Положение о проведении обязательной аудиторской проверки. Обязательный аудит — основания для проведения аудита. Иные случаи, установленные федеральными законами

Изменения в обязательном аудите в 2018-2019 гг.

Независимо от формы собственности предприятиям необходимо использовать для подтверждения достоверности своей отчетности аудиторские проверки. Эксперты, имеющие лицензионное разрешение на проведение такого анализа, выполняют комплексные работы. Специалисты ГК «Аудит А» предоставляют услуги по проведению обязательного аудита. В текущем году этой процедуре подвергаются организации, соответствующие одному из следующих параметров:

  • предприятие относится к акционерным обществам, кредитным учреждениям, НПФ;
  • предприятие относено к инвестиционным фондам, страховым компаниям;
  • ценным бумагам фирмы открыт доступ к биржевым торгам;
  • выручка бизнеса более 400 млн руб. (исключая НДС);
  • публикуется консолидированная бухгалтерская отчетность.

Обязательный аудит в 2018-2019 гг. на предприятиях в форме ООО проводится при наличии еще одного условия – сумма балансовых активов превышает 60 млн руб. Анализ проводится с учетом не только российских, но и стандартов МСА. Уклонение или отказ от данной процедуры влечет за собой наложение штрафа. Поэтому необходимо своевременно обратиться за консультацией к экспертам ГК «Аудит А». Специалисты, проанализировав ситуацию, смогут определить, подпадает ли фирма под обязательный аудит в текущем году. При положительном ответе персонал предложит оптимальный вариант сотрудничества.

Особенности обязательного аудита в отношении ЗАО и ООО в 2018-2019 гг.

ЗАО следует оформить заказ на проведение обязательного аудита в 2018-2019 гг. перед опубликованием отчетной документации за год. Для закрытых акционерных обществ в обязательном порядке предусмотрен такой анализ, если вид их бизнеса подпадает под ФЗ «Об аудиторской деятельности». ЗАО с долей государственной собственности более 25% также подлежат этой процедуре. Общества с ограниченной ответственностью, являющиеся одной из самых распространенных форм хозяйствования в России, заказывают анализ при превышении финансовых показателей (при выручке за год больше 400 млн руб.).

Независимая оценка финансовой и бухгалтерской документации при обязательном аудите подтверждается официальным заключением. Эксперты, проводящие анализ, снабжают его и подробными рекомендациями. Они помогают устранить недочеты и нарушения, которые были обнаружены в ходе исследования отчетности.

Обратите внимание

Группа Компаний «Аудит А» выполняет обязательный аудит в текущем году. Наши эксперты проводят анализ, предоставляют клиентам подробные консультации, помогают своевременно устранять выявленные ошибки. Аудит приносит пользу компаниям независимо от формы собственности.

Если Ваше предприятие не соответствует критериям обязательного аудита, можно заказать инициативную проверку. В любом случае обращайтесь! Индивидуальные условия сотрудничества и всесторонняя поддержка в сфере налогообложения, бухгалтерского учета гарантирована. ГК «Аудит А» к Вашим услугам! Звоните, чтобы узнать подробную информацию.

С 1 января 2017 года на территории РФ вводятся в действие 48 международных стандартов аудита (МСА). Вводятся они двумя приказами Минфина от 24.10.2016 N 192н и от 09.11.2016 № 207н.

По новым требованиям Международных стандартов вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита организации, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА. Новая форма аудиторского заключения будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание пользователей на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, к тому, в чем аудитор увидит наиболее существенные риски для организации. Для сравнения в аудиторском заключении, выданном в соответствии с Федеральными стандартами аудита, аудитор выражает только свое мнение о достоверности бухгалтерского учета аудируемого лица, при этом не дает оценку финансовой отчетности компании, не описывает особые моменты в деятельности аудируемого лица. Вся эта информация отражается в рабочих документах аудитора и недоступна широкому кругу пользователей. После введения Международных стандартов аудита, практически вся информация полученная аудитором в ходе аудиторской проверки, должна найти свое отражение в аудиторском заключении.

Новая форма аудиторского заключения должна содержать расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СТАНЕТ БОЛЕЕ ИНФОРМАТИВНЫМ И ПУБЛИЧНЫМ

Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако для аудируемой компании возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний, если аудитор в аудиторском заключении выразит опасения в деятельности аудируемой организации или увидит повышенные финансовые риски.

Новые правила раскрытия информации в аудиторском заключении по МСА имеют дополнительные последствия для бизнеса. Предполагается, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. Такие новшества изложены в проекте Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налога организацией, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Критерии проведения обязательного аудита за 2016 год

Обязательный аудит финансовой отчетности организации, проводят юридические лица, у которых:

Выручка более 400 млн. руб. или активы баланса превышают 60 млн. руб. по итогам 2015 года;
-организационно - правовая форма акционерное общество,
-организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
-организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды.

Обязательный аудит организаций, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации, государственные компании, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями. (часть 3 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ) .

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

На заметку . В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. (часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

Почему надо провести обязательный аудит предприятия по итогам 2016 года

Опыт работы аудиторской фирмы «Юринформ-аудит» позволяет утверждать, что организации проводившие аудит имели возможность своевременно выявить основные промахи в бухгалтерском учете и своевременно их исправить. Поэтому обязательный аудит имеем свои преимущества и несомненную пользу.

Устранение типовых ошибок.

Своевременное выявление и устранение несоответствий в налоговом и бухгалтерском учете возможно благодаря проведению своевременной независимой аудиторской проверки по итогам отчетного финансового года. Исправление таких ошибок за отчетный финансовый год как в бухгалтерском так и в налоговом учетах позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых инспекторов.

В ходе аудиторы компании «Юринформ-аудит» проверяют не только правильность составления бухгалтерской отчетности, но и правильность формирования налоговых деклараций и их достоверность по итогам отчетного 2016 года.
Актуальность правильного ведения бухгалтерского учета, особенно важна ввиду усиления административной ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского законодательства и представления недостоверной бухгалтерской отчетности. За грубые нарушения в бухучете штрафы увеличены. Новые штрафы утверждены 30 марта 2016 года. Президент подписал Федеральный закон № 77-ФЗ о внесении изменений в КоАП РФ. Штрафные санкции на должностных лиц устанавливаются в пределах от 5 000 до 10 000 рублей (было - от 2 до 3 тысяч рублей). За повторное в течение календарного года нарушение штраф увеличится и составит от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ранее наказание за повторное нарушение не было предусмотрено).

Ниже приводим нарушения, которые классифицируются как грубые:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о бухучете установлен статьей 4.5 КоАП и ограничен двумя годами со дня совершения правонарушения (ранее этот срок составлял 3 месяца).

Штраф за отсутствие аудиторского заключения.

Если организация, по каким-то причинам не провела обязательный аудит, ее за это не накажут, действующим законодательством ответственность за непроведение обязательного аудита не предусмотрена, но установлена административная ответственность за отсутствие (непредставление, неопубликование) аудиторского заключения.

В частности, отсутствие у Акционерного Общества аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей в соответствии с ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление или несвоевременное представление в органы государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в состав которой должно входить аудиторское заключение, обернется административным штрафом по ст. 19.7 КоАП РФ в размере от трехсот до пятисот рублей на должностных лиц и от трех тысяч до пяти тысяч рублей на юридических лиц.

Неопубликование акционерным обществом на странице в сети Интернет аудиторского заключения в установленный срок, в соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Обязательный аудит проводится предприятием каждый год. В качестве проверяющих выступают независимые аудиторские фирмы, имеющие соответствующую лицензию. Результатом проверки, является заключение проверяющего о правильности отражения фактов хозяйственной и финансовой деятельности. Не все компании должны проходить обязательный аудит. Так, ежегодно должны проверяться:

  1. акционерные общества;
  2. кредитные учреждения;
  3. страховые фирмы;
  4. инвестиционные фонды;
  5. компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах на бирже и другие.

Проходить обязательную проверку должны и другие предприятия, если их деятельность превышает установленные финансовые показатели. Критерии обязательного аудита в 2018 году:

  • выручка более 400 млн. рублей, без учета НДС;
  • активы предприятия на конец года превышают 60 млн. рублей.

Критерии, обязывающие компании проводить проверку установлены п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Если по результатам деятельности компании выполняется, хотя бы одно из этих требований, она должно проводить аудит. Информация берется за предыдущий год, т.е. если после окончания года деятельность предприятия отвечала одному из требований, в следующем году ей нужно пройти обязательный аудит.

Как видно, нет специальных требований, регламентирующих обязательный аудит для ООО. Если активы или выручка компании превышает установленные нормы, ООО должны ежегодно проверятся. Обязательность ежегодного аудита для ООО может устанавливаться уставом или решением участников общества. Но в том, и в другом случае речь идет уже об инициативном аудите.

Существуют и требования по тому, как должна быть проведена аудиторская проверка. Аудит должен отвечать следующим критериям:

  • Проверка проводится по всей деятельности организации. Оцениваются все активы, обязательства, материальные запасы компании. Анализируются бухгалтерская и налоговая отчетности. Осуществляется проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
  • Заключение проверяющей компании должно быть определенным. По окончанию проверки аудитор должен вынести четкий вердикт, достоверные или нет сведения представленны в финансовой отчетности.
  • Аудит проводится с соблюдением всех стандартов. Ранее правила проведения аудита регулировались российским законодательством. Однако с 2017 года все изменилось и деятельность аудиторских фирм должна отвечать уже международным стандартам.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

​Аудит представляет собой очень трудоемкий процесс, поэтому непосредственно перед проверкой составляется ее подробный план. В начале изучаются сведения о предприятии, на котором она будет проходить. На основании этой информации определяется стратегия и тактика, разрабатывается программа аудита, составляется график и план. Все согласовывается с клиентом.

Затем осуществляется сама проверка. Изучаются все финансовые, бухгалтерские и уставные документы. Полученные данные анализируются, дается оценка на их соответствие российскому законодательству. Установленные недочеты фиксируются, аудитор предлагает мероприятия по их устранению.

Итоговые выводы представляются учредителям организации в виде аудиторского заключения. Существует два типа заключения: безоговорочно положительное, такое решение выносится, если нарушений в ходе проверки не обнаружено, и модифицированное. Последнее в свою очередь делится на три подтипа:

  1. положительно с оговорками;
  2. отрицательное;
  3. отказ от выражения мнения, выдается при неполном представлении документов на проверку.

В основном, на практике, выдаются положительные заключения или мнения с оговоркой. На два других варианта приходится менее 1% заключений.

После получения документа, предприятие должно представить его в Росстат. Заключение передается вместе с годовым бухгалтерским балансом и другой отчетностью. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента его представления юридическому лицу, но до окончания года, следующего за отчетным.

Переход на международные требования внес коррективы в процедуру проведения аудита. В первую очередь это затронуло изложение мнения аудитора по результатам проверки. Изменилась форма заключения, теперь она стала более информативной. Помимо оценки финансовых показателей фирмы, оно включает анализ основных моментов, которые заинтересовали аудитора и перечисление возможных рисков для дальнейшей деятельности.

С 2018 года фактически была упразднена аудиторская тайна . Теперь ФНС может получить любые документы по проведенной проверке у аудиторской компании. Более того, согласно новым поправкам, налоговикам разрешается разглашать полученную информацию.

Проверка не осуществлялась, что будет

Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

В случае обязательного аудита нарушением считается:

  • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 - 5 000 рублей;
  • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
  • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 - 10 000 рублей.

Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Awara is a Russian accoutning company that offers a full range of bookkeeping and financial administration services for foreign companies who start business in Russia. Although we a local accounting firm we follow the best international practices to provide you with the best client support. Make your accounting safe, sound, and efficient with Awara.

Legal Services

We are a Russian legal company working under international standards. We offer services that cover most possible matter that companies may face while doing business in Russia. We state that the function of the commercial lawyer is not to “tell what the law says,” but to deliver winning arguments and real solutions.

IT Solutions

Awara IT Solutions is proud to provide its clients with IT-services meeting the requirements of Russian law without changing clients’ existing processes. This unique combination of a strong background in system integration, law and taxation makes us a reliable and efficient partner for new-comers onto the Russian market. Our team has implemented multiple projects with Microsoft Dynamics NAV, Microsoft Dynamics AX, CRM and 1C.

Audit Services

We focus on providing audit services resulting in a clear understanding of financial records, accurate risk assessment and recommendations for areas of improvement and tightening of internal controls. Our services include Russian statutory audit, tax audit, internal audit and audit in accordance with international standards (IFRS, US GAAP).

Direct Search & Recruitment

As an internet and social media based recruitment leader, we really offer a competitive edge in finding the best and most motivated people in Russia and the CIS. We provide headhunting and recruitment services with 19% success fee only and no retainers. If no candidate is hired, no fee applies.

Corporate Trainings and Seminars

We understand that every business and organization is different and pre-packaged training programs don’t work for everyone. Our client-focused approach allows us to design training programs that are customized to deliver the results you need. At our hands-on practical training sessions professionals in fields such as business, sales, marketing, HR, finance and law improve their skills and abilities to solve the problems of tomorrow.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: