Обобщающий урок по экономике. Тема "Экономические системы. Смешанная экономика". Способы принятия экономических решений Способ организации принятия решений в плановой экономике

Понятие экономической системы.

Типы экономических систем.

Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).

Командная экономика (государственная собственность, Госплан, государственное регулирование и ценообразование).

Смешанная экономика (государственная и частная собственность, рыночное ценообразование и государственное регулирование).

Принимая во внимание тот факт, что в условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, человечество за всю свою историю выработало несколько способов распределения ограниченного объема ресурсов между альтернативными целями.

Экономическая система – это способ организации взаимосвязей между экономическими агентами, определяющий ответы на вопросы: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?»

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующих в производстве, распределении и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство.

Атрибуты системы:

· Институты собственности : Ресурсы могут находиться в собственности общества (или государства, как его представителя), или в частной собственности.

· Механизмы принятия решений .Принятие решений может быть централизованным, когда команды об использовании ресурсов отдаются правительством и децентрализованным , когда ресурсы размещаются в соответствии с решением индивидуальных участников экономической деятельности.

· Формы мотивации : люди включаются в экономическую деятельность, руководствуясь какими-то мотивами. Это могут быть стимулы экономического (высокие доходы) и неэкономического характера, последние очень разнообразны и простираются от морального удовлетворения до страха перед наказанием.

Определенный «набор» прав собственности, механизмов принятия решений и форм собственности характеризует тип экономической системы.

Традиционная экономическая система

Традиционная экономическая система - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.

В своей основе традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики существуют естественное и зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремесел. В традиционной экономике обычаи закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию. Человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение трудовых ресурсов диктовалось нерушимыми многовековыми традициями. То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой - не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Какие-либо усовершенствования вносить категорически запрещалось. Каждая мелочь в производственном процессе была закреплена в специальных правилах. Следовательно, и производительность труда веками оставалась на неизменном уровне

Объемы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, иерархическими отношениями внутри рода и общины и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учетом пола и возраста, действуют элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоемы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведет к ее перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Одним из немногих преимуществ существующих в традиционной экономике является то, что роль отдельных лиц четко определена. Каждый член общества точно знает, что он должен делать.

С другой стороны, традиционная экономика беззащитна перед любыми внешними изменениями, например переменой климата, нападением извне. Прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны столетия. Яркий пример: традиционное пастбищное скотоводство жителей Северной Африки привело к исчезновению растительности и образованию пустыни Сахара. Видимо, при более гибкой экономической системе этот процесс можно было бы если не полностью предотвратить, то, по крайней мере, существенно замедлить.

Командно- административная экономика

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

В повседневной жизни мы постоянно принимаем различные решения, не задумываясь над тем, почему некоторые из них оказываются удачными, а другие - неудачными. Небольшое размышление показывает, что в случае удачных решений правильно поставлена цель, интуитивно верно оценена вероятность ее достижения, а все рассуждение опирается на логику здравого смысла. Не подлежит сомнению, что интуиция, житейский опыт и интуиция вполне достаточны для решения простейших задач практического характера в повседневной и даже управленческой деятельности, которые не требуют точного анализа и расчета. Однако при решении сложных задач управления в экономике и социальной жизни в настоящее время все меньше полагаются на опыт, интуицию и здравый смысл, а обращаются к точному анализу проблемы, расчету и построению математических моделей.

Такой подход к анализу принятия решений впервые был предпринят в рамках теории исследования операций, появившейся в период Второй мировой войны. В настоящее время исследование операций из узкой специальной теории, ориентированной на эффективное управление военными действиями, превратилось в общенаучное направление исследований. Оно связанно с «применением математических количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности» 1 .

Дальнейшее развитие эта теория получила после опубликования Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 г. работы, посвященной теории игр и экономическому поведению . Эта теория дает рекомендации, как рационально действовать в условиях неопределенности в экономике, связанной с риском. Таким образом, на смену практическому опыту, здравому смыслу и интуиции приходит точный расчет всех возникающих возможностей, т.е. решений на основе построения математических моделей.

В таких моделях, во-первых, учитываются последствия принимаемых решений, или их полезность, во-вторых, определяется вероятность их реализации в конкретных условиях, в-третьих, посредством сравнения разных альтернатив по соответствующим параметрам происходит выбор оптимального или же более предпочтительного решения. В зависимости от характера проблемы оптимальным будет считаться либо максимальное, либо минимальное значение целевой функции, хотя чаще всего приходится ограничиваться лучшими или предпочтительными ее значениями. В экономической сфере максимальное значение будет соответствовать, например, получению наивысшей прибыли, достижению наибольшей выгоды от заключенной сделки и т.д.

Характерной чертой рассматриваемой модели является ее рациональность, так как предполагается, что субъект, принимающий решение, рассуждает и поступает разумно. Поэтому лицо, принимающее окончательное решение (ЛПР), так же как и его консультанты, представляют собой идеализированные, рационально действующие субъекты, которые могут значительно отличаться от реально действующих людей. Далее, допускается, что как поставленные цели, так и рациональный выбор решения на протяжении всего процесса остаются неизменными. В конкретной действительности приходится считаться с влиянием разного рода случайных и непредвиденных событий, которые ограничивают сферу применения рациональных методов. И наконец, классическая модель выбора ориентирована на достижение оптимального решения. На практике же приходится довольствоваться предпочтительными или удовлетворительными решениями.

Абстрактный характер рациональной модели состоит в том, что она отвлекается не только от характеристики конкретных субъектов, принимающих решения, но и от объективной оценки соотношения целей, которые преследует индивидуальный субъект или коллектив (группа, класс, сообщество). Например, целевая функция предпринимателя по реализации определенного проекта может принести ему максимальную прибыль, поэтому с его точки зрения может считаться рациональной, но окружающей среде она может нанести непоправимый вред. Необходимо также учитывать относительный характер самой рациональности, поскольку решение, считающееся рациональным на основе данной информации, может оказаться недостаточно рациональным при другой информации.

Важнейшее требование, которому должно удовлетворять любое рациональное решение, заключается в том, чтобы все альтернативы выбора решения должны быть упорядочены соответствующим отношением предпочтения, которое обладает свойствами определенности, сравнимости и транзитивности. Сравнимость означает, что из любых двух альтернатив одна из них должна быть предпочтительнее другой (в крайнем случае - безразличной или одинаковой с другой). Критерий транзитивности связан с требованием последовательности альтернатив. Если, например, альтернатива А предпочтительнее альтернативы В, а последняя предпочтительнее С, тогда альтернатива А будет также предпочтительнее С. Поскольку каждая альтернатива зависит от оценки ее последствий, которые принято называть полезностью, постольку необходимо в первую очередь оценить параметры полезности.

Такая оценка непосредственно связана с теми целями, которые стремится осуществить субъект, и в идеале она должна соответствовать максимальной полезности его действий. Если целью субъекта является получение наибольшего дохода, или наивысшего эффекта от отдачи инвестиций, или быстрейшего внедрения новых мощностей и т.п., тогда его функция полезности должна соответствовать максимальному значению целевой функции. Напротив, когда он стремится предотвратить потери или убытки в различных видах деятельности, тогда его целевая функция должна учитывать возможные риски и их размеры, чтобы сделать их минимальными. Основываясь на этих предпосылках, Нейман и Моргенштерн в 1944 г. построили первую аксиоматическую теорию полезности. В качестве аксиом они выбрали утверждения, которые в целом согласуются с интуитивными представлениями об оценке последствий решений. В каждой отрасли деятельности существуют свои специфические приемы и средства для оценки полезности исходов решений.

Другой аспект математической модели принятия решений связан с предсказанием вероятности реализации разных альтернатив выбора или решений. Оценка такой вероятности осуществляется в соответствии со статистической интерпретацией этого понятия.

Рациональная модель выбора предполагает, что принимающий решение при всех условиях выбирает оптимальный, наилучший курс действий. Однако такое предположение не учитывает тот факт, что в поведении людей присутствуют не только рациональные, но и нерациональные и даже иррациональные компоненты. Поэтому в модели принятия решений, выдвинутой Нобелевским лауреатом по экономике Г. Саймоном для «административного человека», последний на основе известной информации выбирает не оптимальное, а лишь удовлетворительное решение.

В основе модели рационального выбора лежат определенные общие принципы, которые рассматриваются как исходные предпосылки для изучения экономической жизни. Эти принципы представляют собой результат систематического обобщения и глубокого анализа длительной практики принятия решений как индивидами, так и фирмами и другими организациями, выступающими в качестве хозяйствующих субъектов. Именно они являются основными единицами рыночной системы экономики. Некоторые из этих принципов покажутся очевидными, другие требуют пояснений и аргументации.

Как принимаются конкретные экономические решения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основополагающие принципы экономической деятельности, связанные с ограниченностью ресурсов общества. Именно они заставляют людей делать выбор между различными благами.

Первый принцип заключается в том, что для получения одних благ людям приходится отказываться от других благ.

Если вы хотите приобрести свитер, то должны при недостатка денег отказаться от покупки ботинок. Государство, если существует угроза его безопасности, должно выбрать «пушки» вместо «масла». Здесь «пушки» символизируют использование значительного объема его ограниченных ресурсов на военные цели, а «масло» - направление большей их части на увеличение благосостояния граждан. При принятии экономических решений хозяйствующему субъекту необходимо в первую очередь учитывать свои реальные возможности, а затем определить, что ему действительно надо и только потом выявить, какие материальные блага он желал бы иметь в своем распоряжении. Отношение между возможным и необходимым служит, как известно, важнейшим стимулом человеческой деятельности вообще.

Переходя к обсуждению следующего принципа принятия решений, следует напомнить, что в первом принципе речь идет вообще об обмене материальными благами, т.е. от чего следует отказаться, чтобы получить другое благо. Но любое благо удовлетворяет определенную потребность и, следовательно, обладает потребительной ценностью однако оно может быть обменено на другое благо и поэтому обладает меновой стоимостью. Эти соображения учитываются во втором принципе.

Второй принцип заключается в следующем: ценность блага определяется тем, что от него можно получить, а стоимость - что за него следует отдать.

Потребительная ценность блага или товара как раз измеряется его способностью удовлетворить какую-либо потребность - материальную или духовную - при его использовании. В этом случае благо выступает в качестве средства для достижения некоторой цели. В прежней литературе это понятие называлось потребительной стоимостью, что могло породить путаницу, поскольку последний термин характеризует индивидуальные потребности субъекта в получении благ, и часто даже не определяется количественно.

Меновая ценность блага характеризует отношение, или пропорцию, между данным благом и другими благами, которые за него можно получить за счет отказа от него.

Если обозначить данное благо через А, а другое благо, которые можно получить за его счет, через В, тогда меновую ценность можно выразить отношением тВ/пА , где тип - соответствующие параметры, обозначающие количества обмениваемых благ. Стоимость блага как цели определяет то, что за него надо отдать или от чего приходится отказаться, чтобы получить его в свое распоряжение. В процессе обмена приходится, таким образом, делать выбор: отказываться от одного блага, чтобы получить другое благо. Поэтому, перед тем как принять решение о приобретении одного блага, необходимо сравнить издержки и выгоды другого блага. Такие издержки называют альтернативными, потому что они характеризуют именно издержки упущенных возможностей, т.е. как раз то, от чего приходится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Поскольку чаще всего для этого используются деньги, то меновая стоимость выражается в деньгах.

В рамках всего общественного хозяйства к конечным благам экономисты относят все блага, которые не используются для производства других благ. Их общая совокупность выражается в понятии валового внутреннего продукта (ВВП), который состоит из конечных благ, приобретаемых домашними хозяйствами (С) и правительством (б), а также благ, добавляемых в инвестиции фирм (Г), сюда же относится чистый экспорт (N10, т.е. разница между экспортом и импортом. Если обозначить совокупность всех конечных благ страны через ВВП, тогда она может быть выражена формулой

Третий принцип состоит в том, что при принятии решений рационально действующие, или разумные, люди всегда сравнивают предельные величины своих выгод и издержек.

Рациональным в экономике считается решение или действие, когда предельная полезность, или выгода, получаемая от использования дополнительной, предельной единицы потребления будет превышать пользу от применения предельной единицы ресурса. Следовательно, ресурсы будут использоваться для производства благ до тех пор, пока каждая дополнительная их единица будет приносить большую пользу, чем обходятся издержки на их приобретение. Предельные выгоды или издержки представляют собой наименьшие величины, с которыми работают экономисты при принятии решений в конкретных обстоятельствах. Этой же практике должен следовать каждый рационально действующий субъект.

При принятии решений люди, прежде всего, преследуют свои интересы и поэтому стремятся удовлетворить свои потребности в настоящем. Однако они не забывают позаботиться также о будущем. Поэтому они не только потребляют существующие блага, но и стремятся их сберечь на будущее и даже увеличить их количество.

Четвертый принцип постулирует, что люди должны заботиться о будущем.

Подобная забота проявляется, во-первых, в простом хранении благ для будущего их потребления или использования. Чем больше срок хранения блага, тем легче принять решение о возможности его потребления и использования в будущем. К числу важнейших хранимых благ относится основной капитал, т.е. машины, оборудование, здания и сооружения предприятия. Здесь главные усилия должны быть направлены на рациональное использование капитала и своевременное его обновление путем амортизационных отчислений. Сохраняемые блага могут быть использованы также в качестве ресурса для производства новых благ и нередко даже в большем количестве. К таким благам в первую очередь могут быть отнесены деньги и другие финансовые средства.

Пятый принципа заключается в том, что, заботясь о будущем, люди учитывают его неопределенность.

Поскольку будущее всегда неопределенно и неизвестно никому, то о нем можно строить лишь предположения различного характера. Наиболее важным теоретическим средством предсказания будущего являются вероятностные методы. Они основаны на статистической интерпретации событий прошлого и настоящего и вероятной оценке их реализации в будущем. На таком же предположении строятся все вероятностные прогнозы. При принятии экономических решений о будущем, хозяйствующие субъекты должны сравнивать свои вероятностные предположения с теми реальными результатами, которые возникали на самом деле. Такой анализ поможет им извлекать уроки из расхождения своих предположений с действительностью, а тем самым учиться на собственных ошибках.

Во-первых, вероятностные оценки будущего, в свою очередь, опираются на адаптивные ожидания, когда хозяйствующий субъект предполагает, что в будущем сохранятся те же особенности и тенденции развития, которые происходили в прошлом. Во-вторых, такие оценки могут основываться на рациональных ожиданиях, когда субъект может в той или иной мере учесть следствия принимаемых им решений и их влияние на будущие события. Критический анализ таких следствий даст ему возможность вносить коррективы в принимаемые решения.

В практике экономической деятельности учет неопределенности будущих событий достигается путем создания страховых запасов, которые позволяют сократить или даже ликвидировать ущерб при неблагоприятном развитии событий. Этой же цели подчинена деятельность многочисленных страховых компаний и обществ, которые берут на себя обязательство за счет страховых взносов выплачивать определенные суммы за понесенный ущерб застрахованным лицам, предприятиям и фирмам. Другим способом учета неопределенности является стремление избежать риска, когда вероятность возникновения неблагоприятного развития событий становится достаточно высокой. Такая тенденция ясно прослеживается при инвестировании капитала, когда иностранные компании отказываются от вложения его в экономику развивающихся стран. Третий способ учета неопределенности сводится к максимальной экономии ресурсов и минимизации издержек, который обычно называют режимом экономии. Такая экономия дает возможность сохранить ресурсы для непредвидимых событий в будущем.

Шестой принцип предполагает, что люди отвечают за последствия своих решений.

Хотя этот принцип кажется вполне очевидным, но степень ответственности за принимаемые решения в различных социально- экономических системах далеко не одинаков. В натуральном хозяйстве вся полнота ответственности за принятое решение ложится на отдельного хозяйствующего субъекта, поскольку именно он и его семья обязаны успеху или неудаче решения. В крестьянской общине, где основные решения принимаются коллективно, за это расплачиваются все члены общины. В плановом централизованном обществе все решения принимаются «наверху», а исполняют их «внизу», причем никакой ответственности за решения, по сути дела, никто не несет.

В рыночной экономике и индивид, и кооператив, и фирма отвечают за принятое решение своим имуществом. Если, например, хозяйствующий субъект получил ссуду на открытие своего дела, то при неудаче организации дела он рискует собственным имуществом. Таким образом, рыночная экономика воспитывает ответственность за принимаемые решения и поэтому способствует рациональному выбору и тщательному учету всех их последствий.

Седьмой принцип предполагает, что люди реагируют на стимулы, возникающие в связи с изменением условий и обстоятельств, складывающихся в экономике.

Всякий раз, когда изменяются экономические условия в обществе, например, конъюнктура на рынке, повышаются налоги, растут издержки производства и т.п., рационально действующие субъекты реагируют на них принятием новых решений. Например, при повышении налогов растут цены на товары и соответственно снижается спрос на товары и деловая активность. Обычно хозяйствующие субъекты и рынок в целом чутко реагируют на изменения, возникающие в рамках экономической системы.

При рассмотрении перечисленных принципов речь шла о принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами, будь то индивид, предприятие или фирма. Однако в реальной экономической жизни все они взаимодействуют друг с другом, и поэтому чаще всего экономические решения принимаются совместно, например двумя людьми при купле и продаже, членами кооператива или собранием акционеров компании. Результатом такого взаимодействия и принятия решений служит обмен материальными благами и услугами между людьми, налаживание торговли.

Восьмой принцип раскрывает значение торговли для общества, подчеркивает, что она оказывается взаимовыгодной для ее участников.

Необходимость обмена и торговли продуктами труда являются неизбежным результатом усиливающегося разделения труда. В древнем аграрном обществе преобладало, как учит нас история, натуральное хозяйство, в котором все необходимые жизненные блага производились и потреблялись замкнутыми домохозяйствами. Однако постепенно люди осознавали необходимость обмена некоторых своих благ на другие, которые были у них в излишке или же не производились вообще. Уже первое крупное разделение труда в сельском хозяйстве на труд земледельческий и животноводческий дало существенный толчок к развитию обмена и торговли между скотоводческими и земледельческими племенами. Появление ремесленников и концентрация их в первых городах ускорили процесс обмена и торговли между многочисленным сельским населением и городскими ремесленниками, которые не могли существовать без обмена производимых ими изделий на продукты сельского хозяйства. Появление ремесленных цехов и первых мануфактур привело в конечном счете к индустриальному производству и возникновению национальных рынков.

Рыночный обмен способствует процессу дальнейшего разделения труда, поскольку в результате этого отдельные производители начинают специализироваться на том, что они умеют делать лучше и экономнее, чем другие. То же самое следует сказать о предприятиях, фирмах и даже отдельных странах. В итоге выигрывают как производители, так и потребители.

Девятый принцип утверждает, что рынок служит важнейшим способом организации экономической деятельности.

На первый взгляд кажется, что при децентрализованном принятии решений миллионами различных хозяйствующих субъектов, добивающихся разных целей, никакой порядок на рынке не может возникнуть. Но еще А. Смит впервые ясно указал, что именно «невидимая рука» рынка способствует объединению усилий различных индивидов. Теперь мы знаем, что такой объединяющей силой выступает механизм цен, который информирует общество, какие товары и услуги и в какой мере считаются ценными. А эта информация служит стимулом для использования наиболее экономных средств и факторов производства товаров предпринимателями. Цены влияют также на распределение доходов. Благодаря этому рынок отдает ограниченные ресурсы общества тем, кто может эффективнее их использовать. Однако рынок не создан для того, чтобы справедливо распределить полученное общественное богатство. Эту функцию призвано осуществлять государство.

Десятый принцип указывает, что в определенных условиях государство может вмешиваться в рыночное регулирование и оказывать на него положительное влияние.

Это происходит тогда, когда рынок оказывается не в состоянии эффективно распределять имеющиеся ресурсы. Экономисты характеризуют такую ситуацию как несостоятельность, или провал рынка. Подобное положение возникает при различных внешних эффектах для рынка, когда действия одних людей оказывают негативное влияние на благополучие других людей. Так обстоит дело в случаях нарушения экологической безопасности предприятиями химической, нефтяной, металлургической и других отраслей промышленности. Стремясь к получению высоких доходов, они часто не обращают внимания на строительство очистных сооружений и тем самым наносят вред природной среде и проживающим в ней людям. Рынок не может оказывать никакого воздействия на таких хозяйствующих субъектов. Государство же может заставить их выделить необходимые средства для очистки промышленных отходов путем принятия законов о сохранении окружающей природной среды.

Другой случай несостоятельности рынка состоит в том, что он не может влиять на уровень цен на нем. Такие цены устанавливаются спонтанно, или самопроизвольно, в результате взаимодействия многочисленных его участников. Способность некоторых хозяйствующих субъектов устанавливать уровень цен на рынке характеризуют как их власть над рынком. Сам рынок не обладает такой властью. Его задача состоит в том, чтобы осуществлять свободную конкуренцию на рынке, которая нарушается появлением на нем различных монопольных объединений. В целях создания свободной конкурентной среды государство принимает законы, ограничивающие власть монополий.

Третий случай несостоятельности рынка относится к социальной справедливости рыночного распределения. Как уже говорилось выше, функция рынка заключается в эффективном распределении ограниченных ресурсов общества, а не в равном распределении полученных от них продуктов. Рынок отдает товар тому, кто в состоянии за него заплатить, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. Обеспечение социально справедливости в обществе относится к функции правительства, которое путем налогообложения и других мер социальной защиты несколько выравнивает доходы населения и обеспечивает помощь наименее обеспеченным его слоям.

Экономическая деятельность каждой страны слагается из работы многочисленных хозяйствующих субъектов, к которым относятся индивиды, предприятия, фирмы, компании и т.д. Поэтому решения, принимаемые ими, вместе с экономической политикой и конкретными решениями правительства в конечном итоге определяют успехи и неудачи в достижении общего благосостояния и уровня жизни в стране.

Существует много попыток объяснения различия в уровне жизни в разных странах. Нередко это объясняют ссылками на экономическую политику правительства, деятельность профсоюзов и самих трудящихся в защиту своих прав, возросшей конкуренцией с другими странами, наличием полезных ископаемых и т.д. Не отрицая известной зависимости благосостояния страны и уровня ее жизни от этих и других причин, следует сказать, что определяющая экономическая причина состоит в производительности общественного труда.

Одиннадцатый принцип утверждает, что уровень жизни населения напрямую зависит от способности страны производить товары и услуги.

Хорошо известно, что уровень жизни в разных странах далеко неодинаков и даже в одной стране он меняется на протяжении времени. Этот уровень зависит от дохода, приходящегося на человека, а последний, в свою очередь, определяется производительностью труда, а именно количеством товаров и услуг, производимых в единицу времени. Следовательно, благосостояние страны зависит в конечном счете от производительности труда его самодеятельного населения.

Двенадцатый принцип утверждает, что цены растут, когда правительство печатает слишком много денег.

При выпуске лишних денег они обесцениваются и возникает инфляция. Соответственно этому происходит рост цен и увеличение денежной массы в обращении. Такая инфляционная спираль со временем может все больше раскручиваться и оказывать крайне негативное воздействие на все явления экономической жизни, как это показывает экономическая история многих стран, в том числе и нашей. Если причина возникновения инфляции настолько ясна, то почему же правительства встречаются с такими трудностями при ее ликвидации. Как известно, снижение темпов инфляции в краткосрочном периоде связано с увеличением безработицы, и потому здесь приходится выбирать между инфляцией и безработицей.

  • Вентцель Е.С. Исследование операций. - М., 1980. - С. 9.
  • Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. - М., 1970.
  • Способы принятия экономических решений, способы привлечения людей к экономической деятельности-традиционая экономика камандная экономика рыночная экономика
  • Рыночная экономика-многообразие форм собственности, ограниченное вмешательство государства, изменение структуры производства и потребления.

    Традиционная экономика-крайне примитивные технологии, преобладание ручного труда, общинная собственность на средства производства.

    Командная экономика-государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация, государство полностью контролирует весь экономический процесс.

  • ПОЖАЛЙСТА ОЧЕН НАДО, ХОТЯ БЫ ЧТО НИБУДЬ ИЗ ЭТОГО

    1. Определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности – это

    2 . Сходство в поведении животного и деятельности человека

    1)целеполагание 2)целесообразность 3)творческая активность 4)преобразование природы

    3 . Верны ли утверждения?

    А. Многообразные связи, возникающие между социальными группами в процессе экономической, политической, культурной деятельности называются общественными отношениями.

    Б. Человек может самостоятельно определять или изменять цель деятельности.

    4. Верны ли утверждения?

    А. К материальной культуре относятся научные теории, художественные произведения, нравственность.

    Б. К общественным наукам относятся археология, политология, эстетика, социальная психология.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    5. Признак общества как системы:

    1)постоянные изменения в общественной жизни 2)наличие сфер общества 3)деградация элементов общества

    6 . Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это

    1)активное сообщество 2)научное объединение 3)общество 4)этап исторического развития

    7. Отличие в поведении животного и деятельности человека

    1)целеполагание 2)целесообразность 3)забота о потомстве 4)самосохранение

    8 . Верны ли утверждения?

    А. В широком смысле «культура» - это всё созданное человеком.

    Б. И поведение животного, и деятельность человека целесообразны.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    9 . Верны ли утверждения?

    А. К духовной культуре относятся предметы быта, железные дороги, оборудование предприятий.

    Б. К общественным наукам относятся культурология, правоведение, экономика, история.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    10 . Признак общества как динамической системы:

    1) наличие сфер общества 2) постоянные изменения в общественной жизни

    3)человек – универсальный элемент общества 4)наличие разных групп

    11 . Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества – это

    1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

    12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

    1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

    13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

    14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

    1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

    15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

    16. Термин «общество» не включает в себя понятие:

    1) Форму объединения людей

    2) Части материального мира

    3) Природной среды обитания

    4) Способов взаимодействия людей

    17 . Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

    1) Общества и природы

    2) Общества и культуры

    3) Экономики и религии

    4) Цивилизации и формация

    18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

    Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

    участие в игре, сон.

    19. Завершите предложения:

    1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

    институт - ….

    2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной ….

    3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

    4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные ….

    5)Происхождение человека называется ….

    6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это …

    20. Духовное и телесное в человеке:

    1)Предшествуют друг другу

    2)Связаны друг с другом

    3)Противостоят друг другу

    4)Независимы друг от друга

    21. Отличительным свойством человека является

    1)Удовлетворение потребностей

    2)Приспособление к окружающей среде

    3)Осмысление мира и самого себя

    4)Использование орудий труда

    22 . Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

    1) Гражданственностью

    2) Совестью

    3) Патриотизмом

    4) Ответственностью

  • 1)-активное общество
    2)-преобразование природы

    3)а и б-верно

    4)верно только б
    5) постоянные изменения в общественной жизни

    6)этап развития общества

    7)целесоовразность

    8)верно только а

    9)верно только б

    10)наличие сфер

    11)мировозрение

    12)адаптация

    13)потребность

    14)социализация

    13.-2 14.-4 21.-4

  • Способы привлечения людей к экономической деятельности:
    1)традиционная экономика
    2) командная экономика
    3) рыночная экономика
  • 1) Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
    Вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.
    Преимущества: 1) стабильность общества; 2) достаточно высокое качество производимых благ.
    Недостатки: 1) отсутствие технического прогресса; 2) слабая приспособляемость к изменению внешних условий; 3) ограниченность числа производимых благ.
    2) Командная (централизованная, директивная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
    Преимущества: 1) способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности); 2) гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем; 3) позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда.
    Недостатки: 1) невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других; 2) отсутствие стимула к выпуску качественных товаров; 3) отсутствие экономической свободы у граждан.
    3) Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
    Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск.
    Основы рыночной системы: 1) право частной собственности; 2) экономическая свобода; 3) конкуренция.
    Частная собственность – признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определённым объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов.
    Преимущества: 1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2) наличие стимулов к техническому прогрессу; 3) рациональное (?) использование ресурсов.
    Недостатки: 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3) нестабильность развития (кризисы, инфляция); 4) неэффективность использования невосполнимых ресурсов; 5) отсутствие полной занятости и стабильности цен.
  • C5)Кроме этого, важным условием является соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения у них экономических ресурсов, т. е. конкуренция. Благодаря ей товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными затратами, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать товар и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене.
    В данном тексте конкуренция рассматривается с положительных сторон.
    С6)
    Я согласна с утверждением, что рыночная экономия является самой эфективной экономикой. Для того чтобы подтвердить свои слова нужно вспомнить функции экономики. Например рыночная экономика обладает стимулирующей функцией. Она сподвигает участников рынка искать более выгодные условия производства и покупки товаров. Так же не стоит забывать о санирующей функции рынка. Именно благодаря ей рынок избавляется от экономически не выгодных предприятий.
  • Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!

    Само задание:

    "В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные. ..

    Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. .. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

    Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

    1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

    2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

    3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве. .. К системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

    1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

    2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    2. На смену командной пришла рыночная экономика.

    3. И. Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

    Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

  • В 1 - 2) скорее не проблема, а дополнение ко 2 вопросу

    1) ответ из 1 - верен + еще одна проблема - безработицы,

    правильно, но добавь 2) из 1 вопроса

    усложнилась организация труда, расширилось частное предпринимательство, увеличивалась деловая активность в таких отраслях, как торговля, снабжение, кредитование, страхование, увеличилось число безработных

    правильно

  • 1. Заполните таблицу

    Производство

    Распределение

    Потребление

    Впишите перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек; составление плана расходов семьи на месяц; завтрак в школьной столовой; посещение парикмахерской; выплата пособия семьям на детей; использование освещения в быту; закупка снаряжения для туристического похода.

    2. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируйте (письменно) ответ примерами.

    Напишите правильно.

  • Производство-изготовление елочных игрушек, посещение парихмахерской.

    распределение-составление плана расхода семьи на месяц, выплата пособий семьям на детей.

    обмен-использование освещение в быту, закупка снаряжений для туристического похода!

    потребление-завтрак в школьной столовой.

    богатсво это деньги, а экономика это хозяйственная деятельность общества!

  • Помогите в классе и дома!
    1. Можно ли согласится со следуещим утверждением: ’Экономика- это сама жизнь во всем ее многообразии,
    2.-
    3. Заполните таблицу Основные сферы экономики
    Производство Распределение Обмен Потредление
    Впишите перечисленные виды экономической деятельности в соотвутствующую графу таблицы.
    4, Есть ли связь между понятиями "экономика" и "богатство"?
    Проиллюстрируй ответ примерами

  • 1) Лично я бы не согласилась с этим высказыванием, т. к ведь когда у людей есть деньги, то человек может позволить себе почти всё. Даже человека можно спасти с помощи денег. 4) Да. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. Противоположностью богатства является бедность. Засчет экономических законов, приемов человек может разбогатеть, скопить капитал, а капитал - это богатство. В конце концов, есть такое определение "Экономика - это наука о богатстве"
  • Несколько правильных ответов.
    №1 Прогресс в экономической сфере приводит к:
    1)возрастанию степени комфортности проживания.
    2)улучшению нравственного состояния общества.
    4)уменьшению плотности информационных связей.
    5)росту неограниченной свободы человека.
    №2 Если в стране существует смешанная, а не чисто рыночная экономика, то госуд. лучше удовлетворяет потребности общества в области:
    1)борьбы с преступностью.
    3)регулирования деятельности валютных бирж
    4)противостояния международному терроризму

    1)трансляция знаний последующим поколениям.
    3)установление закономерностей развития природы и общества
    4)удовлетворение биологических потребностей.
    5)формирование моральных норм.
    №4 Нормами административного права регулируются правоотношения между:
    1)Правительством РФ и Генеральной прокуратурой РФ
    2)иностранным гражданином и миграционной службой.
    3) Президентом РФ и главой субъекта РФ
    5)милиционером и 15-летним подростком, задержанным за грабеж.
    Заранее большое спасибо!
  • №1 Прогресс в экономической сфере приводит к:
    3)росту качества производимых товаров и услуг.
    №2 Если в стране существует
    2)установление цен на дефицитные товары.
    5)социального обеспечения населения.
    №3 Цель познавательной деятельности человека:
    2)приобретение истинных знаний об окруж. мире
    №4 Нормами административного права
    4)инспектором дорожного движения и пешеходом
  • 1. Составьте план текста
    2. Используя текст и обществоведические знания дайте 2 объяснения мысли авторов "кто больше сберегает и инвестирует, тот больше производит в будущем ".
    3. Дайте 2 объяснения необходимости экономического сотрудничества людей.
    4. Как авторы объясняют сущность проблемы экономического выбора? Почему субъектам экономики в принципе приходится решать проблему экономиского выбора? Что является ценой выбора?
    5. Подтвердите 3 примерами мысль авторов о том, что "технологический прогресс продолжает менять нашу жизнь и сегодня"
    ЧЕТЫРЕ ИСТОЧНИКА РОСТА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ:
    Товары и услуги, создающие наше благосостояние, не падают с неба. Их производство требует затрат труда и интеллектуального потенциала, оборудования и инвестиций, организации трудового процесса и кооперации фирм. Существуют четыре основных источника роста производства и дохода.
    Образование, обучение и приобретение опыта являются главными средствами достижения более высокой квалификации. Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    Рабочие произведут больше продукции, используя более совершенное оборудование. Лесоруб, к примеру, срубит больше деревьев, если применит современную бензопилу вместо примитивной ножовки или топора. Водитель грузовика может перевезти больше грузов, чем извозчик. Но оборудование и машины - не бесплатны. Ресурсы, используемые для их производства, могли бы найти иное применение: в изготовлении пищевых продуктов, одежды, автомобилей и других предметов каждодневного потребления.
    Экономика учит, что тот, кто больше сберегает и инвестирует, больше производит в будущем.
    Использование человеческого интеллекта, изобретающего новые товары или более аффективные технологии производства - важнейший источник экономического роста.
    За последние 250 лет развитие техники буквально преобразило нашу жизнь. Сначала паровая машина, затем - двигатель внутреннего сгорания, электричество и ядерный реактор заменили мускулы человека и животных в качестве основного источника энергии. Автомобили, автобусы, поезда и самолеты вытеснили лошадь и повозку как основные способы передвижения. Технический прогресс продолжает изменять нашу жизнь и сегодня. Лазерные проигрыватели, микрокомпьютеры, текстовые редакторы, микроволновые печи, видеокамеры, магнитофоны, автомобильные кондиционеры существенно изменили характер нашей работы и досуга в течение последних двадцати лет.
    Исторически изменения в законодательстве всегда являлись важным источником экономического прогресса. В XVIII в. Патентная система предоставила инвесторам право частной собственности на идеи. Примерно в то же время признание корпорации в качестве юридического лица облегчило создание больших фирм, требовавшихся для массового производства промышленных товаров. Эти прогрессивные изменения в экономической организации общества способствовали росту производства в Европе и Северной Америке.
    Эффективная экономическая организация общества способствует хозяйственному сотрудничеству людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров. Ее главные характеристики более подробно рассмотрены в следующей части.
  • План : 1)Товары и услуги, создающие наше благосостояние
    2)Образование, обучение и приобретение опыта
    3)Производство рабочих больших продукций
    4)Использование человеческого интеллекта для изобретения новых товаров
    5)Технический прогресс за последние 250 лет
    6)Исторически изменения в законодательстве
    7)Эффективная экономическая организация общества
    2) Благодаря сбережениям и экономике можно развить на много больше, чем когда много затрат уходит в одну инвестицию
    3) 1. Экономическое сотрудничество нужно для того, чтоб происходил экономический прогресс
    2. Экономическое сотрудничество людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров.
    или 3)Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    4) Авторы обьясняют это тем, что расходы могут иногда уходить большие на мелкие потребности; Потому что, на оба товара уйдет много средств; Ценой выбора является экономический прогресс
    5) 1. Благодаря техническому прогрессу мы можем многое изобрести
    2. Упрощяет нашу повседневную жизнь
    3. Помогает нам в образовании
  • в стране А. государство плановыми методами определяет какие товары, услуги должны быть произведены, какими способами кто и сколько будет их получать.

    какой тип экономической системы существует а стране А.? 1. смешанная 2. рыночная 3. централизованная 4. традиционная

    Спасибо!

    1. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?

    1)Акционерное общество провело ежегодное собрание акционеров.
    2)Общество книголюбов организовало благотворительный аукцион.
    3)Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.
    4)Городское общество протестует против строительства скоростной
    магистрали.
    2. Вера узнала, что Надежда рассказала одноклассникам её секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать
    с Надеждой. Какой способ поведения в межличностном конфликте
    иллюстрирует этот пример?
    1)посредничество
    2)уход
    3)арбитраж
    4)сотрудничество
    3.В ходе специальной акции были собраны средства для детского дома.
    Взаимосвязь каких сфер общественной жизни, прежде всего, иллюстрирует
    этот факт?
    1)социальной и экономической
    2)политической и духовной
    3)экономической и политической
    4)духовной и экономической

    4.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
    А. Глобальные проблемы являются последствием хозяйственной
    деятельности человечества.
    Б. Для решения глобальных проблем необходимы совместные усилия всего
    человечества.
    1)верно только А
    2)верно только Б
    3)верны оба суждения
    4)оба суждения неверны
    5.Целенаправленную деятельность человека по получению новых знаний и
    умений называют
    1)искусством
    2)образованием
    3)творчеством
    4)моралью
    6.Верны ли следующие суждения о патриотизме?
    А. Патриотизм предполагает любовь и уважение к историческим традициям
    своей страны.
    Б. Патриотизм предполагает хорошее знание отечественной истории и
    культуры.
    1)верно только А
    2)верно только Б
    3)верны оба суждения
    4)оба суждения неверны
    7.К факторам (ресурсам) производства относится(-ятся)
    1)прибыль
    2)потребности
    3)труд
    4)налоги
    8.Определённая сумма денег, которую граждане и предприятия должны
    уплатить государству, называется
    1)налог
    2)процент
    3)издержки
    4)дивиденды

    9.В период предновогодних распродаж в разных городах мира потребители
    активно приобретают одежду и обувь по сниженным ценам. Покупатели
    нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются
    в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном
    факте?
    1)кооперация
    2)инфляция
    3)предложение
    4)спрос
    10.Верны ли следующие суждения о деньгах?
    А. Деньги являются мерой стоимости производимых товаров и услуг.
    Б. В современном мире единственной формой платежа является
    использование наличных денег.
    1)верно только А
    2)верно только Б
    3)верны оба суждения
    4)оба суждения неверны
    11.Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и
    типичное для данной общественной группы, называют
    1)социальным статусом
    2)социальной мобильностью
    3)социальным престижем
    4)социальной ролью
    12.В семье С. есть хорошая традиция: каждое воскресенье родители со своими
    детьми посещают музей или театр. Какую роль семьи иллюстрирует этот
    пример?
    1)совместное ведение домашнего хозяйства
    2)распределение домашних обязанностей
    3)обеспечение материального достатка
    4)духовное развитие детей

    13.Верны ли следующие суждения о социальных группах?
    А. Каждый индивид может входить в несколько социальных групп.
    Б. В больших социальных группах возможны личные контакты между всеми
    членами.
    1)верно только А
    2)верно только Б
    3)верны оба суждения
    4)оба суждения неверны

    «Современная научно-техническая революция (НТР) характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства. <...>
    Начало современной научно-технической революции относится к 50-м гг. XX столетия. С этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства. Наука обособляется в самостоятельную сферу со специфической материально-технической базой, высококвалифицированными работниками и особым видом конечной продукции и занимает ведущее место в производстве в качестве непосредственной производительной силы. <...>
    Начало нового этапа НТР в развитии производительных сил характеризуется: особенностями динамики производительности труда; объёмами производства, использующего принципиально новые научные достижения; масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, материалов, энергии; переходом большинства отраслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической результативности научных исследований и опытно-конструкторских разработок. <...>
    НТР решительно меняет положение человека... в системе производства: он выводится за пределы процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролёра. Ранее человек передавал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую; теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих... функций всё более высокого уровня, с принятием ответственных решений». (Текст взят из книги: Обществознание: Пособие-репетитор / Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- С. 426, 427, 431- и адаптирован.)

    C1
    Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    К какому времени, согласно тексту, относится начало современной НТР? Почему? Найдите два объяснения в тексте.

    C4
    Используя содержание текста и обществоведческие знания, перечислите любые три направления современной НТР.

    C5
    Рассказывая на уроке об особенностях современной НТР, ученик отметил, что её развитие в XXI в. даёт возможность обеспечить технико-технологическую сторону решения глобальных проблем человечества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

    C6
    Согласны ли вы с тем, что НТР характеризуется позитивными социальными последствиями, благодаря которым сформировалось всемогущество человека, его превосходство над природой? Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

    Исследователи отмечают, что традиционно в белорусской семье для воспитания детей использовался прежде всего положительный пример матери, отца и старших

    членов семьи, а также следующие методы:

    Внушение маленьким детям различных правил и требований с помощью колыбельных песен, забав, сказок, песен, наполненных родительской любовью;

    Включение детей с самых ранних лет в хозяйственно-трудовую деятельность, общение со старшими и сверстниками;

    Организация совета родителей и старших членов семьи при выборе детьми ответственных решений в жизни;

    Поощрение детей с целью воспитания чувства собственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважительность к старшим членам семьи и к другим людям;

    Намёк (прямой или косвенный) - способ показа детям их недостатков и просчётов в поведении и деятельности в этичном и корректном тоне;

    Упрёк - выражение родителями как словом, так и взглядом, жестами, мимикой неудовлетворённости поступками и поведением детей;

    Испытание как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни, к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа;

    Благословение - комплекс родительских наставлений, поучений, предостережений, наказов и просьб к детям в самые ответственные периоды их жизнедеятельности (переход к самостоятельной трудовой деятельности, служба в армии, женитьба или замужество).

    Охарактеризуйте эти методы с точки зрения их действенности, важности для дальнейшей жизни детей, гуманности. Какие из названных методов применяются в вашей семье?

    1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности? 2) К чему ведет использование неверной информации? 3) Как человек знающий

    превращается в человека могущего? 4) Какое значение имеют верные представления о действительности для принятия властных решений? ПОЖАЛУЙСТА



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: