Штрафы за неуплату ндфл в году. Как уменьшить налоговый штраф? Размер штрафных выплат за недоимку по ндфл

Форма 6-НДФЛ - обязательная форма налоговой отчетности, которая представляется . Их обязанность представлять в налоговую инспекцию документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, предусмотрена НК (пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ). Какая ответственность грозит за несдачу 6-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ ) или представление Расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, с ошибками, расскажем в нашей консультации.

Штраф за несвоевременную несдачу 6-НДФЛ

Если налоговый агент не сдаст вовремя в налоговую инспекцию Расчет 6-НДФЛ, он может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа. Штраф за несдачу 6-НДФЛ составляет 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для представления формы 6-НДФЛ (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

Данная ответственность предусмотрена как в случае несдачи Расчета, так и его представления с нарушением срока. К примеру, форма 6-НДФЛ за 2018 год будет сдана только 02.04.2019, хотя должна была быть сдана не позднее 01.04.2019. Соответственно, за 1 день просрочки со сдачей Расчета штраф уже составит 1000 рублей. Правда, в этом случае можно попытаться добиться смягчения наказания.

Штраф за ошибки в 6-НДФЛ

Если налоговый агент сдал Расчет вовремя, но налоговая инспекция обнаружила в нем недостоверные сведения, это грозит штрафом в размере 500 рублей (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).

При этом не важно, сколько ошибок содержит форма 6-НДФЛ: штраф предусматривается не за каждое найденное несоответствие, а за сам факт сдачи Расчета с ошибками.

Если налоговый агент раньше налоговой инспекции обнаружил ошибки и сдал уточенный Расчет, штраф за недостоверные сведения платить не придется (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).

О том, как сдать уточненку к Расчету 6-НДФЛ, мы рассказывали в .

Отчислять подоходный налог обязаны все физические лица, получающие прибыль практически от любых источников. Работающие по найму делают это через своих налоговых агентов. Рассмотрим, какой штраф за неуплату НДФЛ положен в 2019-м году.

Основные нормы

Чтобы не нарваться на штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2019 году, необходимо соблюдать следующие предписания:

Санкция для налоговых агентов

Организации и бизнесмены, которые заключили трудовой договор, выступают налоговыми агентами. Они обязаны рассчитать, удержать и отчислить подоходный налог в казну. Такое требование установлено п. 1 ст. 24 НК РФ. Аналогичные функции выполняют:

  1. лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и др.);
  2. филиалы инофирм, находящиеся на территории РФ.

Налоговые агенты обязаны регулярно отчислять подоходный налог в размере 13% от облагаемых сумм (с нарастающим итогом в отчетности). Но существуют и другие ставки: 9, 30 и 35%. Они действуют в зависимости от:

  • категории дохода;
  • вида плательщика.

Индивидуальные предприниматели регулярно вносят авансовые платежи по НДФЛ. А по окончании отчетного года – оплачивают налог. Такие требования установлены пунктами 6 и 9 ст. 227 Налогового кодекса.

Обратите внимание: размер и порядок наложения штрафа за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2019 году остались прежними.

Санкция для плательщиков

Законодательство обязует обычных физлиц, которые не имеют статуса юридического лица или ИП, самостоятельно отчислять взносы со своих доходов, которые получены, например, из следующих источников:

  • реализация имущества (условие: оно было в собственности меньше 3х лет);
  • получение денежного приза в размере больше 4000 руб.;
  • крупный выигрыш в лотерею и т. п.

Обязаны заплатить налог и подать декларацию также резиденты РФ, которые получили денежные средства от зарубежных источников. Законодательство устанавливает срок: не позднее 30 апреля года, следующего за текущим (п. 1 ст. 229 НК РФ). Несоблюдение этого правила влечет за собой штраф в размере 20% от не перечисленной суммы НДФЛ.

Отметим, что срок подачи 3-НДФЛ в 2019 году не поменялся. На основании статьи 229 НК РФ отчитаться о своих доходах за 2017 года нужно до 30 апреля 2019 года включительно. Но поскольку в связи с переносом это будет выходной день, крайний срок согласно официальному производственному календарю попадает на 03 мая 2019 года. Первым рабочим днём после традиционных майских праздников будет четверг.

Имейте в виду: неосведомленность человека о том, что он обязан отчислить НДФЛ, не освобождает от ответственности. Налоговый орган может предъявить не только штраф, но и недоимку + пени.

Читайте также ФНС обновила с 2018 года форму декларации 3-НДФЛ

Более того: при умышленном нарушении (например, незаконное уменьшение налоговой базы) санкция возрастет до 40%. К таким случаям обычно относят:

  • снижение суммы декларируемого дохода;
  • использование вычетов, на которые нет права.

ПРИМЕР

Орлов продал квартиру и дачу, которые находились в собственности меньше трех лет. Сумма подоходного налога составила 32 800 руб. Однако гражданин умышленно занизил налоговую базу, воспользовавшись на незаконных основаниях вычетом на монтажные работы. В результате налоговый инспектор выписал штраф.

Законодательство предусматривает 2 случая, в которых не налагают денежные взыскания:

  1. несвоевременное перечисление в казну подоходного налога (п. 19 постановления Пленума ВАС № 57; начислят только пени);
  2. отсутствие от коммерсанта авансовых платежей по НДФЛ (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Срок давности и особенности выявления

Требования налоговых органов оплатить штраф, недоимки и пени имеют временное ограничение – 3 года (п. 1 ст. 113 НК РФ). По истечении этого периода взыскать сумму затруднительно.

Невыплаченную сумму обычно выявляют в результате налоговой проверки, на основании которой составляют акт об обнаружении долга.

Помните: своевременное выявление финансовых обязательств перед бюджетом и соблюдение законодательных норм позволит избежать штрафов за неуплату НДФЛ. Это предотвратит дополнительные убытки и судебные разбирательства.

Выводы

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, которую надо удержать и (или) перечислить в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал или не полностью удержал налог из денежных выплат контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил или не полностью перечислил в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ.

Уплаченный штраф не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Организация перечисляла НДФЛ, исчисленный и удержанный с заработной платы, на несколько дней позже дня выплаты указанного дохода. Если НДФЛ не уплачен в день или на следующий день после начисления, имеет ли право сразу выставлять штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога по ст. 123 НК РФ, или сначала она должна выставить требование об уплате недоимки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация-работодатель в рассматриваемой ситуации может быть привлечена к ответственности на основании ст. 123 НК РФ за нарушение срока перечисления в бюджетную систему РФ сумм НДФЛ, исчисленного и удержанного с заработной платы, в порядке, предусмотренном НК РФ. Направление налоговым органом организации требования об уплате недоимки или иного аналогичного требования не является обязательным для этого.

Обоснование вывода:

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

В частности, п. 6 ст. 226 НК РФ обязывает налоговых агентов перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ с дохода в виде оплаты труда не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику данного дохода.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Так, ст. 123 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Как следует из приведенной нормы, она определяет наступление ответственности даже в случае, если налоговый агент перечислил удержанный у налогоплательщика налог в бюджетную систему РФ, но сделал это с нарушением установленного срока (смотрите, например, письма Минфина России от 12.04.2013 N 03-02-07/1/12347 и от 19.03.2013 N 03-02-07/1/8500).

Таким образом, организация-работодатель в рассматриваемой ситуации может быть привлечена к ответственности на основании ст. 123 НК РФ за нарушение хотя бы на один день срока перечисления в бюджетную систему РФ сумм НДФЛ, исчисленного и удержанного с заработной платы, в порядке, предусмотренном НК РФ.

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации дело о допущенном организацией правонарушении может быть рассмотрено исключительно в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, соответственно, выявлено данное правонарушение может быть только в результате проведения налоговой проверки (ст. 100.1 НК РФ, п. 37 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Факт выявления налогового правонарушения в ходе налоговой проверки фиксируется в акте налоговой проверки (пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ). По результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение) (п. 1, пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ). Оно вступит в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого Решение было вынесено (его представителю), а в случае подачи апелляционной жалобы - в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ (п. 9 ст. 101 НК РФ). На основании вступившего в силу Решения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Как видим, направление налоговым органом налоговому агенту требования об уплате недоимки или иного аналогичного требования не является обязательным для привлечения его к ответственности на основании ст. 123 НК РФ. При этом штраф по ст. 123 НК РФ изначально предъявляется к уплате налоговому агенту посредством направления ему соответствующего требования.

К сведению:

Лицо, в отношении которого проводилась (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом оно вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения месячного срока, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ для представления письменных возражений по акту, может быть принято, в частности, решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ). Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Указанное решение может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ (смотрите главу 19 НК РФ) и соответствующим процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Более подробно с порядком такого обжалования Вы можете ознакомиться с использованием следующих материалов:

Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;

Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;

Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;

Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган;

Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений;

Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд.

Энциклопедия решений. Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

Энциклопедия решений. Перечисление налоговыми агентами удержанного НДФЛ в бюджет. Сроки уплаты;

Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член АПР Иванкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Налоговые агенты, физические лица и в некоторых ситуациях ИП несут ответственность за своевременное перечисление НДФЛ в Государственную казну. Все ответственные лица имеют статус налогоплательщика. За нарушение правил законодательства предусмотрен штраф за несвоевременную уплату НДФЛ либо за неуплату НДФЛ. Возмещение санкций, наступающих по причине неуплаты или несвоевременной уплаты налога, не является поводом для освобождения их от перечисления самого НДФЛ, в том числе и пени, которая является компенсацией за потери Государственной казны.

Плательщик налога обязан произвести уплату НДФЛ в полном объеме за налоговый период не позднее указанных в налоговом законодательстве сроков (до 15 июля следующего за отчетным периодом года). Возникшая недоимка по налогу подразумевает штраф за неуплату НДФЛ. Помимо штрафа на сумму недоимки начисляется пеня, являющаяся компенсацией за несвоевременность пополнения Государственного бюджета. Обязательство по возмещению штрафов и пени возникает при неуплате или несвоевременной уплате НДФЛ в течение срока, оговоренного законодательством РФ.

Если ответственность перечисления налога в казну по доходам физлиц, как наемных работников лежит на работодателе, значит, и штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом, возлагается на него, и никакой связи с физлицами не имеет.

Неуплата налога физическим лицом

Плательщики налога, выступающие как физические лица, которые не ведут хозяйственную деятельность в качестве ИП, должны производить уплату НДФЛ в индивидуальном порядке, но только с некоторых видов своей прибыли. К таким можно отнести доход от продажи недвижимости или иного ценного имущества. Если был выявлен факт занижения физлицом базы налогообложения, к нему применяется начисление штрафа — 20% от суммы занижения, либо 40% при умышленном совершении налогового преступления.

Физические лица, которые ведут хозяйственную деятельность в качестве ИП, обязаны производить перечисления налога по авансовым платежам, выданными сотрудниками налогового органа. Оплата производится на протяжении налогового периода несколько раз (1 раз в квартал). В конце года производится полный расчет НДФЛ. При расхождении данных по авансовым платежам и платежных поручений налогоплательщика о перечислениях налога в бюджет на ИП накладывается штраф за несвоевременное перечисление НДФЛ в размере 20% от суммы недоимки. Если деяние совершено умышленно штраф составляет 40%.

При появлении недоимки по вине работодателя, физлицо может быть наказано только в случае, если работник был уведомлен о факте нарушения налогового законодательства по неуплате или несвоевременной уплате НДФЛ. Работодатель при невозможности самостоятельно произвести удержания в бюджет обязан уведомить об этом работника не позже 1 марта следующего за налоговым периодом года.

Соответственно если имеется за налоговый период неуплата или несвоевременная уплата НДФЛ штрафные санкции 2016 года составляют 5% от суммы начисленного налога за полный или неполный месяц.

Если, например, были задекларированы суммы вычетов, которые не применимы к данному налогоплательщику, от штрафа за неуплату налога лицо освобождается. А вот пеня за просрочку будет начислена.

Неуплата налога работодателем

При несвоевременном перечислении в казну или перечислению не в полном размере НДФЛ налоговым агентом, налоговым органом будет наложен на него штраф — 20% от суммы, необходимой к уплате в Государственный бюджет. Также это правило относится к налоговому агенту, если он не удержал или удержал не в полном размере НДФЛ.

Однако ответственность за неуплату НДФЛ возникает только тогда, когда у налогового агента не было особых причин не заплатить налог на доходы физических лиц. Если, например, зарплата рабочему была выдана в натуральном виде ответственность за уплату НДФЛ в Государственный бюджет лежит на самом работнике. Штраф будет применим к работнику, получившему в таком виде доход.

Если работодатель удержал, но не перечислил налог в бюджет, к нему помимо штрафа применимы пени НДФЛ., рассчитанные с учетом ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

Отметим также, что работодатель обязан по окончании налогового периода не позднее 1 апреля следующего за отчетным периодом года сдавать справки 2-НДФЛ по каждому отдельному работнику. При непредставлении справки или за недостоверность указанных данных, предусмотрен штраф за 2-НДФЛ 2015 года. Он составляет 200 рублей за каждую справку. За недостоверность данных – 500 рублей за каждую некорректную справку.

Когда налогоплательщик проиграл судебную баталию и ему начислена недоимка по налогам (сборам), имеется ли возможность хотя бы снизить начисленную сумму штрафных санкций? На практике налоговики зачастую не учитывают обстоятельства, которые позволяют снизить размер штрафа минимум в 2 раза.

По общему правилу, при наличии смягчающих обстоятельств налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в 2 раза (п.3 ст.114 НК РФ). Налоговая инспекция при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения зачастую не учитывает у налогоплательщика наличие смягчающих обстоятельств для снижения штрафа (постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 и Конституционного суда РФ от 15.07.1999 г. №11-П).

Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в НК РФ.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут компании и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 и 18 НК РФ (п.1 ст.107 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

При этом непредставление документов, например, по причине болезни главного бухгалтера должно быть документально подтверждено, иначе данный факт будет отклонен судом (Решение АС Нижегородской области от 04.10.2016 г. №А43-23657/2016).

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Тяжелое материальное положение является смягчающим обстоятельством только для физического лица (Постановление АС Московского округа от 06.09.2016 г. №А41-100873/2015).


3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Иными словами, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, указанный в ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим.

Смягчающие ответственность обстоятельства за совершение налогового правонарушения устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст.114 НК РФ (п.4 ст.112 НК РФ).


Таким образом, судом, рассматривающим дело, так же как и налоговым органом при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам мероприятий налогового контроля, могут быть признаны смягчающими иные обстоятельства.

Как указано в п.19 постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п.1 ст.112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.

Судебная практика рассмотрения смягчающих обстоятельств, позволяющих снизить штраф

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, суды при наложении санкции должны учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.

На практике налоговики в лучшем случае снижают штраф в 2 раза. Однако суды снижают штрафы в 10 раз и больше. Проанализируем, какие смягчающие обстоятельства позволяют существенно снизить штраф. Тяжелое финансовое положение компании позволило снизить размер штрафа за неуплату налога на прибыль и НДС с 846,9 тыс. рублей до 169,4 тыс. рублей, т.е. в 5 раз (Постановление АC Северо-Западного округа от 14.04.2017 г. №А13-7201/2015). А впервые совершенное правонарушение позволяет снизить штраф за неправомерный вычет НДС в 2 раза (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 17.04.2017 г. №А81-4/2017).

Штрафы налоговому агенту за неперечисление (несвоевременное перечисление) НДФЛ

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, и компания, являясь налоговым агентом, обязана при перечислении заработной платы удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика, уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Как показывает судебная практика, если речь идет об исполнении обязанностей налогового агента и, соответственно, снижении штрафа по ст.123 НК РФ, то суды оставляют без внимания такие причины налогового агента, как:

  • последствия ликвидации аварии в компании;
  • введение процедуры наблюдения сроком на шесть месяцев в рамках производства и связанная с этим приостановка деятельности организации;
  • снижение производительности работ;
  • отсутствие навигации и тяжелые погодные условия;
  • сложное финансовое положение;
  • важность налогоплательщика для города, в связи с созданием рабочих мест и обеспечением занятости населения.

Как отмечают суды, из положений ст.24 НК РФ следует, что налоговый агент должен не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из налогового законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.

Функция налогового агента сводится к исчислению, удержанию из доходов налогоплательщика и своевременному перечислению в бюджет НДФЛ, но никоим образом не к распоряжению по своему усмотрению такими средствами.

В действительности, оставляя данный налог на предприятии, заявитель вместо исполнения обязанностей налогового агента незаконно использовал удержанные денежные средства в текущей деятельности компании.

Таким образом, вмененное компании налоговое правонарушение совершено умышленно, то есть компания осознавала противоправный характер своих действий.

В силу изложенного, довод компании о наличии на предприятии тяжелого финансового положения в целях признания такого обстоятельства, смягчающим налоговую ответственность и снижения размера наложенного штрафа суд не принимает. В рассматриваемом случае в действиях налогоплательщика суд усмотрел явное пренебрежительное отношение компании к исполнению своей обязанности как налогового агента на протяжении продолжительного периода, в связи с чем, применение пп.3 п. 1 ст.112 в корреспонденции с п.3 ст.114 НК РФ не будет соответствовать публичным интересам государства.

Цена вопроса в данном решении – штраф в размере 6, 6 млн рублей (Решение АС Сахалинской области от 17.04.2017 г. №А59-447/2017).

В подобном деле суд также не учел в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, добросовестность налогового агента и признание им вины в совершенном правонарушении, отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причиненного государству материального ущерба, тяжелое финансовое положение в проверяемом периоде, повлекшее несвоевременное перечисление НДФЛ, отсутствие умысла в совершенном правонарушении.

Судьи подчеркнули, что добросовестное исполнение обязанностей является нормой поведения. А средства, удержанные из доходов работников компании в качестве НДФЛ, не являются для налогового агента собственными и он не вправе самостоятельно ими распоряжаться.

Кроме того, судом было учтено, что ранее по результатам налоговой проверки компании уже принимался акт о привлечении к налоговой ответственности за неполное перечисление сумм НДФЛ (Определение АС Волгоградской области от 23.03.2017 г. №А12-41063/2016).

Добиться существенного снижения штрафа за неуплату НДФЛ даже при наличии нескольких смягчающих обстоятельств, в суде очень трудно (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 30.01.2017 г. №А63-3695/2015, Уральского округа от 24.03.2016 г. №Ф09-1066/16).


Размер штрафа сам по себе не является достаточным основанием для его снижения. Как правило, налоговым агентам могут снизить штраф в 2 раза (за небольшую просрочку в перечислении НДФЛ). И исключением является снижение штрафа в 6,9 раза за несвоевременное перечисление НДФЛ (Постановление АС Дальневосточного округа от 05.10.2016 г. №Ф03-4598/2016).

«Пенсионные» штрафы

Можно ли снизить штраф за опоздание со сдачей пенсионной отчетности?

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются гл.34 НК РФ.

Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться гл.15 НК РФ.

Однако, до 01.01.2017 г., по мнению специалистов ПФР, в пенсионном законодательстве не указаны обстоятельства, исключающие вину лица в связи с непредставлением страхователем в установленный срок отчетности, не определен порядок снижения сумм штрафов за данное правонарушение. Поэтому сумма штрафа не подлежит пересмотру и снижению.

Но, как свидетельствует судебная практика, размер штрафа можно существенно снизить. Нельзя однозначно сказать насколько будет снижен размер штрафа за позднюю сдачу отчетности. Суды по-разному оценивают наличие смягчающих обстоятельств.

В Постановлении от 19.01.2016 г. №2-П Конституционный суд РФ указывает на индивидуализацию содержания (объема) ответственности. То есть должны быть рассмотрены конкретные обстоятельства, которые послужили причиной несвоевременного представления отчетности для рассмотрения их судом при принятии решения о смягчении вины и снижении суммы штрафных санкций.

ПРИМЕР №1

Компания представила индивидуальные сведения по форме РСВ-1 с нарушением установленного срока на 4 месяца, что послужило основанием для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 945 618, 26 рублей.

В качестве смягчающих обстоятельств компания привела в суде следующие факты:

  • отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам, в связи с незначительностью нарушения срока предоставления сведений (4 месяца);
  • задолженности по страховым взносам не имеется;
  • совершение такого правонарушения впервые.

Компанией данное нарушение не оспаривалось, а в качестве причины была названа смена руководства и главных бухгалтеров, в связи с чем, была утеряна база расчета налогов.

Но данные доводы суд не принял, поскольку сам по себе факт уплаты взносов не влияет на правонарушение связанное с не представлением индивидуальных сведений, поскольку обязанность по уплате взносов и обязанность по представлению индивидуальных сведений являются различными.

Таким образом, решение ПФР оставлено в силе (Решение АС города Москвы от 24.03.2017 г. №А40-248810/2016).

В аналогичных делах (страхователи представили сведения индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленного срока) суд признал соразмерной сумму штрафа в размере 1 000 рублей (Решение АС Ульяновской области от 10.01.2017 г. №А72-16860/2016), 8 000 рублей, т.е. снизил в 5 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 г. №А60-57728/2016), 1 000 рублей, т.е. снизил в 8 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 г. №А60-51998/2016).

В споре с фондом компании удалось снизить штраф со 131 000 рублей до 1 000 рублей, т.е. в 131 раз (Решение АС Республики Марий Эл от 01.12.2016 г. №А38-9108/2016). Арбитражный суд учел в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: признание совершения правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий для работников и бюджета, социально-значимый характер деятельности предприятия.

А в другом споре судьи, учитывая правовой статус и порядок финансирования страхователя, являющегося муниципальным бюджетным образовательным учреждением, посчитали возможным снизить размер штрафа с 33 000 рублей до 100 рублей, т.е. в 330 раз (Решение АС Алтайского края от 12.04.2017 г. №А03-3194/2017).


Значительного снижения штрафа удается добиться социально значимым компаниям. Например, суд принял во внимание то обстоятельство, что деятельность учреждения является социально значимой, направленной на сохранение здоровья населения, что оно обеспечивает работой 55 человек. Кроме того, суд отметил, что неуплата учреждением страховых взносов обусловлена его добросовестным заблуждением относительно применяемого тарифа (т.е. страхователь неправомерно применял пониженный тариф), неверным толкованием правовой нормы (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 г. №А50-18767/2016).

Можно ли учесть смягчающие обстоятельства при одновременном наличии отягчающих?

В НК РФ приведены лишь обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельством, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа (п.2, п.3 ст.112 НК РФ).

А можно ли применить смягчающие обстоятельства при одновременном наличии отягчающих? Суды допускают такую возможность, поскольку установление отягчающих ответственность обстоятельств не является юридическим препятствием применения смягчающих обстоятельств (Постановление АС Центрального округа от 14.07.2015 г. №Ф10-2166/2015).

Налоговое законодательство не предусматривает запрет одновременного учета как отягчающих, так и смягчающих ответственность обстоятельств (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 08.02.2017 г. №А15-2171/2015).

Можно ли применить смягчающие обстоятельства для снижения размера пени?

Наличие смягчающих обстоятельств не поможет снизить размер пеней (Постановление КС от 17.12.1996 г. №20­П). Снижение суммы штрафа не несет за собой ущерба бюджету, поскольку согласно правовой позиции КС РФ (Постановление от 17.12.1996 г. №20-П, определение от 04.07.2002 г. №202-О), компенсацией потерь бюджета в связи с несвоевременной уплатой в бюджет налогов является пеня, которая представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет.

Арбитражные суды опираются на вышеприведенную позицию КС РФ (Постановление АС Московского округа от 02.02.2017 г. №А40-66585/2016). И размер сниженного штрафа не имеет значения, поскольку «…из совокупности положений указанных норм не следует, что при наличии смягчающих обстоятельств подлежит снижению помимо штрафа за совершение налогового правонарушения еще и размер пени, т.е. денежной суммы, подлежащей выплате в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, которая является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов» (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 г. №А68-5374/2016).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: