Что относится к финансовой отрасли. Финансы — что это такое. Продукция, товары, денежные средства, налоги и сборы

Предприятия – это средства, которые образуются в процессе реализации продукции или услуг, поступают от инвесторов или кредиторов. Они используются для расширения производства, могут быть направлены на вознаграждение сотрудников или на формирование денежных фондов. находятся в обороте и не могут быть извлечены и направлены на иные цели.

Формирование состава финансов

Финансы состоят из:

  • Денежных фондов.
  • Инвестиций.
  • Коммуникативных финансовых отношений.

Финансы могут появляться в результате перераспределения денежных фондов и снижения издержек.

Финансы предприятия – это сложная структура, которая включает в себя госфинансы, отраслевые финансы, номинальную стоимость ценных бумаг, страховые выплаты, а также денежные средства, находящиеся в обороте, и кредиты.

Материальные ресурсы – основа производственного процесса.

Их формирование происходит за счет следующих источников:

  • Собственные средства.
  • Займы и кредиты.
  • Привлеченные финансы (инвестиционная поддержка).

Собственные средства, как правило, находятся в обороте и составляют большую часть финансов предприятия. Срок их использования четко не устанавливается. Собственные средства появляются в результате реализации продукции и закладываются в уставные фонды.

Заемные средства организации – это денежные ресурсы, которые выдаются компании на определенный период времени при условии возвращения. Обычно заемные средства формируются благодаря банковским кредитам (как долгосрочным, так и краткосрочным).

Привлеченные финансовые средства номинально не принадлежат организации и передаются во временное пользование на определенных условиях. Инвестиции могут быть направлены на расширение производства или на локальные задачи.

Каждый из вышеперечисленных источников является частью активов компании и может быть направлен на материальное обеспечение производственной и хозяйственной деятельности предприятия с одной единственной целью – для получения максимальной прибыли.

Финансовые ресурсы компании – это сумма собственных средств, инвестиций и займов, которые принимают участие в обороте капитала и требуются для функционирования производства.

Составляющие финансовых ресурсов:

  • Средства, находящиеся в обороте.
  • на амортизацию.
  • Средства, заложенные в целевом фонде.
  • Средства, заложенные в корпоративном фонде.
  • Кредитные средства.

Финансы - синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку - изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы - это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с и прочие регрессивные факторы , как стагнация, и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

  • бюджет федерального значения;
  • бюджет субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды.

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные - распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы - система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов - налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ - Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

Ключевой орган управления финансами - , проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В западной научной и учебной литературе общих определений финансов обычно не дают, финансы трактуются довольно широко. Обычно конкретизируется, о каких финансах идёт речь: публичных, корпоративных или личных финансах. Под публичными финансами понимают процесс и механизм формирования и использования государственных ресурсов, баланса доходов и расходов, а также соответствующие методы контроля . Под корпоративными финансами подразумевают «надлежащее управление деньгами» или «искусство и науку управления деньгами» . Таким образом, термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми . Под теорией финансов подразумеваются теории арбитражного ценообразования, структуры капитала, портфельная теория, теория ценообразования финансовых активов, опционов и другие теории, основанные Г. Марковицем, У. Шарпом, Р. Мертоном, Ф. Модильяни, М. Миллером, Дж. Тобином, A. Блэком и др.

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег .

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Финансовые научные (учебные) дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально -экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы - это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент , а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело» . Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль ».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики . Финансовая математика является основой управления финансами.

Трактовка термина «финансы»

«Западная» трактовка

Современные трактовки термина финансы берут своё начало в камерализме - немецком варианте меркантилизма - науке, занимавшейся проблемой формирования и целевого использования государственной казны . Под финансами камералисты понимали управление доходами, предназначенными к употреблению на нужды государства . Понятия «камеральная наука» и «наука финансовая» в западной литературе иногда употреблялись как синонимы, но после того, как в структуре камерального хозяйства были учреждены камер-коллегии, в состав которых вошла полиция, термин «финансы» обрёл самостоятельный, более узкий смысл: «...отрасль правительственной деятельности, имеющая своей целью приобретение, сохранение и надлежащее употребление необходимых для государственной власти материальных ценностей и состоящая в ведении собственного хозяйства или в попечении о государственных доходах и расходах. Эти попечения правительства … составляют предмет так называемых финансов, финансового управления, правительственного хозяйства или хозяйства государственного» (в дореволюционной России термин употреблялся в том же значении, что и в Германии (см. ).

В англоязычной литературе второй половины XIX - начала ХХ века термин «финансы» трактовался не так однозначно, как в немецкой. В частности, в словаре Вебстера (издание 1886 года) говорилось о том, что финансы - это «доходы (revenue) правителя или государства; иногда, доход физического лица» . Таким образом, это определение отражает точку зрения узкого круга западных учёных той поры, согласно которой сфера финансов ограничивалась только доходами государства и, кроме того, указывает на употребление термина «финансы» не только применительно к общественному сектору экономики, но и к частному. Во второй половине ХIХ века в контексте финансов говорится не только о государственных доходах и расходах, но и о спекуляции ценными бумагами, накоплении капитала и процентной ставке по ссудному банковскому капиталу, как о важных аспектах финансовой науки (см., например ). В книге английского автора Г. Кинга «Теория финансов» вообще не упоминается общественный сектор экономики, а речь идет о прибыли, актуарных расчетах , простом и сложном проценте на ссудный капитал . В этом плане показательно и определение финансов Ф. Кливленда: «Финансы представляют собой отрасль бизнеса, которая имеет дело с получением и расходованием фондов, необходимых для оснащения и управления предприятием. … Что такое фонды? Как их получить? Как ими управлять? Ответы на три эти вопроса покрывают всю область финансов» . Примечательно, что и К. Маркс в своем «Капитале » употребляет термин «финансы» в контексте денежного капитала, банков и бирж .

Перенос смыслового содержания термина «финансы» с общественного на частный сектор экономики произошёл в результате метонимии (согласно книге К. Плена «Введение в общественные финансы» (1921)). Как следствие, используемый без уточняющих прилагательных («общественные» (public), «личные» (personal), «корпоративные» (corporate)), термин «финансы» получил более широкий смысл, нежели имел первоначально, и, помимо общественного сектора, стал охватывать вопросы капитала, прибыли, доходов и расходов предприятий и частных лиц. В этой связи, для исключения двусмысленности прилагательного «финансовый» (financial), возникшей в результате метонимии, К. Плен, а вслед за ним и М. Хантер указывали на то, что применительно к общественным финансам корректнее употреблять прилагательное «фискальный» (fiscal), говоря при этом «фискальный год», а не «финансовый год» .

Употребление термина «финансы» без уточняющих прилагательных только по отношению к общественному сектору экономики, было характерно, прежде всего, для немецкой научной школы. Такая трактовка финансов отражает начальную стадию развития западной финансовой науки и в настоящее время утратила свою актуальность. Другая крайность - употребление термина «финансы» (без уточняющих прилагательных) только в контексте частного сектора экономики. Такой подход к трактовке термина нередко встречается и в современной учебной и научной западной литературе (см., например ). Доминирующим подходом в современной западной литературе стало преимущественное употребление термина «финансы» с уточняющими прилагательными (public, personal, corporate) и широкая трактовка общего термина (без указанных прилагательных).

«Общественные финансы» связываются с деятельностью государства (или местной власти), заключающейся в получении и применении средств, необходимых для выполнения надлежащих функций , с процессом и механизмом формирования и использования государственных ресурсов, балансом доходов и расходов, соответствующим административным контролем . Некоторые авторы также подчёркивают, что предмет общественных финансов лежит на границе между экономикой и политикой, а также отмечают, что в современных обществах доходы и расходы органов государственной власти состоят, почти исключительно, из денежных поступлений.

В основе общественных финансов лежит теория распределения общественных благ. Суть её состоит в том, что существуют некоторые блага (национальная оборона, охрана общественного порядка, дороги и т. п.), потребность в которых не может быть удовлетворена и оплачена в индивидуальном порядке путём товарно-денежного обмена. Как следствие, потребность в таких коллективных благах не может быть реализована через рыночный механизм. Исходя из этого, распределение общественных благ берёт на себя государство в лице центральных и местных органов власти через бюджеты соответствующих уровней. «Государственные затраты являются частью потребления общества, в котором государство представляет собой регулирующий орган» . Посредством фискальных и бюджетных инструментов общественные блага не только распределяются, но и перераспределяются. В частности, перераспределение может производиться путём комбинации высоких налогов на обеспеченных граждан, и субсидий гражданам с низкими доходами. Таким образом, путём перераспределения благ между высокодоходными и малообеспеченными слоями населения реализуется концепция социальной справедливости и гуманизма: «Если мы считаем, что моральный долг общества в целом, чтобы помочь слабым, то помощь бедным даёт общее благо» .

Корпоративные финансы связаны с приобретением и распределением фондов или ресурсов корпорации с целью максимизации благосостояния акционеров , с эффективным и результативным управлением ресурсами, денежными потоками для достижения целей этой организации, что подразумевает «планирование и контроль за предоставлением ресурсов (там, откуда они привлекаются), распределение ресурсов (там, где они развернуты), окончательный контроль над ресурсами (эффективно ли используются или нет)» . Западные авторы выделяют две ключевые концепции корпоративных финансов, которые имеют важнейшее значение в принятии решений - это соотношение между риском и доходностью и концепция временной ценности денег. Некоторые авторы определяют финансы как оценку и управление риском исходя из того, что, с точки зрения финансов, «корпорация это совокупность рискованных денежных потоков».

Особое место в мировой финансовой науке занимает теория советских (социалистических) финансов, представляющая собой модифицированную версию западной теории общественных финансов, адаптированную к советской модели экономики и идеям марксизма .

В первую очередь, необходимо отметить, что К. Маркс в противовес теории распределения общественных благ посредством финансов и личных благ посредством рыночного обмена предложил схему распределения благ в обществе, основанном на коллективизме, которая предусматривала измерение стоимости не опосредовано через деньги , а напрямую через рабочее время (более широко - через труд). «Индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда» . Такая схема распределения благ по квитанциям не предполагала существование денег, поэтому многие советские экономисты рассматривали период социализма как «начало перехода к прямому продуктообмену и отмиранию денег, кредита, финансов» и исходили из того, что после победы социализма «финансы будут „похоронены“ как пережиток капитализма» . Однако, практика первых лет советской власти показала, преждевременность отказа от денег в качестве меры стоимости. Коммунистическая идеология вынуждена была признать, что деньги останутся в СССР как инструмент буржуазной экономики, который, по словам И. Сталина, «взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам социализма» .

Ключевой отличительной особенностью советской модели экономики уже к концу второй пятилетки (1938 год) являлось то, что доля общественной собственности составляла 98,7 % всех производственных фондов страны (оставшиеся 1,3% - в личной собственности колхозников и мелких кустарей) . То есть вся экономика фактически имела статус общественной, а государство от имени общества полностью взяло на себя распределение благ. Из государственного бюджета СССР покрывались не только расходы, традиционно характерные для капиталистической модели экономики (по государственному управлению, национальной обороне, охране правопорядка, строительству дорог и т. п.), но и основная доля затрат по расширенному воспроизводству (производственные капитальные вложения). Госбюджет СССР фактически стал общественным инвестиционным фондом под управлением государства, через который производилось перераспределение ресурсов между различными предприятиями и отраслями общественного хозяйства. Поэтому советская трактовка «финансов» была основана именно на таком характере советской экономики, «советских» или «социалистических» финансов.

Начало формированию научных подходов к трактовке общественных финансов, учитывающих реалии социалистической модели экономики, положила научная дискуссия на совещании, проведенном в 1944 году Управлением учебных заведений Министерства финансов СССР. Основными итогами дискуссии являлись:

  1. рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости ;
  2. такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьезное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Распределительная концепция

Автором данной (наиболее распространённой) советской концепции общественных финансов, является В. П. Дьяченко (московская школа), считавший, что «отказываться в применении к социалистическому обществу от исторически сложившегося понятия государственных финансов нет никаких оснований» . Имелось в виду представление о финансах, как о распределительных денежных отношениях, связанных с существованием и функционированием государства , что предусматривалось западной теорией распределения общественных благ. Однако, под термином «распределение» стали подразумевать не только распределение общественных благ между сферой производства и сферой потребления, но и процесс дробления валовой денежной выручки на общественных производственных предприятиях (т. н. «первичное распределение») . Таким образом, исходная концепция была адаптирована к условиям советской модели экономики путём скрытого терминологического указанного соглашения. Кроме того, ввиду полного обобществления производственного сектора, для обозначения различия между общественными фондами (в принятом западной наукой понимании этого словосочетания) и фондами частных предприятий, тоже ставших в СССР общественными, были введены понятия «централизованные фонды» и «децентрализованные фонды». Таким образом финансы (социалистического государства) определялись как «система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами» .

Ещё больше подчёркивало различие социалистических финансов от капиталистических разделение финансов предприятий на производственную и распределительную составляющие. При этом в состав «финансов социалистического государства» вошло так называемое «первичное распределение» (валового дохода по различным фондам предприятия), а «производственная» составляющая - отношения, возникающие в процессе производства и реализации продукции и опосредствующие этот процесс, то есть денежная сторона отношений в процессе движения стоимости в производственной форме (основных фондов, сырья, комплектующих, готовой продукции) - была выделена в самостоятельную категорию «финансы отраслей народного хозяйства СССР» .

Советские финансовые теоретики выделяли наряду с общепризнанной распределительной (перераспределительной) функцией общественных финансов также и контрольную функцию. Первая функция - общая для государственных финансов любых формаций, однако в социалистической экономике распределительная функция сводилась не только к перераспределению денежных ресурсов, но распространялась также на отношения первичного распределения национального дохода. Контрольная функция была определена как специфическая функция советских финансов . При этом термин «перераспределение» в советской финансовой теории утратил свой первоначальный смысл (распределения от богатых к бедным) и трактовался как распределение того, что поступило в госбюджет после т. н. «первичного распределения» внутри производственных предприятий. Благодаря такому «перераспределению» в СССР могли существовать планово убыточные предприятия и даже целые отрасли, убытки которых покрывались через госбюджет за счёт прибыли других общественных предприятий и отраслей.

Воспроизводственная концепция

А. М. Александров (ленинградская школа). Воспроизводственная концепция принципиально отличалась от распределительной тем, что денежные отношения внутри предприятий не делились на распределительную (т. н. «первичное распределение») и воспроизводственную (т. н. опосредствование) составляющие, а объединялись в одно целое под называнием «опосредствование производственного процесса » и полностью включались в предметную область, охватываемую понятием «финансы социализма». В результате такого подхода все денежные отношения, входящие в понятие «финансы социализма», представляли собой систему из двух типов отношений - «опосредственных » и «распределительных» (в подлинном смысле этого слова, изначально принятом в западной теории распределения общественных благ). При этом финансы, помимо контрольной и распределительной, наделялись функцией «опосредствования кругооборота производственных фондов ». «В этой функции финансы обслуживают не только фазы кругооборота «Д - Т» и «Т - Д», но и фазу движения фондов предприятий в их производственной форме» .

Таким образом, финансы (социалистические) определяются как «система денежных отношений, опосредствующих кругооборот производственных фондов в народном хозяйстве на расширенной основе и обеспечивающих образование и использование различных фондов для удовлетворения разнообразных потребностей социалистического общества» .

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Правовая концепция

Автором данной концепции является Эрнест Александрович Вознесенский (ленинградская школа). Он исходил из того, что, во-первых, финансовые отношения, в том числе налоги, суть стоимостные (денежные) и, во-вторых, лишь те денежные отношения являются финансовыми, которые регламентированы государством . В основе такого подхода лежит одно из отличий общественных финансов от финансов частного сектора, принятых западными финансовыми теоретиками. К. Шоуп характеризует это отличие «степенью беспристрастности правил, по которым правительство распределяет свои услуги и... бремя покрытия расходов». Беспристрастность предполагает, что правила установлены декретом и поддержаны санкциями, одинаково применимыми ко всем нарушителям. Семья же «распределяет среди своих членов товары, потребляемые в домохозяйстве по неофициальным и часто меняющимся критериям»

Таким образом, в рамках данной концепции, финансы представляют собой «систему денежных отношений, имеющих императивную форму» . Поскольку жесткой императивной регламентации в СССР подвергалась не только сфера распределения общественных благ, как это было в капиталистических странах, но и сфера производства вместе с непроизводственной, то, по версии Э. А. Вознесенского, система социалистических финансов охватывала почти всю предметную область. Исключение составляла только часть денежных отношений, относимых западной научной школой к понятию «личные финансы», поскольку последние не носят императивной формы, за исключением «уплаты налогов, страховых платежей, возврата ссуд и др.» При этом закупки промтоваров и продовольствия (по сути - товарно-денежные отношения), проводимые бюджетными организациями, Э. А. Вознесенский причислял к финансам социалистического государства на том основании, что госзакупки также подвергались жёсткой регламентации.

В учебной литературе по финансам, издаваемой после распада СССР на постсоветском пространстве, главным образом, продолжают излагаться основные теоретические концепции советских (общественных) финансов. При этом дефиниции категории финансы, как правило, повторяют (без прилагательных «советские» и «социалистические») дефиниции из советских учебников. Исключением является концепция, разработанная С. П. Захарченковым, согласно которой финансы представляют собой целенаправленное движение меновой стоимости капитала в денежном измерении .

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) - это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности - если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора - можно пойти в банк или на биржу , и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот - для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процент. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже могут выплачиваться проценты (дивиденды , купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

  1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

а также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

  1. формирования доходов бюджета;
  2. осуществления расходов бюджета;
  3. контроль исполнения бюджета.

Финансовые услуги

Личные финансы

Финансы предприятий

Основная задача корпоративных финансов - финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов - это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция - это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости . Управление инвестициями - важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью - периодом времени - инфляцией - неприятием рисков - налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Финансы государства

Продукция, товары, денежные средства, налоги и сборы

Финансовая экономика

Финансовая экономика - это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена , добавочная стоимость , акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка - определение реальной ценности актива
    • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
    • Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)
    • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
    • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    • Товары
    • Акции
    • Облигации
    • Инструменты валютного рынка
    • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты и правила

См. также

Финансовые учреждения и организации

  • Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации

Примечания

  1. Финансы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  2. Финансы (недоступная ссылка с 24-05-2013 ) /Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
  3. Шеметев А.А. Лекции по теории финансов, 2016
  4. , с. 1-5.
  5. , с. 3.
  6. , с. 1.
  7. , с. 5.
  8. , с. 3-5.
  9. , с. 5-7.
  10. , с. 3-4.
  11. , с. 21-22.
  12. , с. 50-51.
  13. , с. 41-45.
  14. , с. 11-15.
  15. , с. 17-22.
  16. , с. 1-3.
  17. , с. 3-7.
  18. , с. 21-30.
  19. , с. 11.
  20. , с. 4.
  21. , с. 4-5.
  22. , с. 3-4.
  23. , с. 4-5.
  24. , с. 3.
  25. , с. 188.
  26. , с. 2.
  27. , с. 11-12.
  28. , с. 1-4.
  29. , с. 5.
  30. , с. 4-6.

Финансы - в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.

Классификация финансов

Традиционно финансы разделяют на публичные (централизованные) финансы и частные (децентрализованные) финансы.

Виды публичных финансов

  • централизованные
  • государственные
  • муниципальные финансы

Виды частных финансы (децентрализованные)

  • корпоративные финансы (финансы организаций)
  • финансы домохозяйств (личные и семейные финансы)

Публичные финансы

Публичные (централизованные) финансы - система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Государственные финансы . Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Муниципальные финансы . Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации — это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.

Частные финансы

Корпоративные финансы - это совокупность финансовых операций, осуществляемых предприятиями по привлечению финансовых ресурсов и их эффективному использованию, включая методы финансирования, осуществления инвестиционных проектов, управления ликвидностью, защиты от рисков. Финансы организации: формирование, распределение, использование денежных фондов.

Функции корпоративных финансов:

  • Учетная — с помощью финансового механизма осуществляется учет всех произведенных стоимостей товаров, работ, услуг.
  • Распределительная — в результате реализации товаров, работ, услуг вновь созданная стоимость распределяется и перераспределяется между производителем, посредником, государственным бюджетом.
  • Стимулирующая — через финансовые рычаги предприятие может стимулировать развитие приоритетных направлений деятельности.
  • Контрольная — предприятие проводит внутренний и внешний контроль за сохранностью собственности, эффективным использованием ресурсов, рациональным расходованием средств.

Финансы домохозяйств - совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

4 (80%) 87 vote[s]

Слово "финансы" слышали все. Многие уверены, что это просто деньги и все. Но суть этого слова несколько глубже, чем деньги.

1. Что такое финансы простыми словами

Финансы (от лат. "financia" - наличность, доход) - это совокупность материальных ресурсов. При чем финансы могут принадлежать физическому лицу, бизнесу, государству. На бытовом уровне для каждого из нас финансы конечно означают "деньги".

Есть множество и других определений. Например:

  • Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования различных денежных фондов.
  • Финансы – это деньги в движении

Также есть глагол "финансировать " означает "снабжать деньгами".

В науке есть целая дисциплина финансы, которая изучает деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Управление финансами банка изучается в рамках науки банковское дело. Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика.

Финансовые ресурсы – это все возможные доступные средства, которые имеются в распоряжении для выделения денег.

Финансы можно разделить на условно на два вида

  1. Государственные/муниципальные
  2. Личные/семейные

2. Функции финансов

У финансов есть целый ряд важных функций, без которых никакая экономика бы не смогла работать.

  1. Распределительная . Деньги распределяются в разные отрасли и сектора, чтобы все работали и создавали блага.
  2. Контрольная . Контролировать процессы и развитие экономики.
  3. Стабилизирующая . Поддержание стабильности в стране и жизни каждого человека
  4. Регулирующая . Наведение порядка в обществе
  5. Стимулирующая . За хороший труд, идеи и прочее - как известно хорошо платят.
  6. Инвестиционная . Финансирование развивающихся и необходимых проектов

Ключевой орган управления финансами – "Министерство финансов". В его задачи входит

  1. Составление бюджета страны.
  2. Перераспределение средств между различными отраслями.
  3. Федеральный бюджет
  4. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ
  5. Разработка законов связанных с финансированием.

3. Финансовые рынки и услуги

В обществе принято разделять следующие финансовые услуги

  1. Банковские услуги
  2. Инвестиционно-банковские услуги
  3. Страховые услуги
  4. Лизинговые услуги
  5. Факторинговые услуги

Дадим определения, без которых обзор финансов был бы не полным.

Финансовый рынок - условное обозначение места для проведения торговли финансовыми активами (чаще всего имеется ввиду биржа). Существуют следующие рынки:

  • Денежный рынок - процесс получения денег в кредит или наоборот открытие вклада . Проще говоря это рынок денег и обязательств
  • Рынок ценных бумаг или фондовый рынок - торговля самыми популярными и ликвидными бумагами: акции , облигации , фьючерсы , опционы (нельзя назвать ценной бумагой, но его приобретение напрямую связано с поставкой реальных акций)
  • Рынок облигаций
  • Валютный рынок
  • Рынок страхования
  • Товарный рынок
  • Сырьевой рынок
  • Фьючерсный рынок

4. Финансовые инвестиции

Экономика страны не сможет должным образом функционировать без денежных потоков, вливаний. Финансы это средства для достижения блага. В этой главе мы рассмотрим варианты для инвестирования частного лица. Более подробно вопрос инвестиций рассмотрен в специальной статье во что вложить деньги .

Современный мир предлагает множество возможностей для инвесторов куда можно инвестировать. Есть гарантированные варианты с небольшим доходом, но с отсутствующим риском, есть более рискованные варианты, где можно как заработать, так и потерять. Инвестор в отличии от своих целей и склада ума выбирает самостоятельно подходящий для него рынок. Например, стало модно откладывать себе на пенсию или создать пассивный доход .

Итак, для частного лица хорошим вложениями являются:

1 Акции компании . Традиционно считаются, что акции это самый прибыльный инструмент. Благодаря росту стоимости и дохода от дивидендов, можно рассчитывать на достаточно стабильные результаты в долгосрочном выражении. Например, можно посмотреть на график индекса ММВБ. Видно, что за все время он все равно растет несмотря на сложности в экономике после санкций.

2 Облигации . Самый надежный и стабильный источник заработка. Риски практически отсутствуют. А если мы говорим про ОФЗ , то можно назвать их самым надежным источником сохранения денег для граждан. Не выплата купона по ОФЗ равносильна дефолту .

Приобрести акции и облигации можно на бирже ММВБ. Для выхода на биржу необходимо открыть счет у брокерской компании . Я сам работаю и рекомендую всем следующих брокеров:

Это два лучших брокера для торговли на ММВБ, которые оказывают услуги большей половине всех трейдеров в России. У них наилучшие условия, самые низкие комиссии на торговлю, есть офисы по всей России, крупный сервис поддержки клиентов. Здесь можно покупать американские акции, следовать стратегиям профессионалов и прочее.

3 ПИФы . Если нету времени разбираться в торговле самостоятельно, то можно инвестировать деньги в готовый фонд (ПИФ), который займется управлением деньгами. Это рискованно, но как показывает практика прибыльно.

У ПИФов есть существенный недостаток в том, что они берут комиссию за управление. Плюс к тому же, статистика показывает, что 95% фондов проигрывает обычному инвестированию в фондовые индексы. Сейчас у инвесторов появились отличные возможности вложиться в ETF фонды , которые представляют из себя индексный фонд. Стоит такой биржевой фонд 1000-3000 рублей, что вполне доступно для рядовых инвесторов. Комиссия у ETF есть, но она составляет не более полпроцента.

4 Банковский вклад . Вариант с тем, чтобы отнести деньги в банк знаком каждому. Особо сказать про банковские вклады нечего, т.к. это с одной стороны надежный доход, но малоприбыльный. Еще из минусов можно отметить то, что большие суммы класть в банк не имеет смысла, т.к. застрахованы лишь 1,4 млн.рублей, а также то, что невозможно снять деньги в любой момент времени без потери процентов. Это накладывает не самые удобные условия в случае срочной надобности финансов.

Мы рассмотрели самые ликвидные варианты. Осталось выделить еще варианты, которые отличаются надежностью, но с другой стороны сложностью в продаже.

5 Бизнес, недвижимость . Инвестиции в недвижимость всегда считались самыми надежными. Это безусловно так. Однако продать объект порой бывает крайне сложно, особенно по средней цене рынка в периоды кризиса. Также стоит отметить низкую рентабельность покупки. При сдаче в аренду доход будет на уровне 5-7% без учета того, что объект может потребовать каких-то еще расходов на ремонт.

С бизнесом еще сложнее в плане риска. Заранее предсказать успех невозможно. Покупка готового бизнеса же будет стоить дорого.

Смотрите также видео "что такое финансы, деньги, инвестиции":

Похожие записи:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: