Объекты обслуживания жилищно коммунального хозяйства. Понятие и элементы жилищно-коммунального хозяйства

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, 2003

К объектам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).

Согласно Жилищному кодексу РСФСР от 24.06.1983 находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В него не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Кроме того, Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения. Данные объекты относятся к основным средствам непроизводственного назначения, поскольку используются в непроизводственной сфере. В связи с этим в бухгалтерском учете организациям следует выделять их в отдельную группу и учитывать обособленно.

Появление на балансе организации объектов ЖКХ возможно различными путями. У коммерческих организаций данные объекты могут возникать вследствие приобретения, безвозмездного поступления или строительства для собственных нужд. А вот постановка на баланс организации государственного и муниципального имущества согласно гл.19 ГК РФ может осуществляться лишь в случаях передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Организации, имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учет этих объектов должны вести на счете 01 "Основные средства", к которому открываются субсчета "Жилищный фонд" и др. (Письмо Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (в ред. от 03.04.1996)).

Объекты жилищного фонда учитываются по первоначальной стоимости, формирование которой зависит от источников их приобретения:

  1. приобретение объектов за плату;
  2. приобретение основных средств в обмен на другое имущество;
  3. безвозмездное получение жилых зданий;
  4. получение основных средств в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации;
  5. строительство объектов жилого фонда.

При приобретении жилых зданий и помещений их первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление этих объектов, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п.8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а также ст.11 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

В бухгалтерском учете приобретение объектов жилищного фонда за плату отражается на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1). При этом в учете производят соответствующие записи (табл. 1).

Таблица 1

При обмене имущества на объекты ЖКХ в учете должна быть отражена стоимость и поступившего, и выбывшего имущества, причем стоимость обмениваемых товаров должна быть равноценной (табл. 2). В противном случае сторона, передающая более дешевый товар, должна оплатить разницу в ценах. Основанием для учета данных операций будут договор мены и акты приемки-передачи основных средств, а также счета-фактуры для отражения НДС. Моментом реализации по договору мены является его выполнение обеими сторонами.

Таблица 2

Дебет Кредит Содержание операции
62 90 Отражена продажная стоимость обмениваемой
продукции на основании предъявленного счета
08 60 Отражено поступление жилого здания по стоимости,
равной стоимости передаваемой продукции
19 60 Отражена сумма НДС по поступившему объекту на
основании счета-фактуры передающей стороны
01 08 Принят к учету объект ЖКХ по первоначальной
стоимости
90 43 Списана фактическая себестоимость обмениваемой
продукции
90 68 Начислен НДС по реализованной (обмениваемой)
продукции
90 99 Определен финансовый результат от реализации
продукции по договору мены
60 62 Произведен взаимозачет по обмениваемому имуществу
91, 84 19 Списана сумма НДС по поступившему объекту ЖКХ

При безвозмездном поступлении объектов ЖКХ по договору дарения от юридических или физических лиц или на основании акта приемки-передачи от органов государственной власти или местного самоуправления они подлежат постановке на баланс организации по рыночной стоимости:

Дебет 08, Кредит 98-2 - оприходован безвозмездно полученный объект основных средств по рыночной стоимости;

Дебет 01, Кредит 08 - объект принят в эксплуатацию.

При получении вклада в уставный капитал в виде объектов ЖКХ первоначальная стоимость данных объектов определяется по согласованной денежной оценке учредителей и представляет собой определенный размер вклада учредителя:

Дебет 75-1, Кредит 80 - отражена сумма задолженности учредителя по вкладу в уставный капитал;

Дебет 01, Кредит 75-1 - принят на учет объект основных средств по согласованной стоимости.

На баланс унитарных предприятий данные объекты могут как поступать в виде вклада в уставный фонд, так и передаваться в хозяйственное ведение и оперативное управление от государственного или муниципального органа:

Дебет 01, Кредит 76 - оприходованы объекты основных средств, полученные от государственного или муниципального органа по первоначальной стоимости;

Дебет 76, Кредит 83 (84) - увеличен добавочный капитал унитарного предприятия.

Возможно появление объектов ЖКХ на балансе организации также путем строительства подрядным или хозяйственным способом (табл. 3).

Таблица 3

Дебет Кредит Содержание операции
Подрядный способ
08 60 Отражена стоимость выполненных работ
60 50, 51 Произведена оплата выполненных работ
01 08 По акту приемки-передачи принят на учет объект
основных средств
Хозяйственный способ
08 10 Списаны материалы на производство строительных
работ
08 70, 69 Начислена заработная плата строительным рабочим, и
произведены обязательные отчисления
08 02, 76 Отражены расходы по эксплуатации основных средств
08 68 Начислен НДС по выполненным хозяйственным способом
строительным работам
01 08 После государственной регистрации объект поставлен
на баланс организации

Как и любое основное средство, объекты ЖКХ подвергаются износу в процессе эксплуатации. Но, поскольку такие здания и сооружения не являются объектами производственного назначения, списание их стоимости путем начисления амортизации, включаемой в себестоимость продукции, не производится (п.17 ПБУ 6/01). Для учета сумм начисленного по объектам ЖКХ износа Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрен забалансовый счет 010 "Износ основных средств". На этом счете обобщается информация о движении сумм износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.). Износ по указанным объектам начисляется в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений.

При выбытии отдельных объектов (включая продажу, безвозмездную передачу и т.п.) сумма износа по ним списывается со счета 010. Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту.

Выбытие объектов ЖКХ учитывается в общеустановленном порядке, т.е. на счете 91.

Для отражения затрат состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, Планом счетов предназначен счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Он используется для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации. По дебету данного счета отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Они списываются с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 с кредита счета 23 "Вспомогательные производства".

По кредиту счета 29 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 29 в дебет счетов:

учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами;

учета затрат подразделений - потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами;

90 "Продажи" (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами) и др.

Остаток по счету 29 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Е.Емельяненко

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

# ##### ##### ####### #
# # # # # # # ##
# # # # # # # #
# # ##### ##### ###### #
####### # # # # #
# # # # # # # #
# ##### ##### ##### #####

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера социально-экономической структуры общества, обеспечивающая функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населённых пунктах. Объекты и муниципальные субъекты сферы ЖКХ, задачи Минжилкомхоза РБ.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Состояние и концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства России. Анализ деятельности жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. Оценка маркетинговых исследований по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в Свердловском округе.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2010

    Коммунальная энергетика, городской транспорт, бытовое обслуживание как подотрасли жилищно-коммунального хозяйства. Задачи Министерства Республики Беларусь. Сущность регулирующей, контрольной и законодательной функции. Объекты и субъекты хозяйства.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства, его элементы и внутренние связи. Полномочия ОМС в различных отраслях ЖКХ. Система управления жилищно-коммунального хозяйства Москвы, его основные проблемы, необходимость и направления реформирования.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2010

    Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ. Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства. Современная ситуация в реформе жилищно-коммунального комплекса, ее социальные последствия.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2010

    Роль и значение жилищного и коммунального комплексов в экономической системе. Жилищные и коммунальные услуги и их характеристики. Особенности экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Основы регулирования тарифов коммунального комплекса.

    презентация , добавлен 12.04.2014

    Состав и порядок формирования доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Анализ и оценка ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности СМУП " Жилищно-эксплутационного участка №15".

    курсовая работа , добавлен 12.03.2010

    дипломная работа , добавлен 24.05.2010

Радиационно опасные объекты

В России действует 10 атомных электростанций (АЭС), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно–исследовательских организаций, работающих с ядерными материалами, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Практически все АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30–километровых зонах проживает более 4 млн человек. Кроме того, большую опасность для населения представляет система утилизации ядерных отходов, получаемых на этих объектах.

Химически опасные объекты

В Российской Федерации функционирует более 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Более 50 % из них используют аммиак, около 35 % – хлор, 5 % – соляную кислоту. На отдельных объектах одновременно может находиться до нескольких тысяч АХОВ. Суммарный запас АХОВ на предприятиях страны достигает 700 тыс. т. Многие из этих предприятий располагаются в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек или вблизи них. Это прежде всего предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Пожаро–и взрывоопасные объекты

В нашей стране насчитывается свыше 8 тыс. пожаро–и взрывоопасных объектов. Наиболее часто взрывы и пожары происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Они приводят, как правило, к разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительному материальному ущербу.

Газо–и нефтепроводы

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных нефтепроводов, около 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Большая часть магистральных газопроводов, нефтепроводов и неф–тепродуктопроводов введена в строй в 60-70–е гг. прошлого века. Поэтому сегодня доля нефтепроводов со сроком эксплуатации более 20 лет составляет 73 %, из них значительная часть эксплуатируется более 30 лет. Из этого следует, что существующая сеть нефтепроводов в значительной степени выработала свой ресурс и требует серьезной реконструкции. Основными причинами аварий на трубопроводах являются подземная коррозия металла (21 %), брак строительно–монтажных работ (21), дефекты труб и оборудования (14), механические повреждения (19 %).

Транспорт

Ежегодно в Российской Федерации различными видами транспорта перевозится более 3,5 млрд т грузов, в том числе железнодорожным – около 50 %, автомобильным – 39, внутренним водным – 8, морским – 3 %. Ежесуточные перевозки людей превышают 100 млн человек: по железной дороге – 47 %, автотранспортом – 37, авиацией – 15, речными и морскими судами – 1 %. Наиболее опасен автомобильный транспорт, при эксплуатации которого погибает в среднем 33,415 чел. на 1 млрд пассажирокилометров. Для сравнения, в авиации этот показатель равен 1,065 чел. В железнодорожных авариях людские потери значительно ниже. Следует также отметить, что транспорт является серьезным источником опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок около 12 %.

Гидротехнические сооружения

В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ (в том числе 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м 3) и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), что может создать немало проблем. Они расположены, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и все являются объектами повышенного риска. Их разрушение может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, множества городов, сел и объектов экономики, к длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Объекты коммунального хозяйства

В жилищно–коммунальном хозяйстве нашей страны функционирует около 2370 водопроводных и 1050 канализационных насосных станций, примерно 138 тыс. трансформаторных подстанций, свыше 51 тыс. котельных. Протяженность водопроводных сетей составляет приблизительно 185 тыс. км, тепловых (в двухтрубном исчислении) – 101 тыс. км и канализационных – около 105 тыс. км.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит около 120 крупных аварий, материальный ущерб от которых исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария происходила на сетях и объектах теплоснабжения, а каждая пятая – в системах водоснабжения и канализации.

Основные причины техногенных аварий и катастроф заключаются в следующем:

Возрастает сложность производств, часто это связано с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих сильное воздействие на компоненты окружающей среды;

Уменьшается надежность производственного оборудования и транспортных средств в связи с высокой степенью износа;

Нарушение технологической и трудовой дисциплины, низкий уровень подготовки работников в области безопасности.

Кроме того, иногда причинами ряда аварий и техногенных катастроф являются различные опасные природные процессы и явления.

3.Чрезвычайные ситуации военного времени. Средства поражения.

3) При возникновении локальных вооруженных конфликтов и развертывании широкомасштабных войн источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Характеристика этих опасностей приведена в таблице 1.

Опасности военного времени имеют характерные, присущие только им особенности:

во–первых, они планируются, готовятся и проводятся людьми, поэтому имеют более сложный характер, чем природные и техногенные;

во–вторых, средства поражения применяются тоже людьми, поэтому в реализации этих опасностей меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;

в–третьих, развитие средств нападения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия, поэтому в течение какого–то промежутка времени они имеют превосходство;

Таблица 1


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07

К объектам жилищно - коммунального хозяйства относятся
жилой фонд, гостиницы (за
исключением туристических), дома и общежития для приезжих,
объекты внешнего благоустройства, искусственные
сооружения, бассейны, сооружения и
оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки,
цехи, базы, мастерские,
гаражи, специальные
машины и
механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно - коммунального хозяйства социально - культурной сферы, физкультуры и спорта. ст. 275.1 НК РФ


Смотреть значение Объекты Жилищно - Коммунального Хозяйства в других словарях

Жилищно- — Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: жилищный. Жилищно-строительный кооператив.
Толковый словарь Кузнецова

Археологические Объекты — Археологическими объектами считаются все остатки и предметы или любые другие следы существования человека, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, основным........
Юридический словарь

Внесение Изменений В Документы Заявки На Объекты Промышленной Собственности — заявитель имеет право внести в документы заявки на объекты промышленной собственности исправления и уточнения без изменения сущности заявленных объектов промышленной........
Юридический словарь

Водные Объекты Общего Пользования — - водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные........
Юридический словарь

Военные Объекты — - боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения. Перечень, утвержденный Указом Президента Российской........
Юридический словарь

Высший Совет Народного Хозяйства (вснх) — - 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-1932 гг. Создан при СНК РСФСР. С образованием СССР - объединенный........
Юридический словарь

Географические Объекты — существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы,........
Юридический словарь

Единый Тарифно-квалификационный Справочник Работ И Профессий Рабочих Народного Хозяйства Ссср (еткс) — - нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим. Тарификация работ производится в соответствии с их сложностью,........
Юридический словарь

Жилищно-строительный Кооператив — - организация граждан-застройщиков, создаваемая в целях строительства жилого дома (домов) и последующей эксплуатации и управления им (ими). Жилищно-строительные кооперативы........
Юридический словарь

Жилищно-строительный Кооператив (жск) — - разновидность потребительского кооператива, некоммерческая организация, целью которой является удовлетворение потребностей ее членов в жилье. В ЖСК могут объединяться........
Юридический словарь

Имущество Крестьянского (фермерского) Хозяйства — находится у его членов на праве совместной собственности, если законодательством или договором между ними не установлено иное. (Ст. 260 Гражданского кодекса Республики Беларусь)
Юридический словарь

Обладатель Исключительных Прав На Объекты научно-технической Информации — - государство как субъект правоотношений в области научно-технической информации, юридические и физические лица, осуществляющие распоряжение и пользование документированной........
Юридический словарь

Обособленные Водные Объекты — относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Положения водного законодательства Российской Федерации применяются к обособленным........
Юридический словарь

Общая Совместная Собственность Членов Крестьянского (фермерского) Хозяйства — - правовая форма совместного обладания имуществом на праве собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства. По гражданскому законодательству (ст. 257 ГК РФ)........
Юридический словарь

Объекты Авторского Права — авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства........
Юридический словарь

Объекты Бухгалтерского Учета — Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.........
Юридический словарь

Объекты Государственной Охраны — - лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. К объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации,........
Юридический словарь

Объекты Гражданских Прав — - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. Согласно ст. 128 ГК РФ к О. г.п. относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги,........
Юридический словарь

Объекты Доверительного Управления — ценные бумаги и средства инвестирования в ценные бумаги, включая: ценные бумаги и средства инвестирования, переданные в доверительное управление при заключении договора........
Юридический словарь

Объекты Единой Системы Организации Воздушного Движения — Объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания........
Юридический словарь

Объекты Лесных Отношений — Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации... участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права........
Юридический словарь

Объекты Мониторинга [социально-трудовой Сферы] — Объектами мониторинга являются специально отобранные (базовые) предприятия, учреждения и другие организации различных форм собственности и отраслей экономики, регионы,........
Юридический словарь

Объекты Почтовой Связи — - по определению ФЗ "О почтовое связи" от 9 августа 1995 г. "обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки........
Юридический словарь

Объекты Правовых Отношений Недропользования — - ресурсы недр. От вида ресурса недр и его особенностей зависят права и обязанности, которые возникают у субъектов правовых отношений недропользования.
Юридический словарь

Объекты Промышленной Собственности — к ним относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения........
Юридический словарь

Объекты Творческой Архитектурной Деятельности (архитектурные Объекты) — Объектами творческой архитектурной деятельности (архитектурными объектами) являются: 1. планировка и застройка городов, других поселений и территорий; 2. здания, сооружения........
Юридический словарь

Объекты Экономической Безопасности Российской Федерации — Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных........
Юридический словарь

Объекты, Не Признаваемые Патентоспособными Изобретениями — не считаются изобретениями, в частности: открытия, а также научные теории и математические методы: решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на........
Юридический словарь

Особо Охраняемые Водные Объекты — - природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. полностью или частично,........
Юридический словарь

Особо Охраняемые Объекты И Территории — - участки земли и водного пространства, которые имеют особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и изъяты решениями органов........
Юридический словарь

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов.

Функционирование ЖКХ - это обеспечение сохранности и эффективного использование жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает:

  • 1. жилой и нежилой фонд, строительные и ремонтные организации
  • 2. объекты бытового обслуживания (бани, гостиницы, транспорт и др.)
  • 3. инженерную инфраструктуру и ресурсоснабжение (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и др.)
  • 4. санитарно-технические предприятия (бытовые отходы, уборка города)
  • 5. энергетические предприятия (электричество, газ, тепло)
  • 6. инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, озеленение и пр.)

Структура жилищно-коммунального хозяйства выглядит следующим образом (см. рисунок 2):

Рисунок 2 - Обобщенная структурная схема ЖКХ

Коммунальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения .

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

  • 1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.
  • 2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
  • 3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания .

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

  • 1. частный - фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
  • 2. государственный - фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
  • 3. муниципальный - фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
  • 4. общественный - фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
  • 5. коллективный - фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Объекты коммунального назначения ЖКХ:

1. Водопровод

Это система непрерывного водоснабжения потребителей для удовлетворения их нужд. Водопровод может удовлетворять нужды: питьевые, хозяйственные, производственные, противопожарные, ирригационные (Орошение).

2. Канализация

Это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, с целью их очистки от загрязнений, и дальнейшей эксплуатации, либо возвращению в водоем. Необходимый элемент современного городского хозяйства .

3. Капитальный ремонт помещений

Он подразумевает значительные работы по улучшению состояния зданий и сооружений. Нередко капитальный ремонт сродни реконструкции некоторых частей здания или же всего здания.

4. Текущий ремонт зданий

Имеет своей целью незначительные изменения.

5. Теплоснабжение

Слежение за изоляцией горячей воды в батареях, обеспечение котельных и ТЭЦ, а также система завоза топлива к ним.

  • 6. Уборка и утилизация мусора
  • 7. Электроснабжение

Субъектами деятельности ЖКХ являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.

Сеть электроснабжения - комплекс инженерных сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для передачи электрической энергии от источников к потребителям.

ЖКХ имеет большое экономическое и социальное значение, так как затрагивает важные жизненные интересы всех граждан, вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения .

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс характеризуется кризисным состоянием. Оно обусловлено многими факторами, такими как: финансовым положением, высокой затратностью, высокой степенью износа, большими потерями энергии, воды и другими ресурсами. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 40%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок (см. рисунок 3). Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет около 50 млн. кв. метров. Объем жилищного строительства за последний период составляет 30-32 млн. кв. метров, или 41-44% от объема, достигнутого в 1990 г.

На решение этих проблем направлена программа «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. .

Деятельность ОМС в жилищно-коммунальной сфере направлена на осуществление в рамках своих полномочий социальных прав граждан и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека .

Рисунок 3 - Техническое состояние жилья в 2007 г. (в %)

В соответствии с Законом РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» задачами ОМС В жилищной сфере являются:

  • 1. обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан
  • 2. осуществление строительства и реконструкции муниципального жилищного фонда
  • 3. создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников)
  • 4. обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере
  • 5. развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

ОМС во взаимодействии с государственными органами власти обеспечивают:

  • 1. порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в муниципальном и общественном жилищный фондах;
  • 2. доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья;
  • 3. содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
  • 4. возможность получения налоговых и финансово кредитных льгот предприятиям, учреждениями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
  • 5. поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для жилищного строительства;
  • 6. правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов, собственников, застройщиков, агентов по торговле и аренде, страховых компаний) ;
  • 7. контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере;

Недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а так же коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством.

Муниципальный жилищный фонд - это фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

ОМС вправе предоставлять гражданам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по договору найма при площади жилья, превышающий социальную норму.

ОМС, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения.

ОМС в коммунальной сфере руководствуются правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.

Так же можно выделить полномочия ОМС по следующим отраслям:

  • 1. В отрасли водоснабжения и водоотведения:
    • - Утверждения с учётом требования законодательства градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, других градостроительной документации.
    • - Утверждение местных программ в сфере питьевой воды и участие в разработке, соответствующих государственных программ.
    • - Дача соглашения на размещение на соответствующей территории новых или реконструкцию действующих объектов, деятельность которых может причинить вред источникам питьевого водоснабжения.

Органы местного самоуправления в обязательном порядке должны дать разрешение на размещение объекта .

  • - Принятие решений о проведении государственной экологической и санитарно эпидемиологической экспертизы объектов хозяйственной деятельности, которые могут действовать на источники питьевого водоснабжения.
  • - Контроль за качеством питьевой воды, использованием и охраной питьевого водоснабжения.
  • - Составление протоколов о наложении штрафов и др. санкций к предприятиям питьевого водоснабжения в случае нарушения законодательства.
  • - Информирование населения о качестве воды, порядка расчёта тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения. Тарифы утверждают органы местного самоуправления.
  • - Определения уровня и качества услуг питьевого водоснабжения, установление тарифов на эти услуги.
  • - Ограничения и запрещение деятельности предприятий питьевого водоснабжения.
  • - Установления правил пользования водозаборными сооружениями.
  • - Установление зон санитарной охраны, источников и объектов центрального питьевого водоснабжения.
  • - Ограничения или запрет на использование предприятиями питьевой воды для промышленных нужд.
  • - Решение других вопросов.
  • 2. В отрасли санитарной очистки территорий
  • - Выполнение требований законодательства об отходах.
  • - Разработка и утверждение схем санитарной отчистки населенных пунктов.
  • -Организация сбора и удаления бытовых отходов, создание полигонов для их захоронения, организация раздельного сбора полезных компонентов.
  • - Утверждение местных и региональных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением.
  • - Решения вопросов размещения на своей территории объектов обращения с отходами.
  • - Координация деятельности субъектов в предпринимательской деятельности, которые находятся на их территории.
  • - Определение размеров платежей за размещением отходов.
  • - Ведение контроля за рациональным использованием и безопасным обращением с отходами на всей территории.
  • - Ликвидация несанкционированных и контролируемых свалок .

Органы местного самоуправления принимают решение про:

  • 1. Отвод земельных участков для размещения отходов;
  • 2. Строительство объектов обращения отходов.
  • 3. В отрасли теплоснабжения
  • - регулирование деятельности субъектов отношений в сфере теплоснабжения в пределах, отнесённых к ведению соответствующих советов;
  • - утверждение местных программ развития в сфере теплоснабжения, участие в разработке и внедрении государственных и региональных программ в этой сфере;
  • - утверждение проектов градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, схем теплоснабжения и градостроительной документации;
  • - осуществления контроля за обеспечением потребителей тепловой энергии в соответствии с нормативными требованиями;
  • - согласование и размещение в пределах соответствующей административно-территориальной единицы новых или реконструкцию действующих объектов теплоснабжения и содействию развития систем теплоснабжения на соответствующей территории;
  • - установление для соответствующей территориальной громады в порядке и пределах, определённых законодательством, тарифов на тепловую энергию, которая подается предприятиями и организациями коммунальной собственности .

Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляют государственные инспекции и другие органы в порядке, установленном законом .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: