Образец учетной политики для микропредприятия. Формирование учетной политики малого предпринимательства. Учетная политика для целей налогообложения

Особенности формирования учетной политики предприятий малого бизнеса (субъектов малого предпринимательства)

Определение статуса малого предприятия

Переход экономики от централизованного управления к рыночному регулированию значительно повлиял на условия функционирования предприятий, что привело к их трансформации. Так, крупные промышленные предприятия частично перестали существовать или уменьшили объемы производства, другие были реструктурированы, что обусловило их переход к категории "малых". Субъекты хозяйствования, которые создаются в современных условиях, также тяготеют к малому бизнесу. Это обусловливает увеличение доли предприятий малого бизнеса, рост их влияния на состояние экономики страны. В Украине разработан нормативную регламентацию определения статуса малого предприятия, методологии и организации учета, налогообложения и формирования отчетности малыми предприятиями.

Система бухгалтерского учета и отчетности предприятий малого бизнеса в Украине имеет свои специфические особенности, которые, прежде всего, обусловлены особенностями их хозяйственной деятельности, а также нормами законодательства Украины. Предприятия малого бизнеса, как и все другие субъекты хозяйствования, обязаны вести оперативный и бухгалтерский учет хозяйственных операций, составлять финансовую, налоговую и статистическую отчетность. При этом организация бухгалтерского учета предприятий малого бизнеса должна базироваться на общепринятых в Украине и в международной практике принципах и методических принципах, установленных Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

На уровне каждого субъекта хозяйственной деятельности построение учета должно учитывать все особенности организации и ведения предпринимательской деятельности этого субъекта и формализоваться в виде приказа по учетной политики.

Сознательный выбор элементов учетной политики предусматривает их базирования на оптимизации налогообложения, взвешенной инвестиционной и дивидендной политике. Исследование учетной практики малых предприятий свидетельствует о пренебрежении этими обстоятельствами, что обусловлено как субъективно (незначительный опыт работы сотрудников и несоответствие квалификационным требованиям), так и объективно (неосуществление внешнего контроля качества ведения бухгалтерского учета, высокий уровень теневой экономики). Кроме того, на отсутствие продуманной учетной политики предприятий малого бизнеса влияет также несогласованность определений в различных нормативных документах.

На уровне действующего законодательства все еще не урегулирован вопрос отнесения предприятий к сфере малого бизнеса.

Так, термин "субъект малого предпринимательства" (СМП) возник в нашей стране с вступлением в силу указа Президента от июля 1998 г. № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства". Однако сегодня действует несколько нормативных документов, которые по-разному его определяют.

Согласно ст. 1 Закона "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" от 19 октября 2000 г. № 2063 субъектами малого предпринимательства являются:

Физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности;

Юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 лиц и объем годового валового дохода не превышает 500 000 евро.

Согласно Указу Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции от 28 июня 1999 г. № 746/99

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для таких субъектов малого предпринимательства:

Физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц, и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн;

Юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц, и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) которых за год не превышает 1 млн грн.

Итак, действующее законодательство предусматривает два понятия: субъект малого предпринимательства субъект малого предпринимательства, имеет право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Однако не понятно зачем их отделять, поскольку введение этого термина как раз и было связано с предоставлением права применения упрощенной системы.

Кроме того, в Украине достаточно давно есть понятие "малое предприятие". Еще в 1991 г. Законом Украины "О предприятиях в Украине" был установлен критерий отнесения предприятий к малым, а именно - численность работающих в зависимости от отрасли, к которой относится предприятие. Согласно п. 2 ст. 2 этого Закона по малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия:

В промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек;

В других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек;

В науке и научном обслуживании - с численностью работающих до I00 лиц;

В отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек;

В розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.

1 января 2004 г. вступил в силу новый Хозяйственный кодекс, который заменил ряд законов, среди которых и Закон Украины "О предприятия в Украине".

Так, в соответствии с п. 7 ст. 63 Хозяйственного кодекса в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год все предприятия делятся на малые, средние и большие. Малы считаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает суммы, эквивалентной 500 тысячам евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривны.

Итак, понятие "малое предприятие" до утверждения нового Хозяйственного кодекса было более широким и включало как субъект малого предпринимательства (СМП), так и субъект предпринимательской деятельности (СПД). С 2004 г. отличий между этими понятиями нет.

понятие "плательщик единого налога", то таким плательщиком является субъект малого предпринимательства, который изъявил желание перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Итак, понятие "субъект малого предпринимательства" шире понятия "плательщик единого налога" (или "субъект малого бизнеса") и охватывает как те предприятия, которые воспользовались правом перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, так и те, на которых это право распространено, но реализовать его они не считают нужным.

Одним из существенных факторов, который влияет на учетную политику предприятия малого бизнеса, является возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

На любом предприятии независимо от его масштаба и вида деятельности должна быть учетная политика!

Этот документ носит локальный характер, но он определяет порядок всего учетного процесса и документооборота, а также порядок формирования показателей для целей налогообложения. Поэтому подходить к формированию учетной политики следует очень тщательно.

Что представляет собой этот документ?

Учетная политика в общем виде представляет собой свод правил, по которым предприятие будет строить свой учет и рассчитывать налоги.

Формируется документ предприятием самостоятельно, но в рамках действующего законодательства:

  • если в нормативных актах дается сразу несколько вариантов учета, предприятие выбирает один из них, какой наиболее подходит для его целей;
  • если же законодательством не предусмотрен способ ведения бухучета в отношении конкретной его области, то предприятие вправе разработать такой способ самостоятельно, но в пределах компетенции, которая дана хозяйствующему субъекту действующими законами.

Однако учетная политика является не только сводом учетных правил :

  • она утверждает необходимые предприятию документы, разрабатывать которые разрешил закон;
  • устанавливает систему документооборота, которой должны подчиняться все на предприятии;
  • определяет базовые критерии организации учета. Например, учет ведется с применением журнально-ордерной формы или автоматизировано, руководителем или эта обязанность передана бухгалтеру – штатному или внештатному, и т.д.

Утверждается учетная политика приказом, и при необходимости (смена вида деятельности, изменения в нормативных актах, и т.д.) в нее вносятся корректировки. Цель этой политики – создать единую систему учета, которая применяется на предприятии последовательно из года в год. А это означает – достоверность формируемых финансовых и имущественных показателей.

Правила формирования

Политику по учету разрабатывает главный бухгалтер предприятия, а при отсутствии этой должности в :

  • штатный бухгалтер, выполняющий функции главного бухгалтера;
  • руководитель компании (если у него достаточно квалификации);
  • приглашенный специалист.

Учетная политика необходима всем предприятиям, которых обязали вести бухучет в соответствии с законом «О бухучете» №402-ФЗ.

Исключение составляют:

  • предприниматели и частнопрактикующие лица, но только при условии, что указанные субъекты ведут учет показателей, необходимых для исчисления налогов с учетом требований законодательства о налогах. Однако очень часто появляется и у них необходимость издавать локальные нормативные акты, где закрепляется порядок учета того или иного объекта или операции;
  • действующие в России обособленные подразделения организации, созданной по законам иностранного государства. Но тоже при условии, что эта организация ведет учет налоговых показателей, исходя из требований Налогового Кодекса РФ.

Учетная политика на предприятии формируется на основе :

  • федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (по тексту – закон №402-ФЗ);
  • положений по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все компании, но действуют до утверждения федеральных стандартов;
  • отраслевых стандартов, которые устанавливают специфические условия ведения учета, отражающие в себе особенности сферы деятельности компании.

Также к этому списку можно добавить методические рекомендации по бухучету, и обязательно – .

О том, что такое учетная политика, рассказано в следующем видеоуроке:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок разработки

Учетную политику можно сформировать в одном из двух вариантов:

  1. в общеустановленном;
  2. в упрощенном. Этот вариант предназначен для малых предприятий; для организаций, имеющих статус участника Сколково, и для некоммерческих организаций. Причем, указанные лица могут использовать и общие для всех правила ведения учета.

Кроме того, предприниматели, которым дано право не вести бухучет и которые этим правом не воспользовались, также могут выбирать вариант учетной политики. Об этом говорит закон №402-ЗФ, разрешая упрощенную форму учета субъектам малого предпринимательства, к которому относятся не только юридические лица, но и предприниматели.

Учетная политика формируется с момента государственной регистрации субъекта и подлежит применению из года в год. Утверждается она руководителем предприятия отдельным приказом , к которому прикладывается полный текст самой политики. И в случае изменения законодательства в этот документ вносятся коррективы отдельным приказом – с указанием какой пункт в учетной политике признать утратившим силу и по какой причине, и с изложением новой его редакции.

Учетная политика может содержать не только перечень правил учета, но и образцы самостоятельно разработанных предприятием форм, график и порядок документооборота, рабочий план счетов (если он разрабатывается предприятием).

Приказ, утверждающий учетную политику , должен обязательно содержать:

  • название «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учетов»;
  • дата издания приказа при утверждении правил учета на следующий год должна быть не позже 31 декабря. Если вносятся изменения из-за перемен в законодательстве, то следует сориентироваться с тем, на какой период эти изменения распространяются. Как правило, на грядущий отчетный либо налоговый период. В этом случае дата приказа должна быть не позже даты наступления данного периода;
  • далее идет уточнение причины издания приказа. Например, при внесении в учетную политику изменений: «В соответствии с изменениями Федерального закона…». А если принимается документ на следующий год, то в таком приказе уточнение причины не делается;
  • после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» пишется фраза «утвердить согласно приложению учетную политику на ___год». Приложением является сама учетная политика;
  • если же вносятся изменения в действующий документ, в тексте приказа следует указать какой пункт учетной политики более не имеет силы и изложить ниже его новую редакцию.


Подписывает
приказ руководитель предприятия.

Как правило, она содержит в себе три основных блока :

Кроме этих основных блоков в учетной политике должны присутствовать :

  • образцы разработанных бланков и регистров;
  • система документооборота;
  • состав комиссий для проведения , списания активов и т.д.
  • рабочий (или типовой) план счетов;
  • и иная информация, которая необходима для организации учета.

Очень важный момент: нужно указать, что в налоговом учете используются данные, получаемые из бухгалтерских первичных документов и регистров. Иначе, придется формировать отдельные налоговые регистры.

Ответственность за нарушение или отсутствие документа

Непосредственно за отсутствие самой учетной политики или ее нарушение ничего не будет.

Однако не стоит забывать, что этот документ – свод учетных правил, которые утверждаются для целей учета и расчета налогов, а значит, не соответствие им грозит штрафами, в частности:

  • статья 120, Налоговый Кодекс РФ – за грубое нарушение учетных правил от 10 тысяч руб. до 20 % от неуплаченной суммы налогов (и не меньше 40 тысяч рублей);
  • статья 15.11, КоАП РФ – нарушение бухгалтерского учета чревато потерей должностным лицом от 5 тысяч рублей до дисквалификации на срок до 2- х лет.

Таким образом, прямой ответственности за нарушение именно учетной политики нет, но зато она предусмотрена за последствия такого нарушения.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание

На предприятии, работающем в сфере торговли , важным является отражение всех расходов через счет 44 «Расходы на продажу» без распределения на другие счета. В этом случае необходимо правильно организовать аналитический учет.

Для производственных предприятий важным считается:

  • порядок учета готовой продукции – с использованием счета 40 «Выпуск продукции» или с применением сразу 43-го счета «Готовая продукция»;
  • порядок учета незавершенного производства;
  • порядок учета полуфабрикатов и брака.

Для малых предприятий важен выбор варианта учетной политики – упрощенный (снизит объем документооборота и учетных операций) или общий.

Для ООО важна полнота отражения данных для определения , за счет которой происходит начисление дивидендов. Именно поэтому многие предприятия, даже малые, применяют неупрощенный вариант учетной политики, считая его более точным.

Для сельскохозяйственных предприятий важна организация формирования по всем направлениям деятельности. Это может быть и растениеводство, и животноводство, и т.д. И каждое из этих направлений обязывает к более детальному – по видам – учету.

1. Основные принципы учетной политики

2. Обязательные требования к учетной политике

3. Классификация элементов учетной политики

4. Порядок составления учетной политики для целей налогообложения

Под учетной политикой предприятия, применяемой для целей бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ПБУ 1/98, понимается принятая совокупность способов (методов) ведения бухгалтерского учета. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

· организационно-правовая форма (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

· отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

· масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

· управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

· финансовая стратегия организации;

· материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

· степень развития информационной системы в организациях, в том числе управленческого учета;

· уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Исходя из вышеизложенного, при оформлении приказа об учетной политике по каждому из ее отдельных элементов может указываться законодательная норма, согласно которой регулируется возможность применения того или иного способа ведения учета или отражаться тот факт, что элемент учетной политики определен организацией самостоятельно.

Таким образом, учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствующим условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения.

Обязательные требования, предъявляемые к формированию учетной политики организации:

1. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.

2. Формирование учетной политики должно осуществляться с учетом следующих допущений:

Допущение имущественной обособленности;

Допущение непрерывности деятельности;

Допущение последовательности применения учетной политики;

Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

3. Учетная политика должна содержать:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы учетных первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Методы оценки активов и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Учетная политика должна обеспечивать:

Полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

Рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказ, распоряжение) организации и утверждению руководителем организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения учетной политики. Разработанная и утвержденная учетная политика организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации оформляют избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Методологические элементы учетной политики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, оказывающих влияние на показатели бухгалтерской финансовой отчетности. Например, способ списания сырья и материалов в бухгалтерском учете влияет на оценку остатков сырья и материалов, величину незавершенного производства, себестоимость готовой продукции.

Методические элементы учетной политики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. Они регулируют технику отражения операций на счетах бухгалтерского учета и учетных регистрах. Данные приемы не оказывают влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Организационная часть учетной политики описывает организацию системы бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, относящиеся к данной части учетной политики, закрепляют способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.

Классификация элементов учетной политики по сфере регулирования :

1. Общие элементы учетной политики – регулируют организацию всей системы бухгалтерского учета организации. К таким элементам относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, форма бухгалтерского учета.

2. Специальные элементы учетной политики регулируютведение бухгалтерского учета на определенном участке. К таким элементам относятся: способ оценки незавершенного производства, метод начисления амортизации основных средств, порядок списания расходов будущих периодов.

Классификация элементов учетной политики по обязательности разработки:

Обязательные элементы необходимо разрабатывать и утверждать вне зависимости от того, какие объекты бухгалтерского учета присутствуют в организации. К таким элементам, например, относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, правила документооборота.

Факультативно – обязательные элементы учетной политики должны разрабатываться и утверждаться в учетной политике организации только в случае наличия у нее определенных объектов бухгалтерского учета или осуществления ею определенных операций. Например, метод начисления амортизации нематериальных активов должен быть утвержден в организации при наличии у нее данных объектов бухгалтерского учета. Однако если у организации нематериальных активов нет, то и вышеуказанный способ может в учетной политике не утверждаться. Аналогично формы первичных учетных документов должны утверждаться в учетной политике только при осуществлении операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов.

Наконец, факультативными элементами учетной политики являются такие, утверждение которых не обязательно даже при наличии у хозяйствующих субъектов объектов бухгалтерского учета, которые регулируют данные элементы. Например, субъекты малого предпринимательства вправе не применять положение по бухгалтерскому учету « Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18-02. Согласно п. 13 ПБУ 5-01 торговые организации затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в состав расходов на продажу. Таким образом, если хозяйствующий субъект не утвердит в своей учетной политике этот способ, то будет использоваться общий порядок, т.е. все затраты по заготовке и доставке товаров до склада будут включаться в их себестоимость.

Организация должна формировать две учетные политики: одну - для целей бухгалтерского учета, другую - для целей налогообложения. Они могут быть оформлены как в виде отдельных документов, так и в виде разделов общей учетной политики организации.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

· если организация решила изменить применяемые методы учета;

· если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

· общие и организационно-технические вопросы;

· методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

· распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

· применение аналитических регистров налогового учета;

· технология обработки учетной информации.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность.

В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.

Регистрами налогового учета могут быть:

· регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;

· регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета - с использованием компьютерной техники либо ручным способом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить на различные группы по отношению к конкретным налогам.

Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

В учетной политике для целей налогового учета по налогу на прибыль устанавливаются элементы, касающиеся как порядка исчисления налога на прибыль, так и способа уплаты авансовых платежей по налогу.

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено - бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов , оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров - унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств , порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов - порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях , при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Учетная политика УСН

Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%) , или «доходы минус расходы» (15%) .

Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:

  • порядок учета доходов,
  • указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
  • в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
  • налоговый регистр - КУДИР .

При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:

  • порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
  • состав материальных расходов,
  • порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
  • признание прошлых убытков в текущем периоде,
  • порядок исчисления и уплаты минимального налога,

в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».

Учетная политика ОСНО

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль . В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
  • порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
  • методы оценки материалов, сырья и товаров,
  • формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  • применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% - это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Учетная политика: образец

Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.

У каждого предприятия должен быть набор правил корректной обработки информации, который позволит снизить риск возникновения претензий со стороны госорганов к деятельности организации, сохранить целостность данных и оптимизировать аудит. Этот свод положений имеет собственное наименование - учетная политика предприятия. О том, как правильно она должна быть сформирована, вы узнаете из этой статьи.

Суть

Учетная политика предприятия (УП) - набор способов ведения хозяйственной деятельности, которые должны соответствовать таким требованиям:

  • полное отображение информации;
  • готовность к получению расходов;
  • отражение факторов исходя из условий хозяйствования;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета (БУ);
  • тождественность данных, которые отображаются в аналитическом и синтетическом учете.

Нормы должны быть раскрыты предприятием в виде пояснительной записки или публикации данных. В случае сдачи неполной отчетности разглашению подлежит информация, относящихся к расшифрованным материалам.

Учетная и налоговая политика предприятия оформляются приказами и другими документами. Деятельность осуществляется по конкретному направлению. При отсутствии документов учетная политика малого предприятия формируется путем разработки методов ведения реестров исходя из норм законодательства.

Основные принципы формирования УП:

1. Имущество организации не связано с активами его собственников.

2. Выбранные методы принимаются последовательно, из года в год.

3. УП формируется исходя из того, что предприятие продолжит свою деятельность, т. е. не будет ликвидировано.

4. Факты хоздеятельности отражаются в отчетности в текущем периоде, независимо от момента их возникновения или поступления средств, связанных с ними.

Внедрение

Способы ведения деятельности зависят от специфики предприятия. Но большинство из них универсальны, и пользователи могут выбрать для себя оптимальный вариант. Регламент разрабатывается один раз (при начале работы организации) и должен быть утвержден не позднее, чем через 3 месяца со дня госрегистрации юрлица. Но при необходимости он должен быть изменен. Корректировки вносятся, если:

  • изменяется законодательство;
  • редактируются нормативные документы;
  • регистрируются новые собственники;
  • происходит реорганизация.

Налоговый учет

Основные правила ведения НУ, которые должны быть отражены в УП:

  1. Разработанные организацией регистры (в соответствии с требованиями НК).
  2. Классификация затрат на прямые и косвенные.
  3. Порядок оценки запасов при передаче их в производство, а также реализации товаров: по цене единицы, средней стоимости, ФИФО. ЛИФО с 2015 года уже нельзя использовать.
  4. Алгоритм переноса стоимости имущества на расходы: при вводе в эксплуатацию либо в течение отчетного периода.
  5. Способы начисления амортизации (А) и порядок применения коэффициентов.
  6. Использование права включать в состав расходов затраты на капитальные вложения: 10 % от первоначальной стоимости основных средств (ОС).
  7. Порядок использования резервов.
  8. Алгоритм калькуляции себестоимости продукции.
  9. Порядок признания представительских расходов, затрат на добровольное страхование и т. д.
  10. Алгоритм учета программного обеспечения в качестве амортизируемого имущества.

Бухгалтерский учет

Основные правила ведения БУ, которые должны быть отражены в УП:

  1. Используемые статьи плана счетов.
  2. Сокращенная или полная форма баланса, отчета о прибылях и убытках.
  3. Порядок группировки данных об оценочных и условных обязательствах, регламент раскрытия информации в отчетности.
  4. Классификация потоков денежных средств.
  5. Если организация применяет ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», то необходимо указать их основы (производимая продукция, товары, работы, услуги) и перечень отсчетных сегментов.
  6. Классификация денежных потоков (финансовый результат от обычной и специфической деятельности).
  7. Порядок переоценки ОС.
  8. Способы калькуляции амортизации.
  9. Определение срока полезного использования ОС, нематериальных активов (НМА).
  10. Алгоритм оценки запасов при отпуске их на сторону или в производство.

Это приблизительный перечень, не окончательный. Для создания эффективной учетной политики необходим гибкий системный подход, который учитывал бы специфику бизнеса и тщательный анализ законодательства. Выбранные способы ведения БУ и НУ применяются всеми подразделениями. Рассмотрим детальнее некоторые из элементов.

МБП

Лимит стоимости устанавливается организацией. Методы списания издержек на ремонт могут быть следующие:

  • Затраты, которые относятся к последующим периодам и равномерно списываются как будущие расходы.
  • Создается ремонтный фонд, отчисления в который производят исходя из балансовой стоимости ОС и нормативов, установленных организацией.
  • Фактические расходы, которые включаются в себестоимость.

Амортизация

Равномерная: начисления происходят в установленном порядке. Данная схема может использоваться всеми организациями.

Ускоренная: установленные нормы умножаются на специальный коэффициент (не более 2). Использование данного метода должно быть согласовано с госорганами и в течение 1 месяца доведено до налоговой.

Дополнительно у всех организаций есть возможность применять пониженный коэффициент (до 0,5) на сумму амортизационных отчислений в случае значительного ухудшения финансовых показателей. Учетная политика предприятия может предусматривать дополнительные отчисления в размере 50 % от первоначальной стоимости ОС со сроком службы более 36 месяцев.

Амортизация МБП в зависимости от цены:

  • первые 50 % списываются при передаче в эксплуатацию, вторые 50 % - при выбытии;
  • 100 % стоимости при передаче со склада.

НМА

Они оцениваются до тех пор, пока пригодны к использованию. Учитываются на счете 04. Нормы амортизации разрабатываются исходя из сроков полезного использования оборудования. Последние определяются:

  • сроком действия лицензии, патентов и т. д., но не менее 12 месяцев;
  • 10 лет, но не более периода функционирования предприятия, если точные даты установить невозможно;
  • для программных продуктов, устаревших патентов, ноу-хау и т. п. - по методике эффективности разработок.

Учетная политика предприятия, организации может предусматривать, что НМА переносят свою стоимость на издержки ежемесячно исходя из таких норм:

  • для всех объектов - по КТ 05;
  • для НМА, со сроком действия 10 лет - по КТ 04.

Производство

Оценка готовой продукции происходит:

  • по цене фактического приобретения;
  • по плановой себестоимости;
  • готовая продукция учитывается по затратам, связанным с ее изготовлением, а косвенные расходы отражаются на счете прибылей и убытков.

Учетная политика производственного предприятия предусматривает методы определения себестоимости материалов:

  • По средним затратам - по себестоимости первых партий по времени закупок. Метод основан на предположении, что материалы используются в той же последовательности, в которой они были приобретены, поэтому и оцениваться должны соответствующим образом.
  • По цене последних партий по времени закупок.
  • По фактической себестоимости.
  • На счете 15 отражается договорная цена, а на счете 16 - ее отклонение от себестоимости.

Учетная политика предприятия: образец составления

Выбранный набор правил должен быть четко сформулирован и соответствующим образом оформлен.

Приказ №

Учетная политика предприятия на 2015 год

ООО __________ Дата

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить на 2015 год, согласно приложению, учетную политику ООО _______.

2. Положения должны быть исполнены всеми сотрудниками, ответственными за ведение и подготовку первичных документов.

Директор _____________(ФИО)

Дополнения

В приложении должны быть четко расписаны все классификаторы затрат, методы отнесения расходов на прямые и косвенные, способы начисления амортизации и другие параметры.

Учетная политика предприятия: образец регистрации правил ведении БУ

Организация

БУ ведет руководитель самостоятельно

Лимит стоимости ОС

Активы, которые не относятся к ОС, а отражаются в составе запасов, не должны превышать по стоимости 20 000 руб.

Способ начисления амортизации по ОС

Линейный

Переоценка первоначальной стоимости ОС

Не осуществляется

Способ начисления амортизации по НМА

Линейный

Переоценка НМА

Не осуществляется

Оценка запасов

По затратам на изготовление

Списание запасов

Синтетический учет запасов

Синтетический учет полуфабрикатов

В составе незавершенного производства (НЗП), сч. 20.

Затраты по ремонту ОС

Списываются сразу на издержки производства

Общепроизводственные расходы

Распределяются между изготовленными товарами пропорционально прямым затратам

Общехозяйственные расходы

Списываются на сч. 90

Оценка ГП

По фактической себестоимости (сч. 40 не используется)

Признание выручки от продажи

После изготовления продукции

Учет задолженности по займам

В составе долгосрочных кредитов до истечения установленного срока возврата средств

Учет допзатрат, связанных с получением займов

Включаются в расходы отчетного периода

Определения стоимости актива при его выбытии

По первоначальной стоимости

Отражение в БУ прочих доходов и расходов

Развернуто

На этих положениях должен осуществляться БУ. Дополним предыдущий пример. Учетная политика предприятия в области НУ должна осуществляться по таким параметрам.

Организация

На основе регистров БУ с добавлением с реквизитов из НК

Дата получения дохода

По методу начисления

Списание сырья и материалов

По стоимости единицы запасов

Оценка покупных товаров

Метод начисления амортизации

Линейный

Учет расходов на вложения в ОС

Увеличение первоначальной стоимости

Отнесение процентов по кредитам к расходам

Не более 110 % ставки рефинансирования ЦБ по обязательствам в рублях, 115 % - в иностранной валюте

Список прямых расходов на производство

Определены в ст. 254 НК РФ

Учет прямых затрат на оказание услуг

В полном объеме относятся к доходам от производства текущего периода

Алгоритм распределения расходов на НЗП

По прямым статьям

Формирование стоимости купленных товаров

Включаются договорная цена, расходы на доставку сырья на склад

Вывод

Учетная политика предприятия - набор правил, которые позволяют организации корректно обрабатывать информацию. Ее структура зависит от оборотов организации. Принятые нормы должны исполняться всеми подразделениями.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: