по подготовке и переходу на их применение. С 2019 года ранее действовавшие стандарты утратят силу, а новые будут обязательны к применению.

Новый стандарты можно найти на сайте Бухгалтерского методологического центра:

Что бухгалтерам сделать сейчас

Новость об утверждении программы разработки федеральных стандартов имеет практическое значение. Поскольку не планируется изменять порядок представления в годовой бухотчетности сопоставимых данных, то предлагаю посмотреть на баланс 2019 года с этой точки зрения. В 2018 году организации должны будут представить данные об активах и обязательствах на три отчетные даты: на 31.12.2019, 31.12.2018 и... именно так - на 31.12.2017!

Обращаю внимание бухгалтеров на очевидный факт: собирать сопоставимую для будущих периодов информацию проще всего в процессе подготовки текущего годового отчета, поскольку цифры в этот момент знакомы.

Именно по этой причине их приведение к будущему порядку (или хотя бы проставление отметок для выделения активов, обязательств и операций, требующих корректировок для сопоставления) в тот момент, пока еще не знакомы цифры 2017 года, окажется в результате менее трудоемким.

Через два года для получения тех же итогов понадобится значительно больше времени: сначала надо будет вспомнить историю цифр 2017 года, а потом выделить новые объекты учета и оценить необходимые корректировки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: