"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, 2003
К объектам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Согласно Жилищному кодексу РСФСР от 24.06.1983 находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В него не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Кроме того, Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения. Данные объекты относятся к основным средствам непроизводственного назначения, поскольку используются в непроизводственной сфере. В связи с этим в бухгалтерском учете организациям следует выделять их в отдельную группу и учитывать обособленно.
Появление на балансе организации объектов ЖКХ возможно различными путями. У коммерческих организаций данные объекты могут возникать вследствие приобретения, безвозмездного поступления или строительства для собственных нужд. А вот постановка на баланс организации государственного и муниципального имущества согласно гл.19 ГК РФ может осуществляться лишь в случаях передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
Организации, имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учет этих объектов должны вести на счете 01 "Основные средства", к которому открываются субсчета "Жилищный фонд" и др. (Письмо Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (в ред. от 03.04.1996)).
Объекты жилищного фонда учитываются по первоначальной стоимости, формирование которой зависит от источников их приобретения:
- приобретение объектов за плату;
- приобретение основных средств в обмен на другое имущество;
- безвозмездное получение жилых зданий;
- получение основных средств в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации;
- строительство объектов жилого фонда.
При приобретении жилых зданий и помещений их первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление этих объектов, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п.8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а также ст.11 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В бухгалтерском учете приобретение объектов жилищного фонда за плату отражается на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1). При этом в учете производят соответствующие записи (табл. 1).
Таблица 1
При обмене имущества на объекты ЖКХ в учете должна быть отражена стоимость и поступившего, и выбывшего имущества, причем стоимость обмениваемых товаров должна быть равноценной (табл. 2). В противном случае сторона, передающая более дешевый товар, должна оплатить разницу в ценах. Основанием для учета данных операций будут договор мены и акты приемки-передачи основных средств, а также счета-фактуры для отражения НДС. Моментом реализации по договору мены является его выполнение обеими сторонами.
Таблица 2
Дебет | Кредит | Содержание операции |
62 | 90 | Отражена продажная стоимость обмениваемой продукции на основании предъявленного счета |
08 | 60 | Отражено поступление жилого здания по стоимости, равной стоимости передаваемой продукции |
19 | 60 | Отражена сумма НДС по поступившему объекту на основании счета-фактуры передающей стороны |
01 | 08 | Принят к учету объект ЖКХ по первоначальной стоимости |
90 | 43 | Списана фактическая себестоимость обмениваемой продукции |
90 | 68 | Начислен НДС по реализованной (обмениваемой) продукции |
90 | 99 | Определен финансовый результат от реализации продукции по договору мены |
60 | 62 | Произведен взаимозачет по обмениваемому имуществу |
91, 84 | 19 | Списана сумма НДС по поступившему объекту ЖКХ |
При безвозмездном поступлении объектов ЖКХ по договору дарения от юридических или физических лиц или на основании акта приемки-передачи от органов государственной власти или местного самоуправления они подлежат постановке на баланс организации по рыночной стоимости:
Дебет 08, Кредит 98-2 - оприходован безвозмездно полученный объект основных средств по рыночной стоимости;
Дебет 01, Кредит 08 - объект принят в эксплуатацию.
При получении вклада в уставный капитал в виде объектов ЖКХ первоначальная стоимость данных объектов определяется по согласованной денежной оценке учредителей и представляет собой определенный размер вклада учредителя:
Дебет 75-1, Кредит 80 - отражена сумма задолженности учредителя по вкладу в уставный капитал;
Дебет 01, Кредит 75-1 - принят на учет объект основных средств по согласованной стоимости.
На баланс унитарных предприятий данные объекты могут как поступать в виде вклада в уставный фонд, так и передаваться в хозяйственное ведение и оперативное управление от государственного или муниципального органа:
Дебет 01, Кредит 76 - оприходованы объекты основных средств, полученные от государственного или муниципального органа по первоначальной стоимости;
Дебет 76, Кредит 83 (84) - увеличен добавочный капитал унитарного предприятия.
Возможно появление объектов ЖКХ на балансе организации также путем строительства подрядным или хозяйственным способом (табл. 3).
Таблица 3
Дебет | Кредит | Содержание операции |
Подрядный способ | ||
08 | 60 | Отражена стоимость выполненных работ |
60 | 50, 51 | Произведена оплата выполненных работ |
01 | 08 | По акту приемки-передачи принят на учет объект основных средств |
Хозяйственный способ | ||
08 | 10 | Списаны материалы на производство строительных работ |
08 | 70, 69 | Начислена заработная плата строительным рабочим, и произведены обязательные отчисления |
08 | 02, 76 | Отражены расходы по эксплуатации основных средств |
08 | 68 | Начислен НДС по выполненным хозяйственным способом строительным работам |
01 | 08 | После государственной регистрации объект поставлен на баланс организации |
Как и любое основное средство, объекты ЖКХ подвергаются износу в процессе эксплуатации. Но, поскольку такие здания и сооружения не являются объектами производственного назначения, списание их стоимости путем начисления амортизации, включаемой в себестоимость продукции, не производится (п.17 ПБУ 6/01). Для учета сумм начисленного по объектам ЖКХ износа Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрен забалансовый счет 010 "Износ основных средств". На этом счете обобщается информация о движении сумм износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.). Износ по указанным объектам начисляется в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений.
При выбытии отдельных объектов (включая продажу, безвозмездную передачу и т.п.) сумма износа по ним списывается со счета 010. Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту.
Выбытие объектов ЖКХ учитывается в общеустановленном порядке, т.е. на счете 91.
Для отражения затрат состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, Планом счетов предназначен счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Он используется для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации. По дебету данного счета отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Они списываются с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 с кредита счета 23 "Вспомогательные производства".
По кредиту счета 29 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 29 в дебет счетов:
учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами;
учета затрат подразделений - потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами;
90 "Продажи" (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами) и др.
Остаток по счету 29 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Е.Емельяненко
Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"
Подобные документы
Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера социально-экономической структуры общества, обеспечивающая функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населённых пунктах. Объекты и муниципальные субъекты сферы ЖКХ, задачи Минжилкомхоза РБ.
презентация , добавлен 21.02.2014
Состояние и концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства России. Анализ деятельности жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. Оценка маркетинговых исследований по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в Свердловском округе.
дипломная работа , добавлен 06.07.2010
Коммунальная энергетика, городской транспорт, бытовое обслуживание как подотрасли жилищно-коммунального хозяйства. Задачи Министерства Республики Беларусь. Сущность регулирующей, контрольной и законодательной функции. Объекты и субъекты хозяйства.
презентация , добавлен 21.02.2014
Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства, его элементы и внутренние связи. Полномочия ОМС в различных отраслях ЖКХ. Система управления жилищно-коммунального хозяйства Москвы, его основные проблемы, необходимость и направления реформирования.
дипломная работа , добавлен 03.11.2010
Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ. Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства. Современная ситуация в реформе жилищно-коммунального комплекса, ее социальные последствия.
курсовая работа , добавлен 09.10.2010
Роль и значение жилищного и коммунального комплексов в экономической системе. Жилищные и коммунальные услуги и их характеристики. Особенности экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Основы регулирования тарифов коммунального комплекса.
презентация , добавлен 12.04.2014
Состав и порядок формирования доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Анализ и оценка ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности СМУП " Жилищно-эксплутационного участка №15".
курсовая работа , добавлен 12.03.2010
дипломная работа , добавлен 24.05.2010
Радиационно опасные объекты
В России действует 10 атомных электростанций (АЭС), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно–исследовательских организаций, работающих с ядерными материалами, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Практически все АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30–километровых зонах проживает более 4 млн человек. Кроме того, большую опасность для населения представляет система утилизации ядерных отходов, получаемых на этих объектах.
Химически опасные объекты
В Российской Федерации функционирует более 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Более 50 % из них используют аммиак, около 35 % – хлор, 5 % – соляную кислоту. На отдельных объектах одновременно может находиться до нескольких тысяч АХОВ. Суммарный запас АХОВ на предприятиях страны достигает 700 тыс. т. Многие из этих предприятий располагаются в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек или вблизи них. Это прежде всего предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Пожаро–и взрывоопасные объекты
В нашей стране насчитывается свыше 8 тыс. пожаро–и взрывоопасных объектов. Наиболее часто взрывы и пожары происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Они приводят, как правило, к разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительному материальному ущербу.
Газо–и нефтепроводы
В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных нефтепроводов, около 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Большая часть магистральных газопроводов, нефтепроводов и неф–тепродуктопроводов введена в строй в 60-70–е гг. прошлого века. Поэтому сегодня доля нефтепроводов со сроком эксплуатации более 20 лет составляет 73 %, из них значительная часть эксплуатируется более 30 лет. Из этого следует, что существующая сеть нефтепроводов в значительной степени выработала свой ресурс и требует серьезной реконструкции. Основными причинами аварий на трубопроводах являются подземная коррозия металла (21 %), брак строительно–монтажных работ (21), дефекты труб и оборудования (14), механические повреждения (19 %).
Транспорт
Ежегодно в Российской Федерации различными видами транспорта перевозится более 3,5 млрд т грузов, в том числе железнодорожным – около 50 %, автомобильным – 39, внутренним водным – 8, морским – 3 %. Ежесуточные перевозки людей превышают 100 млн человек: по железной дороге – 47 %, автотранспортом – 37, авиацией – 15, речными и морскими судами – 1 %. Наиболее опасен автомобильный транспорт, при эксплуатации которого погибает в среднем 33,415 чел. на 1 млрд пассажирокилометров. Для сравнения, в авиации этот показатель равен 1,065 чел. В железнодорожных авариях людские потери значительно ниже. Следует также отметить, что транспорт является серьезным источником опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок около 12 %.
Гидротехнические сооружения
В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ (в том числе 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м 3) и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), что может создать немало проблем. Они расположены, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и все являются объектами повышенного риска. Их разрушение может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, множества городов, сел и объектов экономики, к длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.
Объекты коммунального хозяйства
В жилищно–коммунальном хозяйстве нашей страны функционирует около 2370 водопроводных и 1050 канализационных насосных станций, примерно 138 тыс. трансформаторных подстанций, свыше 51 тыс. котельных. Протяженность водопроводных сетей составляет приблизительно 185 тыс. км, тепловых (в двухтрубном исчислении) – 101 тыс. км и канализационных – около 105 тыс. км.
На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит около 120 крупных аварий, материальный ущерб от которых исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария происходила на сетях и объектах теплоснабжения, а каждая пятая – в системах водоснабжения и канализации.
Основные причины техногенных аварий и катастроф заключаются в следующем:
Возрастает сложность производств, часто это связано с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих сильное воздействие на компоненты окружающей среды;
Уменьшается надежность производственного оборудования и транспортных средств в связи с высокой степенью износа;
Нарушение технологической и трудовой дисциплины, низкий уровень подготовки работников в области безопасности.
Кроме того, иногда причинами ряда аварий и техногенных катастроф являются различные опасные природные процессы и явления.
3.Чрезвычайные ситуации военного времени. Средства поражения.
3) При возникновении локальных вооруженных конфликтов и развертывании широкомасштабных войн источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Характеристика этих опасностей приведена в таблице 1.
Опасности военного времени имеют характерные, присущие только им особенности:
во–первых, они планируются, готовятся и проводятся людьми, поэтому имеют более сложный характер, чем природные и техногенные;
во–вторых, средства поражения применяются тоже людьми, поэтому в реализации этих опасностей меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;
в–третьих, развитие средств нападения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия, поэтому в течение какого–то промежутка времени они имеют превосходство;
Таблица 1
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07
К объектам жилищно - коммунального хозяйства относятся
жилой фонд, гостиницы (за
исключением туристических), дома и общежития для приезжих,
объекты внешнего благоустройства, искусственные
сооружения, бассейны, сооружения и
оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки,
цехи, базы, мастерские,
гаражи, специальные
машины и
механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно - коммунального хозяйства социально - культурной сферы, физкультуры и спорта. ст. 275.1 НК РФ
Смотреть значение Объекты Жилищно - Коммунального Хозяйства в других словарях
Жилищно-
— Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: жилищный. Жилищно-строительный кооператив.
Толковый словарь Кузнецова
Археологические Объекты
— Археологическими объектами считаются все остатки и предметы или любые другие следы существования человека, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, основным........
Юридический словарь
Внесение Изменений В Документы Заявки На Объекты Промышленной Собственности
— заявитель имеет право внести в документы заявки на объекты промышленной собственности исправления и уточнения без изменения сущности заявленных объектов промышленной........
Юридический словарь
Водные Объекты Общего Пользования
— - водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные........
Юридический словарь
Военные Объекты
— - боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения. Перечень, утвержденный Указом Президента Российской........
Юридический словарь
Высший Совет Народного Хозяйства (вснх)
— - 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-1932 гг. Создан при СНК РСФСР. С образованием СССР - объединенный........
Юридический словарь
Географические Объекты
— существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы,........
Юридический словарь
Единый Тарифно-квалификационный Справочник Работ И Профессий Рабочих Народного Хозяйства Ссср (еткс)
— - нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим. Тарификация работ производится в соответствии с их сложностью,........
Юридический словарь
Жилищно-строительный Кооператив
— - организация граждан-застройщиков, создаваемая в целях строительства жилого дома (домов) и последующей эксплуатации и управления им (ими). Жилищно-строительные кооперативы........
Юридический словарь
Жилищно-строительный Кооператив (жск)
— - разновидность потребительского кооператива, некоммерческая организация, целью которой является удовлетворение потребностей ее членов в жилье. В ЖСК могут объединяться........
Юридический словарь
Имущество Крестьянского (фермерского) Хозяйства
— находится у его членов на праве совместной собственности, если законодательством или договором между ними не установлено иное. (Ст. 260 Гражданского кодекса Республики Беларусь)
Юридический словарь
Обладатель Исключительных Прав На Объекты научно-технической Информации
— - государство как субъект правоотношений в области научно-технической информации, юридические и физические лица, осуществляющие распоряжение и пользование документированной........
Юридический словарь
Обособленные Водные Объекты
— относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Положения водного законодательства Российской Федерации применяются к обособленным........
Юридический словарь
Общая Совместная Собственность Членов Крестьянского (фермерского) Хозяйства
— - правовая форма совместного обладания имуществом на праве собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства. По гражданскому законодательству (ст. 257 ГК РФ)........
Юридический словарь
Объекты Авторского Права
— авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства........
Юридический словарь
Объекты Бухгалтерского Учета
— Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.........
Юридический словарь
Объекты Государственной Охраны
— - лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. К объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации,........
Юридический словарь
Объекты Гражданских Прав
— - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. Согласно ст. 128 ГК РФ к О. г.п. относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги,........
Юридический словарь
Объекты Доверительного Управления
— ценные бумаги и средства инвестирования в ценные бумаги, включая: ценные бумаги и средства инвестирования, переданные в доверительное управление при заключении договора........
Юридический словарь
Объекты Единой Системы Организации Воздушного Движения
— Объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания........
Юридический словарь
Объекты Лесных Отношений
— Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации... участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права........
Юридический словарь
Объекты Мониторинга [социально-трудовой Сферы]
— Объектами мониторинга являются специально отобранные (базовые) предприятия, учреждения и другие организации различных форм собственности и отраслей экономики, регионы,........
Юридический словарь
Объекты Почтовой Связи
— - по определению ФЗ "О почтовое связи" от 9 августа 1995 г. "обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки........
Юридический словарь
Объекты Правовых Отношений Недропользования
— - ресурсы недр. От вида ресурса недр и его особенностей зависят права и обязанности, которые возникают у субъектов правовых отношений недропользования.
Юридический словарь
Объекты Промышленной Собственности
— к ним относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения........
Юридический словарь
Объекты Творческой Архитектурной Деятельности (архитектурные Объекты)
— Объектами творческой архитектурной деятельности (архитектурными объектами) являются: 1. планировка и застройка городов, других поселений и территорий; 2. здания, сооружения........
Юридический словарь
Объекты Экономической Безопасности Российской Федерации
— Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных........
Юридический словарь
Объекты, Не Признаваемые Патентоспособными Изобретениями
— не считаются изобретениями, в частности: открытия, а также научные теории и математические методы: решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на........
Юридический словарь
Особо Охраняемые Водные Объекты
— - природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. полностью или частично,........
Юридический словарь
Особо Охраняемые Объекты И Территории
— - участки земли и водного пространства, которые имеют особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и изъяты решениями органов........
Юридический словарь
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов.
Функционирование ЖКХ - это обеспечение сохранности и эффективного использование жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека.
Жилищно-коммунальное хозяйство включает:
- 1. жилой и нежилой фонд, строительные и ремонтные организации
- 2. объекты бытового обслуживания (бани, гостиницы, транспорт и др.)
- 3. инженерную инфраструктуру и ресурсоснабжение (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и др.)
- 4. санитарно-технические предприятия (бытовые отходы, уборка города)
- 5. энергетические предприятия (электричество, газ, тепло)
- 6. инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, озеленение и пр.)
Структура жилищно-коммунального хозяйства выглядит следующим образом (см. рисунок 2):
Рисунок 2 - Обобщенная структурная схема ЖКХ
Коммунальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения .
Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.
Коммунальное хозяйство включает:
- 1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.
- 2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
- 3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.
К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.
Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания .
Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:
- 1. частный - фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
- 2. государственный - фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
- 3. муниципальный - фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
- 4. общественный - фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
- 5. коллективный - фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.
Объекты коммунального назначения ЖКХ:
1. Водопровод
Это система непрерывного водоснабжения потребителей для удовлетворения их нужд. Водопровод может удовлетворять нужды: питьевые, хозяйственные, производственные, противопожарные, ирригационные (Орошение).
2. Канализация
Это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, с целью их очистки от загрязнений, и дальнейшей эксплуатации, либо возвращению в водоем. Необходимый элемент современного городского хозяйства .
3. Капитальный ремонт помещений
Он подразумевает значительные работы по улучшению состояния зданий и сооружений. Нередко капитальный ремонт сродни реконструкции некоторых частей здания или же всего здания.
4. Текущий ремонт зданий
Имеет своей целью незначительные изменения.
5. Теплоснабжение
Слежение за изоляцией горячей воды в батареях, обеспечение котельных и ТЭЦ, а также система завоза топлива к ним.
- 6. Уборка и утилизация мусора
- 7. Электроснабжение
Субъектами деятельности ЖКХ являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.
Сеть электроснабжения - комплекс инженерных сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для передачи электрической энергии от источников к потребителям.
ЖКХ имеет большое экономическое и социальное значение, так как затрагивает важные жизненные интересы всех граждан, вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения .
В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс характеризуется кризисным состоянием. Оно обусловлено многими факторами, такими как: финансовым положением, высокой затратностью, высокой степенью износа, большими потерями энергии, воды и другими ресурсами. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 40%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок (см. рисунок 3). Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет около 50 млн. кв. метров. Объем жилищного строительства за последний период составляет 30-32 млн. кв. метров, или 41-44% от объема, достигнутого в 1990 г.
На решение этих проблем направлена программа «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. .
Деятельность ОМС в жилищно-коммунальной сфере направлена на осуществление в рамках своих полномочий социальных прав граждан и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека .
Рисунок 3 - Техническое состояние жилья в 2007 г. (в %)
В соответствии с Законом РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» задачами ОМС В жилищной сфере являются:
- 1. обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан
- 2. осуществление строительства и реконструкции муниципального жилищного фонда
- 3. создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников)
- 4. обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере
- 5. развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.
ОМС во взаимодействии с государственными органами власти обеспечивают:
- 1. порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в муниципальном и общественном жилищный фондах;
- 2. доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья;
- 3. содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
- 4. возможность получения налоговых и финансово кредитных льгот предприятиям, учреждениями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
- 5. поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для жилищного строительства;
- 6. правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов, собственников, застройщиков, агентов по торговле и аренде, страховых компаний) ;
- 7. контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере;
Недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а так же коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством.
Муниципальный жилищный фонд - это фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
ОМС вправе предоставлять гражданам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по договору найма при площади жилья, превышающий социальную норму.
ОМС, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения.
ОМС в коммунальной сфере руководствуются правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.
Так же можно выделить полномочия ОМС по следующим отраслям:
- 1. В отрасли водоснабжения и водоотведения:
- - Утверждения с учётом требования законодательства градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, других градостроительной документации.
- - Утверждение местных программ в сфере питьевой воды и участие в разработке, соответствующих государственных программ.
- - Дача соглашения на размещение на соответствующей территории новых или реконструкцию действующих объектов, деятельность которых может причинить вред источникам питьевого водоснабжения.
Органы местного самоуправления в обязательном порядке должны дать разрешение на размещение объекта .
- - Принятие решений о проведении государственной экологической и санитарно эпидемиологической экспертизы объектов хозяйственной деятельности, которые могут действовать на источники питьевого водоснабжения.
- - Контроль за качеством питьевой воды, использованием и охраной питьевого водоснабжения.
- - Составление протоколов о наложении штрафов и др. санкций к предприятиям питьевого водоснабжения в случае нарушения законодательства.
- - Информирование населения о качестве воды, порядка расчёта тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения. Тарифы утверждают органы местного самоуправления.
- - Определения уровня и качества услуг питьевого водоснабжения, установление тарифов на эти услуги.
- - Ограничения и запрещение деятельности предприятий питьевого водоснабжения.
- - Установления правил пользования водозаборными сооружениями.
- - Установление зон санитарной охраны, источников и объектов центрального питьевого водоснабжения.
- - Ограничения или запрет на использование предприятиями питьевой воды для промышленных нужд.
- - Решение других вопросов.
- 2. В отрасли санитарной очистки территорий
- - Выполнение требований законодательства об отходах.
- - Разработка и утверждение схем санитарной отчистки населенных пунктов.
- -Организация сбора и удаления бытовых отходов, создание полигонов для их захоронения, организация раздельного сбора полезных компонентов.
- - Утверждение местных и региональных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением.
- - Решения вопросов размещения на своей территории объектов обращения с отходами.
- - Координация деятельности субъектов в предпринимательской деятельности, которые находятся на их территории.
- - Определение размеров платежей за размещением отходов.
- - Ведение контроля за рациональным использованием и безопасным обращением с отходами на всей территории.
- - Ликвидация несанкционированных и контролируемых свалок .
Органы местного самоуправления принимают решение про:
- 1. Отвод земельных участков для размещения отходов;
- 2. Строительство объектов обращения отходов.
- 3. В отрасли теплоснабжения
- - регулирование деятельности субъектов отношений в сфере теплоснабжения в пределах, отнесённых к ведению соответствующих советов;
- - утверждение местных программ развития в сфере теплоснабжения, участие в разработке и внедрении государственных и региональных программ в этой сфере;
- - утверждение проектов градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, схем теплоснабжения и градостроительной документации;
- - осуществления контроля за обеспечением потребителей тепловой энергии в соответствии с нормативными требованиями;
- - согласование и размещение в пределах соответствующей административно-территориальной единицы новых или реконструкцию действующих объектов теплоснабжения и содействию развития систем теплоснабжения на соответствующей территории;
- - установление для соответствующей территориальной громады в порядке и пределах, определённых законодательством, тарифов на тепловую энергию, которая подается предприятиями и организациями коммунальной собственности .
Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляют государственные инспекции и другие органы в порядке, установленном законом .