Постановка объекта на государственный учет. Уведомление о порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет. Чтобы работать в онлайн-офисе, нужно

До начала 17-го года все субъекты, работа которых оказывает негативное влияние на окружающую среду (НВОС), поставлены на госучет. Процедура постановки называется регистрацией. Необходимость ее прохождения установлена статьей 69.2 ФЗ №7 от 10 января 2002 года. Если фирма, оказывающая НВОС, не пройдет регистрацию, она будет привлечена к ответственности на основании статьи 8.46 КоАП РФ.

Виды объектов, оказывающих НВОС

Регистрировать нужно те объекты, которые оказывают негативное влияние на атмосферу, поверхностные/подземные воды. Это также деятельность, в процессе которой образуются вредные отходы. Предприятие в ходе своей работы может образовывать отходы, не сопровождающиеся вредными выбросами или стоками. В этом случае ему не нужно проходить регистрацию. Она нужна только тогда, когда субъект оказывает НВОС. К примеру, регистрироваться не требуется офисам, магазинам. На учет обычно встают котельные, очистные конструкции.

Предприятие может относиться к различным категориям объектов НВОС. Отнесение к той или иной категории зависит от степени опасности отходов. От присвоенного статуса зависят обязанности субъекта. Всего категорий на основании пункта 1 статьи 4.2 ФЗ №7 от 10 января 2002 года четыре:

  1. Объекты, приносящие существенное НВОС.
  2. Объекты, приносящие среднее воздействие.
  3. С незначительным НВОС.
  4. С минимальным НВОС.

Особенности отнесения к категориям

Объекты газодобычи и нефтедобычи, оказывающие воздействие, относятся к первой категории. Но нефтепроводы в этом случае будут отнесены ко второй категории. Поселки для проживания сотрудников, работающих вахтовым методом, и прочая инфраструктура – это объекты с минимальным НВОС.

Большинство офисных помещений не имеют никакой категории опасности. Подавляющая часть из них образует только коммунальные отходы, которые не оказывают негативного воздействия. Однако и офисам придется встать на учет, если на их балансе есть котельная. Она считается объектом НВОС.

В четвертую категорию (предметы с наименьшим НВОС) входят объекты с выбросами, не превышающими 10 тонн ежегодно. При этом не должно быть выбросов в стоки или окружающую среду, за исключением выбросов хозяйственного происхождения. Если негативные выбросы присутствуют, то объект не может относиться к четвертой категории.

ВАЖНО! В пункте 1 статьи 16.1 ФЗ №7 указано, что каждый ИП и ЮЛ должен вносить оплату, если объекты их производства относятся к объектам НВОС. Исключение – предприниматели, владеющие объектами 4-ой категории опасности.

Сроки направления заявки на присвоение класса опасности

В пункте 2 статьи 69.2 ФЗ №7 указано, что постановка на учет выполняется на базе заявления. Направляться оно должно не позднее 6 месяцев. Срок отсчитывается с момента начала использования объектов НВОС.

Особенности постановки на учет

Последовательность постановки на учет содержится в Постановлении №572 от 23 июня 2016 года. Регистрация осуществляется службой по надзору в области природопользования. Обращаться нужно в орган по адресу ИП или ЮЛ.

Предприниматель может владеть несколькими объектами, оказывающими негативное воздействие. В этом случае заявление нужно подавать по каждому объекту. Источники загрязнения могут находиться по различным адресам. В этом случае заявления подаются по адресу каждого из объектов. Расположение источника НВОС следует устанавливать на основании кадастровой карты Росреестра.

Предпринимателю могут отказать в постановке на учет. Основание к этому – отсутствие в заявлении нужного перечня информации. В этом случае компания получает уведомление с отказом. Оно направляется в течение 5-ти дней после принятия решения об отказе. Если пришло такое уведомление, компания должна незамедлительно составить новое заявление. Нужно это для того, чтобы успеть зарегистрироваться в установленные сроки.

Если в процессе рассмотрения заявления обнаружится, что объект нужно занести в региональный реестр, заявка перенаправляется в нужный орган. Предприниматель получает уведомление о переадресации в течение 5-ти дней с момента принятия решения.

Объект может соответствовать сразу нескольким категориям опасности. В этом случае присваивается наивысшая категория. То есть та категория, которая предполагает наибольший вред.

Уполномоченные структуры должны включить данные об объекте в реестр в течение 10-ти суток после получения заявления. Предприниматель получает свидетельство о том, что объект НВОС был зарегистрирован.

Права предпринимателя

В пункте 38 ФЗ №7 указано, что именно госорганы не имеют права требовать от предпринимателя. В частности, представители госорганов не могут требовать предоставления этих данных:

  • Данные и бумаги, не входящие в перечень тех документов и данных, которые нужно предъявлять при постановке объектов на учет.
  • Сведения и бумаги, находящиеся в распоряжении госорганов. Исключение – документы, приведенные в части 5 статьи 7 ФЗ №210 от 27 июля 2010 года.

Госорганы имеют право требовать только те сведения, которые относятся непосредственно к объекту НВОС.

Особенности оформления заявления

Формировать заявку можно этими способами:

  • С помощью личного кабинета, размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru. Для пользования всеми возможностями кабинета нужна подтвержденная запись и подпись электронного формата.
  • С помощью модуля природопользования. Модуль представляет собой ПО. Нужно оно для формирования отчетности в электронной форме. Скачать ПО можно на ресурсе Росприроднадзора. Пользоваться модулем можно без электронной подписи.
  • Посредством стороннего ПО.

Обращаться нужно в орган, находящийся по адресу объекта НВОС.

  • Данные о ЮЛ и ИП, которые эксплуатируют НВОС.
  • Информация об объекте.
  • Данные о том, как именно объект оказывает влияние на среду.
  • Информация о разрешительных бумагах, которые получены для осуществления вредной деятельности.
  • Данные о декларациях, касающихся платежей за НВОС.
  • Сведения о мерах, которые принимаются предпринимателем для охраны природы.
  • Данные об итогах экологических мер.

Рекомендуется составлять заявку по образцу. Если в заявлении не будет всех требуемых сведений, оно будет отклонено. Предпринимателю придется составлять заявку заново. Все это – трата времени. Возникает риск того, что компания не успеет зарегистрировать объект в сроки.

Ответственность за отсутствие регистрации

Объект НВОС должен быть поставлен на учет в течение полугода с даты начала эксплуатации этого объекта. Если предприниматель не успеет в эти сроки, будет считаться, что объект не зарегистрирован.

За нарушение сроков регистрации накладывается ответственность на основании статьи 8.46 КоАП РФ. Эта статья предполагает наложение штрафа в размере от 30 000 до 100 000 рублей.

К СВЕДЕНИЮ! Для ускорения постановки объекта на учет можно обратиться к сторонней компании.

1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

3. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

4. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя:

наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;

сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;

сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;

сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;

сведения о программе производственного экологического контроля и результатах ее осуществления;

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;

информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;

сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;

информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

5. Сбор, хранение, обработка, предоставление и распространение информации, характеризующей объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

6. Сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их автоматизированная обработка обеспечиваются за счет использования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, идентификационных номеров налогоплательщиков, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Кодом объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, является уникальный номер, не повторяющийся во времени, присвоенный объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и подлежащий сохранению до ликвидации данного объекта.

7. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

8. Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

9. Информация об уровнях и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления, содержащаяся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является открытой для ознакомления, за исключением информации, отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну.

10. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В этом материале мы попытались собрать все последние данные, которые известны относительно всё еще важной и актуальной, но несколько подзабытой теме – внесении информации об объектах НВОС в государственный реестр.

Напомним, что речь идет о законодательно оформленной необходимости для всех предприятий в России, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подать заявку на постановку на учет в государственный реестр данных объектов. Это обязательство впервые было обозначено в документе от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (№ 219-ФЗ) . Кроме этого, в законе был четко обозначен двухлетний срок, в течение которого руководители и экологи организаций должны были подать заявку – и завершился он 01.01.2017 года.

За время действия официального периода постановки на учет выявилось значительное количество сложностей как с процессом подачи заявки, так и с простым пониманием того, нужно ли это вообще делать. Для того, чтобы помочь природопользователям разобраться со всеми тонкостями исполнения данного федерального закона, Росприроднадзор регулярно (а особенно часто - в самом конце 2016 года) начал выпускать различные разъяснительные документы – письма и уведомления.

И, хотя они и отвечали на самые популярные запросы относительно внесения в реестр, но вместе с тем порождали всё новые и новые вопросы, с которыми сталкивались природопользователи при попытке подать заявку самостоятельно.

В связи с этим, попробуем дать разъяснения по наиболее актуальным вопросам. Конечно, официально отведенный срок на постановку объекта уже завершился почти полгода назад и Росприроднадзор уже как полгода может штрафовать предприятия за неисполнение положений ФЗ № 219. Однако, пока никто не запрещает встать на государственный учет сейчас и тем самым опередить выписанный штраф.

Начнем с письма № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» .

В письме обозначены объекты, которые не подлежат постановке на учет . Объект не осуществляет негативное воздействие, если он:

  • не имеет стационарных источников выбросов;
  • не осуществляет «не бытовые» сбросы;
  • единственным воздействием на окружающую среду является образование, накопление и даже транспортирование отходов
  • не содержит признаков, указанных в пунктах 1-3, 7, 8 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (с данным постановлением правительства РФ можно ознакомиться ).

Как ставить на учет объекты, расположенные на территории нескольких субъектов РФ . Ответ однозначен: объект ставится на учет по месту нахождения и, соответственно, заявка должна подаваться в местный территориальный орган.

Необходимо ли вносить в реестр строящиеся объекты . Согласно законодательству, ставить на учет необходимо только объекты, уже введенные в эксплуатацию (и делать это необходимо в течение полугода с момента начала процесса эксплуатации).

Подача недостоверных данных ми возможность внесения корректировок . В письме № АС-09-00-36/22354 указано, что если об объекте поданы недостоверные данные, то это влечет за собой штраф в отношении организации согласно ст. 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ . Если же имели место быть непреднамеренные мелкие ошибки при заполнении заявки, то их возможно исправить.

Как определяется категория предприятия по степени воздействия на окружающую среду . Категория присваивается в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих НВОС. Особо отмечается, что в случае соответствия объекта критериям из нескольких категорий, он должен быть отнесен к более высокой категории.

Перейдем к положениям уведомления Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» , которое увидело свет 25.11.2016 года. В уведомлении также содержались несколько важных комментариев.

Куда подавать заявку организациям федеральном и регионального надзора. Объектам НВОС, подлежащим федеральному надзору, положено подавать запрос в территориальный орган Росприроднадзора; регионалам - в орган исполнительной власти по месту нахождения объекта. Отмечается, что в случае отправки запроса не по адресу, его должны переправить в нужную инстанцию в течение 5 дней.

Определение координатов объекта НВОС . Для этого рекомендуется использовать либо имеющейся на предприятии документацией на объект, либо, в случае ее отсутствия или разнице в системе координат, - публичной кадастровой картой. В том случае, если данной информации в организации нет, то некоторые отделения Росприроднадзора допускают использование информации со спутниковых карт.

Где получать актуальные сведения об объемах выбросов, отходов и сбросов. Рекомендуется использовать данные из предоставленных отчетов за 2016 год (по форме 2-ТП и отчетностью по плате за НВОС ).

Наконец, 06.12.2016 г. появилась информация от Росприроднадзора по долгожданной теме: каким объектам не нужно вставать на государственный учет. В уведомлении перечисляется ряд условий, при которых у организации не определяется объект негативного воздействия:

  • согласно критериям отнесения объектов НВОС, объект не может быть определен к какой-либо категории;
  • предприятие образует и накапливает отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно;
  • предприятие не оказывает иных видов негативного воздействия, обозначенных в критериях отнесения объектов НВОС.

Отметим, что при этом порядок внесения экологической отчетности (к примеру, платы за НВОС ) не зависит от категории предприятия, присвоенной ему после внесения в реестр.

Как видим, Росприроднадзором было внесено множество пояснений в запутанную и не до конца доработанную процедуру постановки на учет объектов НВОС.

Если предоставленных выше пояснений недостаточно, то дополнить их могут специалисты ЭкоВиллеТрейд . Также мы всегда поможем Вашему предприятию с внесением в государственный реестр объектов НВОС – подробности .

Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

3. Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

5. Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

7. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

9. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

10. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.

11. Снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

12. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.

13. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.

14. Федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия документы, указанные в пунктах 8 и настоящей статьи (содержащиеся в них сведения), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении таких органов или организаций. Юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

15. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются без взимания платы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: