Как приватизировать землю если дом многоквартирный одноэтажный. Земля под многоквартирным домом в собственность. Под старыми зданиями

, приватизация земельного участка , оформление земли в собственность , приватизация земли , земля в собственность , оформление дома на земельном участке , регистрация права собственности на дом , приватизация муниципального имущества , аренда муниципальной земли , вещные права , сроки приватизации земли , оформление земельного участка в собственность , документы на приватизацию земельного участка , предоставление земельного участка в собственность , приватизация дома и земли , приватизация земли под домом , совместная собственность на землю , оформить землю под домом

Свернуть

Ответы юристов (3 )

В Вашей ситуации важно следующее. Прошел ли земельный участок, на котором расположен Ваш многоквартирный (2-квартирный) дом государственный кадастровый учет. Другими словами проведено ли в отношении него межевание.

1. Если да, то с момента внесения о Вашем земельном участке сведений в государственный кадастр недвижимости (Кадастровая палата, такой земельный участок становится общей долевой собственностью собственников жилых помещений (ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Регистрация права собственности проводится по желанию провообладателей. Т.е. право собственности на принадлежащую Вам долю Вы вправе зарегистрировать вне зависимости от желания Ваших соседей (не приватизировавших квартиру) и без согласия муниципалитета.

2. Если нет, то Вам следует обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании (межевании) земельного участка под Вашим многоквартрным домом. Это обязанность предусмотрена ст. 16 Закона "О введение в действие Жилищного кодекса РФ". Расходы по межеванию также несет администрация. После постаноки Вашего участка на государственный кадастровый учет Вы также можете зарегистрировать свои права на земельный участок. Во второй ситуации есть большой минус! Согласно действующего законодательства РФ для органа местного самоуправления не установлено сроков, в течении которых необходимо провести формирование земельного участка. Поэтому разрешение этой ситуации может затянуться на годы. Например, в г. Кирове, подав заявление в сентябре 2011 года о формировании земельного участка, Администрация сообщила заявителю, что указанные работы будут проведены в 2013-2014 г.г. в зависимости от возможности бюджета.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Киров

Общаться в чате

0 0

ЗДравствуйте!

В соответствии со ст.36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом . Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством .

В соответствии с п.1 ст.36 -38 ЖК РФ Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

То есть, если земельный участок, на котором расположен дом был оформлен в соответствии с законодательством, то при приобретении жилья в данном доме, Вы стали собственником доли земельного участка пропорционально размеру площади Вашего помещения.

ЕСли при приобретении жилого помещения, Вы не приобрели долю земельного участка, на котором расположено данное строение, то действуют следующие положения.

В случае, если здание (п омещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" .Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п.3 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники жилого дома, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, имеют право и обязаны либо взять в аренду, либо приобрести в собственность указанный земельный участок.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Выкуп или приобретение в аренду земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников квартир в многоквартирном доме, осуществляется на основании совместного обращения всех собственников квартир многоквартирного дома в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением к заявлению предусмотренных п.5 ст.36 ЗК РФ документов.

Приобретение земельного участка (части земельного участка), на котором расположен двухквартирный жилой дом, отдельно в собственность одного из собственников помещений в двухквартирном доме без участия других собственников помещений в данном доме невозможно. отзывов

В некоторых случаях имеет место возможность изменить статус жилого помещения. Согласно ч.1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются помещения, в силу ч1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится часть жилого дома. ст. 11 ЖК РФ устанавливает, что защита жилищных прав осуществляется, в частности, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.

То есть, возможно, ваша квартира фактически является частью жилого дома (такой факт может подтвердиться на основе данных, которые содержатся в техническом паспорте вашего жилого дома, где распологаются две квартиры). В этом случае вы можете в судебном порядке признать свою квартиру частью индивидуального жилого дома. Это в дальнейшем позволит вам приобрести в собственность земельный участок и произвести межевание (проще говоря: поделить напополам земельный участок на котором расположен ваш дом, где одну половину вы приобретете в собственность).

Проблема возможна. Например, исходя из определения квартиры, содержащееся в ст.16 ЖК РФ, делается вывод, что помимо двух квартир в вашем доме, существуют и другие помещения общего пользования (желательно, для изменения статуса жилого помещения,чтобы их не было). Могут, естественно, быть и другие проблемы (вдруг, на ваш дом нет разрешения на строительство, бывают такие случаи, тогда иск дополняется требованиями о признании права собственности на самовольные посторойки, и здесь уже все намного тяжелее).

Так как дом двухквартирный (мало квартир), возможен такой способ приобрести в собственность земельный участок, на котором распологается измененный объект технического учета. И этот земельный участок уже будет ваш.

Приватизация земли является одним из самых распространённых вопросов. На сегодняшний день существует разовая бесплатная процедура приватизации недвижимости. Жильцы также имеют право воспользоваться данной процедурой по придомовой территории многоквартирного дома. Рассмотрим, какие основные моменты нужно знать при проведении данной процедуры.

Ссылаясь на Жилищный кодекс Российской Федерации, а именно на статью 36, граждане, которые находятся в общей собственности придомовой территорией владеют земельными участками под данным домом равносильно той жилой площади, которая пребывает в их частной собственности.

Это значит, что каждый гражданин является законным владельцем определённой части земли.

Важно учесть, что никаких дополнительных доказательств не нужно при наличии кадастрового паспорта на участок, на котором возведён дом.

Нужно ли и зачем приватизировать участок под многоквартирным домом

Для того чтобы понимать, стоит ли приватизировать землю под многоквартирным домом стоит разобрать какие преимущества и недостатки проведённой процедуры.

Преимуществами являются:

  1. Поскольку собственники квартир многоэтажного дома будут законными владельцами и , на котором стоит дом, и придомовой территории, то никто не в праве без их согласия и ведома совершать какие-либо постройки на территории данного приватизированного участка.
  2. Владельцы земли могут использовать её для собственных построек согласно законодательству. А также земли можно сдавать в аренду для получения дополнительного заработка.
  3. Владельцы имеют все законные основания распоряжаться землёй по их воле.

Недостатками являются:

  1. Поскольку после приватизации земли владельцы получат на неё права, перед ними возникают и обязательства в виде: они сами должны будут содержать данную территорию, ухаживать за ней, обеспечивать. Они должны заниматься строительством детских площадок и/или спортивных комплексов, заниматься постройками гаражей, следить за озеленением придомовой территории, обеспечивать дом парковкой, а если дом имеет стоянку, то сдавать её в аренду.
  2. Как правило, большая часть приватизированной территории находится в пристройках к дому и технических помещениях, поэтому свободной земли, на которой можно что-то возвести не так уж и много.

Подбивая итоги по анализу плюсов и минусов можно сказать, что приватизация земельного участка под многоэтажным домом не столь выгодна. Пока она находится на балансе муниципалитета, власти самостоятельно занимаются поддерживанием её. Государству выгоднее передать данные обязательства в руки граждан, поэтому проблем и отказов в приватизации практически не бывает.

Кто может подать на приватизацию

Поскольку придомовая территория пребывает в общей собственности всех жильцов, то для процедуры приватизации необходимо будет согласие всех участников.

Приватизация одним собственником квартиры части земельного участка на территории дома невозможна.

Законодательство

Если же в ходе приватизации земельного участка под многоквартирным домом были нарушены права, то гражданин имеет право обратиться в суд. Все вопросы в суде решаются согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации от 2005 года №11.

Вопросы, которые касаются процедуры бесплатной приватизации прописаны в положениях Закона Российской Федерации от 1991 года в статье «О приватизации жилищного фонда».

Порядок приватизации

Согласно законодательству Российской Федерации граждане могут воспользоваться правом на бесплатную приватизацию только один раз. В случае если кто-то из жильцов ранее уже воспользовался данным правом, то в процедуре приватизации на бесплатной основе он уже не сможет принимать участие.

Какие земельные участки попадают под бесплатную приватизацию?

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

  1. участки, которые было застроены объектами до 2001 года;
  2. земли садовых и дачных товариществ;
  3. придомовые территории и участки под многоквартирными домами;
  4. земли, которые достались гражданину по наследству;

Порядок и этапы

В случае если граждане решили приватизировать участок им понадобится провести её в следующем порядке:

  1. Организовать собрание жильцов дома, сделать протокол собрания.
  2. Выбрать председателя дома, который будет заниматься данной процедурой. Установить, на каких основаниях и за какую плату он будет работать.
  3. После проведённого собрания необходимо написать заявление о намерении граждан и передать его в администрацию города.
  4. Подготовить всю необходимую документацию.
  5. Сделать территориальное межевание.
  6. Подать документы в Росреестр.

После того как председатель подаст документы они будут тщательно изучены в Росреестре. Очень важно, чтобы кадастровый паспорт и межевание были правильно составлены, иначе в приватизации откажут.

Документы

Какие документы необходимо будет подготовить для собрания жильцов?

  1. Протокол собрания.
  2. Письменное решение жильцов.
  3. на имя лица, которое будет заниматься процедурой приватизации.
  4. Регистрационный лист жильцов.
  5. Схематическое изображение того, как земля будет делиться между владельцами дома.

Какие документы нужды для подготовки кадастрового паспорта?

  1. Удостоверительные документы лица, которое занимается процедурой оформления.
  2. Генеральная доверенность на данное лицо.
  3. Решение жильцов.
  4. Протокол собрания.
  5. Заявление о присвоении кадастрового учёта.
  6. Правоустанавливающие документы жильцов.

Куда обращаться

Как правило, заявитель обращается в местный департамент, который занимается решением вопросов касательно имущества и земельных отношений. Но также это могут быть и учреждения местной администрации или Многофункциональные центры.

В сёлах с таким обращением заявитель может пойти в земельный отдел совета.

Сроки

Полностью вся процедура не ограничена сроками подготовки документов к приватизации. В среднем, на подготовку, проведение собрания жильцов уходит около месяца.

Для проведения кадастровых работ и межевания отводится ещё около месяца.

Итого от начала процедуры и до момента получения свидетельства о переходе прав собственности к участникам процесса проходит около 3-4 месяцев.

Стоимость

Процедура приватизации обязывает уплатить государственную пошлину в размере 200 рублей. Расходами в данном случае будут также и услуги по межеванию территории и оформлению кадастрового паспорта.

А также жильцами нужно будет составить доверенность и обязательно заверить её у нотариуса, что в среднем обойдётся в 1 000 рублей.

В случае если граждане решили выкупить земельный участок, то его стоимость будет считаться согласно установленной:

  • 20% от кадастровой стоимости, если местное население города выше 3 млн человек;
  • 2,5% в других случаях.

Налоги

Согласно законодательству Российской Федерации Налогового кодекса стать 389 земельные участки, которые находятся под многоэтажным домом или же его придомовая территория не попадают в категорию объектов, которые подлежат налогообложению.

Отказ и причины

Причинами для отказа в приватизации земли под многоквартирным домом могут быть:

  1. Если заявитель не уплатил в течение пяти дней с момента подачи заявления государственную пошлину.
  2. Если были обнаружены несоответствия в документах.
  3. Если какого-то документа не хватает.
  4. Если документы были составлены не грамотно, с ошибками.

Администрация должна предоставить отказ в письменной форме с аргументацией такого решения. Если ошибки устранимы, заявитель, после их устранения, может снова обратиться за приватизацией.

Приватизация земли под многоквартирными домами осуществляется в нашей стране с 01.03.2005 г., когда вступил в силу новый Жилищный кодекс. Сегодня далеко не во всех городах завершен процесс приватизации. Жильцы не понимают, зачем им заниматься этим достаточно сложным юридическим процессом, если выгоды от него не очевидны.

Что дает приватизация земли под многоквартирным домом?

Закон разрешает собственникам квартир проводить приватизацию земли под многоквартирными домами. Становясь полноправными землевладельцами, жильцы могут более не беспокоиться о том, что эта территория когда-либо потребуется городским властям, например, для строительства торгового центра или прокладки новой дороги. Только путем выкупа земли она может поступить обратно в распоряжение муниципалитета. Однако, нельзя забывать и о том, что собственники обязаны будут ежегодно платить налог на землю, поэтому их расходы на «коммуналку» увеличатся.

С момента получения документов, подтверждающих право собственности на землю, жильцы многоквартирного дома вправе благоустраивать придомовую территорию по своему желанию. Например, можно построить зону отдыха, детскую площадку, установить спортивные снаряды и т.д. Более того, собственники вправе получать прибыль от использования приватизированного участка.

Точные сведения о размерах и границах участка под домом содержатся в кадастровом паспорте. Если такового паспорта нет, то смотрят технический план. Наименьшей считается площадь, ограниченная внешними стенами здания. На практике земля вокруг дома, закрепленная за ним, может быть достаточно большой по площади. Это позволяет благоустраивать территорию, создавая для жильцов благоприятную обстановку.

Часто задают вопрос: можно ли оградить придомовую территорию. Этот вопрос решается отдельно с властями города. В общем случае установить ограду можно, но только в том случае, если она не препятствует жителям города пользоваться общими территориями (парками, скверами, дорогами и т.д.). Например, когда проход через двор многоквартирного дома - это единственный путь к скверу для жителей других домов, то администрация не даст разрешение на установку ограды, разве только частичной.

Допускаются следующие варианты применения приватизированной земли под домом:

  • Строительство спортивных и детских площадок, зон отдыха;
  • Строительство гаражей для инвалидов и ветеранов;
  • Озеленение;
  • Создание парковки;
  • Сдача имеющейся автостоянки в аренду.

Порядок приватизации

Во всех случаях, когда речь идет о приватизации земли, выполняется стандартная процедура, оговоренная в Жилищном кодексе. Ее основными этапами являются:

  1. Созывается общее собрание жильцов многоквартирного дома для принятия коллективного решения о приватизации. На собрании также избирается представитель для выполнения последующих этапов.
  2. В местный орган самоуправления подается заявление, на основании которого будет выполнена передача земли в собственность. К заявлению прилагаются план дома, решение собрания жильцов, справка о выполненном межевании, техпаспорт многоквартирного дома и некоторые другие. Полный перечень уточняется в муниципалитете.
  3. После получения заявления, муниципалитет выполняет формирование участка в соответствии с градостроительными нормами, уточняет его границы. Выбранный на общем собрании представитель получает акт на право собственности.
  4. Участок регистрируется в Росреестре, в подтверждение выдается выписка.
  5. Регистрируется право собственности на участок, каждый из жильцов становится равноправным собственником. Размер долей, согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ, пропорционален площади квартир.

Последствиями завершения процесса приватизации являются не только права, но и обязанности жильцов дома. Им придется не только оплачивать налог на землю, но и нести расходы на ремонт дома и содержание придомовой территории, следить за порядком и чистотой. Если вовремя этого не делать, то есть риск получить соответствующий штраф.

Вот почему на общих собраниях нередко находятся и те, кто категорически против приватизации земли. Однако, закон позволяет проводить приватизацию единолично без оглядки на остальных жильцов. По ее итогам владелец квартиры получает в собственность долю от участка под домом. Это и позволяет провести приватизацию без тех жильцов, которые не хотят этого делать.

Несмотря на то, что все жильцы стали собственниками земли, никто из них не сможет продать свою долю. Помимо земли, общей собственностью являются чердак, крыша, подвал, подъезды, которые могут быть использованы как-либо только на основании решения общего собрания жильцов.

Налог на землю

Налог за приватизированный земельный участок собственники оплачивают 1 раз в год . Расчет суммы налога выполняется на основании ст. 388 НК РФ и других нормативных актов. Основа для расчета - кадастровая стоимость земли, установленная по результатам последней оценки. Стоимость земли сегодня определяется по рыночным расценкам.

В одно и то же время жильцы дома будут получать налоговые уведомления, которые можно оплачивать во всех банках. Если же приватизация была выполнена не жильцами, а юридическим лицом, то именно оно и будет оплачивать налог. Для льготных категорий граждан (пенсионеров) расчет ведется по сниженной кадастровой стоимости, поэтому для них сумма налога будет снижена.

Какую землю можно приватизировать?

Следует учитывать то обстоятельство, что не каждый участок земли под многоквартирным домом может быть приватизирован. Так, например, если территория примыкает к госучреждению, то землю может находиться в государственной собственности и не подлежать приватизации.

В остальных случаях, приватизация имеет смысл, так как защищает интересы собственников. После внесения данных в Росреестр, им не придется больше опасаться сноса дома из-за изменившихся градостроительных планов.

Приватизировать можно только 1 раз

Согласно закону о приватизации, граждане только 1 раз в жизни могут воспользоваться правом на бесплатную приватизацию. Если кто-либо из жильцов ранее уже принимал участие в приватизации, то повторно сделать это бесплатно он уже не сможет.

Бесплатно приватизируются земли:

  1. Застроенные до 01.01.2001 г.
  2. Садоводческие товарищества.
  3. Под многоквартирными домами, построенными до 01.01.2001 г.
  4. Придомовые территории.
  5. Унаследованные.

Если дом был построен после 01.01.2001 г., то за приватизацию необходимо будет заплатить налог, сумма которого зависит от результатов оценки участка и построек на нем.

Приватизировать или нет?

У приватизации земли под многоквартирным домом есть преимущества и недостатки. Стоит ли всем жильцам участвовать в приватизации, решает общее собрание. Однако, каждый из участников вправе подать документы от себя лично для приватизации причитающейся доли. Даже если это сделает только 1 жилец дома, при намерении муниципалитета снести дом, только этому жильцу будет выплачена компенсация за его долю во владении участком под зданием. Остальные жильцы получат компенсацию только за свои квартиры.

Юридические вопросы использования земли под многоквартирными домами являются достаточно сложными. Безусловно, это связано с тем фактом, что данная территория может быть только коллективной собственностью всех владельцев объекта. Больше всего проблем возникает с землей, прилегающей которой также могут владеть только все собственники строения.

I. Земля под новостройкой

В настоящее время приобретение жилья в многоквартирном доме автоматически делает покупателя совладельцем земельного участка, на котором расположено жилье, и ряда прилегающих территорий - разумеется, если застройщик не допустил нарушений законодательства в ходе возведения объекта. Земля, расположенная под многоквартирным домом, принадлежит всем собственникам жилья данного объекта на правах общедолевого имущества .

II. Земля под «старыми» многоквартирными домами

1. Право на землевладение

В «старых» многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 1 марта 2005 года (дата введения нового Жилищного кодекса), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, безвозмездно переходит в общую долевую собственность, если:

▪ до даты вступления в силу нового ЖК РФ в отношении земельного участка были проведены все необходимые землеустроительные работы;

▪ на этот земельный участок у собственников квартир или собственников нежилых помещений есть землеустроительное дело и органом местного самоуправления утвержден проект границ данного участка;

▪ в отношении земельного участка проведен государственный кадастровый учет, то есть у собственников квартир (нежилых помещений) имеется на руках кадастровый план земельного участка с указанием его кадастрового номера, выданный специально для целей государственной регистрации.

2. Как приватизировать землю под многоквартирным домом

В остальных «старых» многоквартирных домах собственники жилья также могут безвозмездно приватизировать расположенную под строением землю и часть прилегающей территории. Этот процесс сопряжен со следующими этапами:

▪ проведением общего собрания собственников жилых и нежилых помещений, на котором избирается уполномоченное лицо (жилец, управдом, председатель домового комитета, ТСЖ);

▪ обращением уполномоченного лица в землеустроительную организацию за проведением землеустроительных работ;

▪ обращением уполномоченного лица в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением;

▪ местные власти рассматривают заявление, формируют земельный участок и ставят на государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре, в результате чего он получает индивидуальные характеристики, позволяющие отличить себя от других земельных участков и выполнить качественную и экономическую оценку.

III. Приватизация придомовой территории

Данный процесс крайне сложен и не отрегулирован законодательно. Так, в частности, в Земельном кодексе и во всем российском законодательстве понятие «придомовая территория» отсутствует, хотя оно встречается в подзаконных актах.

Одновременно Жилищный кодекс РФ косвенно подразумевает наличие в коллективной собственности и придомовой территории, отмечая, что собственникам жилья принадлежит не только участок, на котором непосредственно расположено строение, но и элементы озеленения и благоустройства. При этом границы данной территории должны определяться земельным и градостроительным законодательством .

Де-юре размеры придомовой территории определяются в соответствии с нормами земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Следовательно, эта миссия в большинстве случаев оказывается возложенной на муниципальные власти, которые должны определять границы земельного участка в соответствии с местным градостроительным регламентом . Кроме того, при определении площади придомовой территории власти должны руководствоваться его естественными границами, а также границами соседних земельных участков.

Де-факто в Ростове нередко получается, что после приватизации земли под многоквартирным домом, часть двора остается в муниципальной собственности. Нередки случаи, когда на городской территории расположена относящаяся к многоквартирному дому детская площадка, в старых МКД без удобств зачастую на муниципальной земле стоят являющиеся общедолевым имуществом.

IV. Особенности пользования землей под многоквартирным домом и придомовой территорией

1. Коллективная собственность

После приватизации земля под многоквартирным домом и придомовая территория становятся общей собственностью всех владельцев МКД, пользоваться которой можно только коллективно. В связи с этим хотелось бы отметить ряд нюансов, с которыми могут столкнуться землевладельцы на различных жизненных этапах:

▪ согласно пункту 1 ст. 37 Жилищного кодекса, доля в праве общей собственности на землю пропорциональная общей площади помещения;

▪ ни один из собственников жилья многоквартирного дома не может продать свою долю земли, относимой Жилищным кодексом РФ к общедолевому имуществу, другому собственнику, и уж тем более - стороннему лицу;

▪ при этом допускается продажа некоторых участков придомовой территории, не относимых законодательством к общедолевому имуществу. Иными словами, если впоследствии, например, собственник жилого или нежилого помещения первого этажа захочет изменить планировку своей квартиры и возвести пристройку, тем самым заняв часть придомовой земли, он может получить на это право, согласовав свои действия с каждым из домовладельцев. Для этого можно заключить с соседями договор аренды либо просто выкупить у них эту площадь;

▪ собственник первого этажа многоквартирного дома при согласии других собственников (см. пункт выше) может разместить на приватизированной придомовой территории небольшой приусадебный участок, арендовав территорию у соседей - как часто бывает в южнороссийских городах и поселках. Но он не сможет продать свою квартиру вместе с используемым приусадебным участком и уж тем более - продать участок отдельно от квартиры;

▪ придомовая территория по решению общего собрания собственников жилья может быть передана в пользование или аренду в том числе и сторонним лицам (например, под размещение коммерческого магазина). При этом деньги с арендных платежей должны получать все собственники данного МКД - пропорционально своей доле.

2. Ограничение прохода посторонних

Подобно владельцам индивидуального домовладения, имеющим право оградить свой объект забором, участок, на котором расположен МКД, также может быть ограничен правом пользования других лиц - если это не ущемляет права последних. Соответственно, двор многоквартирного объекта также можно оградить забором через него невозможно пройти к другим строениям, улицам, паркам или скверам.

Одновременно собственники дома имеют право не разрешить прокладывать через свой земельный участок коммуникации .

Вопрос, кто же должен нести расходы по содержанию, уборке и благоустройству придомовой территории, на наш взгляд, полностью так и не решен. Как мы уже отмечали, Жилищный кодекс РФ относит к общедолевой собственности «элементы озеленения и благоустройства», расходы по содержанию оных должны входить в тариф на

Но на чьи плечи ложится содержание остальных площадей придомовой территории, официально принадлежащей собственникам жилья, пока не ясно.

V. Налог на землю под многоквартирным домом

Вместе с тем собственники помещений в многоквартирном доме должны платить земельный налог с даты проведения государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого многоквартирным домом. Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме для каждого налогоплательщика будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам .

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 388), налогоплательщиками признаются организации и физ. лица, обладающие:

  • земельными участками на праве собственности;
  • правом постоянного (бессрочного) пользования;
  • правом пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база земельного участка (там же, ст. 360) определяется как его кадастровая стоимость, которая в свою очередь оценивается государством на основании анализа рыночной стоимости различных участков (в Ростове - определяется органами Роснедвижимости).

Годовая сумма земельного налога рассчитывается
по следующей формуле:

ЗН = Кст x Сн x Квл х Дзу

ЗН - земельный налог;

Кст - кадастровая стоимость земельного участка;

Сн - ставка налога, установленная местными властями. Для жилых домов она не может превышать 0,3%;

Квл - коэффициент владения квартирой. Например, если собственники купили жилье полгода (6 месяцев) назад, Квл = 6/12, для старожилов Квл = 12/12.

Приватизация земли под многоквартирным домом проводится жильцами при необходимости и согласно нормам Жилищного кодекса. Для этого нужно решение собрания собственников квартир и оформление пакета документов.

Несмотря на то, что сама процедура бесплатная, все же придется понести расходы на оформление ряда документов, уплату госпошлины и затем регистрацию права собственности.

У решения о приватизации земли бывают разные причины: кто-то стремится увеличить стоимость квартиры, кто-то – облагородить землю и устроить на ней различные объекты для жильцов, раз уж этого не делает муниципалитет, или же защитить себя от возведения на ней построек. В любом случае такая возможность существует, но потребуется сначала подготовить участок, а затем обращаться в муниципалитет или Росимущество и прочие инстанции. И на всё это требуются деньги и время.

Как указано в статье 36 Жилищного кодекса, территория рядом с МКД относится к его имуществу. В нормативную площадь дома входит земля под ним, благоустроенные зоны поблизости, стоянки автомобилей, отведённые под сушку белья места и тому подобные территории. А значит, у жильцов есть право на приватизацию этого участка, после которой они станут её долевыми собственниками и получат право распоряжения.

Однако, чтобы провести приватизацию, границы территории следует чётко определить, она должна быть полностью оформлена и иметь кадастровый план с изложением всех подробностей относительно её границ, назначения, особенностей и остальных параметров.

Цель приватизации участка – получить его в собственность. С этой точки зрения, гражданам понятно, зачем приватизировать землю вокруг частного дома, но неясно, для чего делать это для земли под МКД. Дело здесь в нескольких факторах: так, после приватизации муниципальные власти уже не смогут свободно строить рядом с домом новые здания, и потребуется согласие жильцов. Это фактор очень важный, ведь часто приходится терпеть неудобства из-за открывшегося совсем рядом развлекательного центра только потому, что никто не озаботился своевременной приватизацией.

Перевести землю в частную собственность можно и в одиночку, но это довольно непростой процесс, и гораздо легче выполнить его совместно с другими жильцами, приватизировав сразу всю землю под МКД – коллективные ходатайства рассматриваются куда охотнее.

Не всегда проведение процедуры будет будет возможно – в некоторых случаях может последовать отказ. Чаще всего это происходит из-за документов, требующихся на каком-то из этапов приватизации – если чего-то не хватает, или оформлено неправильно.

Относительно простой обычно бывает приватизация, если дом начали эксплуатировать с 2005 года или позже, поскольку для таких зданий и земли уже подготовлены кадастровые документы и технический план, а вот для более старых домов их придётся готовить.

Плюсы и минусы для жильцов

Приватизация имеет ряд преимуществ для жильцов, но также у неё есть и недостатки – перед проведением процедуры стоит взвесить те и другие, и определиться, что важнее. А для этого нужно в деталях знать как все плюсы, так и минусы.

Начнём с первых:

  • Сама приватизация бесплатна, то есть землю не придётся выкупать – хотя оформление и будет стоить определённых денег.
  • Приватизировав территорию, жильцы становятся её собственниками, а значит, приобретут право на распоряжение ею, в том числе и для извлечения материальной выгоды. Например, допускается сдавать эту землю. Кроме того, стоимость квартиры при продаже будет выше, когда территория при МКД приватизирована, чем если эта процедура ещё не пройдена.
  • Не менее важно, что правом распоряжения приватизированной землёй будут обладать лишь её владельцы – муниципалитет не сможет использовать эту землю, чтобы построить на ней что-то, проложить дорогу, и для других подобных целей, поскольку как для стройки, так и для снова имеющегося строения потребуется получать разрешение от владельца. Это крайне полезно для охраны покоя жителей.
  • Жильцы смогут свободно заниматься коллективным облагораживанием участка, например, организовывать на нём газон, клумбы, устраивать парковку, устанавливать спортивные и детские сооружения – всё это будет уже их собственностью. Обычно такая работа гораздо эффективнее, чем усилия муниципалитета, и если жильцы хотят видеть вокруг себя облагороженную территорию, и готовы этим заниматься, то первым шагом должна стать именно её приватизация.
  • Приватизация гарантирует более внушительные компенсации, если дом потребуется снести, поскольку понадобится сначала принудительно изъять землю у жильцов.

Плюсы достаточно весомы, но в итоге их ценность зависит от ситуации и приоритетов гражданина. Иногда перевесить могут минусы, ведь они тоже имеются:

  • Придётся выплачивать налог – его сумма зависит от субъекта расположения, и привязана к кадастровой стоимости. Если земля будет сдаваться, то нужно платить и налоги с прибыли.
  • Собственникам придётся самим содержать участок, осуществлять его благоустройство и уборку. Причём, если всё это выполняется не на должном уровне, например, мусор не вывозится вовремя, снег перед домом не чистится, то может быть сделано взыскание. Обычно эти заботы перекладываются на управляющую компанию – то потребуется оговорить их отдельно и заплатить за них тоже отдельно, в то время как если земля не приватизирована, то это забота муниципалитета.
  • За свой счёт собственникам придётся проводить и ремонт объектов, стоящих на этой земле, к примеру, тех же элементов детской площадки.
  • Использовать приватизированную землю разрешается лишь по её предназначению, что сильно сужает возможности для коммерческого использования, и даже для самостоятельного обустройства. Фактически возможности обычно ограничиваются устройством площадок для детей либо зон отдыха.

В целом после перехода участка в их руки, жильцы получают более широкие возможности по распоряжению им, но вместе с тем возрастают и требования к ним самим. Потому такой вариант подходит для домов с инициативными жильцами, готовыми брать на себя расходы и обязанности, которые лягут на них из-за приватизации. Если наблюдается недостаток таких, стоит ещё раз задуматься, стоит ли её вообще выполнять. Подчеркнём, что первую очередь расходы оформление и последующее содержание будут ощутимы, если дом небольшой, а вот для жильцов крупных МКД они малозаметны.

Законодательные основы

Вопрос приватизации земли под МКД имеет основательную законодательную базу, регламентирующую все важные детали, касающиеся процедуры. Это:

  • Указ Президента № 2284, описывающий программу целиком.
  • Жилищный кодекс, статья 36 – в ней закрепляется право собственников помещений МКД на его общее имущество – а участок также следует относить именно к нему.
  • Гражданский кодекс, статья 273, подчёркивающая, что приобретающий жилую площадь получает вместе с ней также и права собственности на земельный участок, занятый жильём и требующийся, чтобы использовать его.
  • Федеральный закон № 122 – в нём регламентируются вопросы, связанные с государственной регистрацией.
  • Федеральный закон № 189, статья 16 – указывает, что земельный участок при МКД должен перейти в общую долевую собственность после его формирования.

Помимо перечисленных, законодательное регулирование осуществляется также и посредством иных официальных документов – их немало, и все перечислять мы не будем.

Созыв общего собрания

Чтобы принять решение о начале процесса, возникает необходимость созыва общего собрания квартировладельцев, причём требуется собрать кворум – то есть присутствовать должна хотя бы половина обладающих правом голоса или их представителей. Поскольку их одновременный сбор не всегда возможен, помимо очного, в жилищном законодательстве указывается, что допустима также заочная форма, при которой голосование проводится при помощи раздачи бланков. Созвать собрание может любой из собственников жилья в доме, но и все организационные хлопоты лягут на него.

Повестка дня

Вопрос о приватизации выносится на повестку дня – круг вопросов, попадающих в неё, определяет инициатор собрания. Он же должен определить и форму проведения, его место, наконец, способ донесения информации о нём до каждого, у кого есть право участвовать. Граждан следует уведомить о грядущем собрании как минимум за десять дней до того, как оно состоится.

Принятие решения

Осуществляется при помощи голосования всех собравшихся собственников при очной форме проведения. Простого большинства «за» достаточно для того, чтобы решение считалось принятым. Результат следует зафиксировать в протоколе собрания. Если же оно проводится заочно, используются специальные бланки для голосования, передаваемые в определённое организатором место сбора, при очном могут также использоваться бланки либо голосование проводится при помощи поднятия рук.

После принятия решения потребуется определить представителя. Он и будет непосредственно контролировать процесс. Обычно это происходит сразу же на собрании.

Обращение в муниципалитет

Если вынесено положительное решение по вопросу приватизации, нужно будет сделать следующий шаг и подготовить заявление и документы для муниципалитета. В него нужно обращаться, если земля в муниципальной собственности, если же она состоит во владении региональных или федеральных властей, то и обращаться следует в отделение Росимущества. Определить это можно с помощью выписки из ЕГРП.

Подготовка заявления

Единой формы для заявления нет, и стоит заранее осведомиться в муниципалитете, какой бланк использовать. Примерный образец прилагаем к статье.

Обязательные сведения:

  • ФИО и контакты заявителя;
  • адрес, по которому располагается участок;
  • к какой категории относится земля, как может использоваться;
  • есть ли обременения;
  • какой вид права пользования с указанием номера дающего его документа;
  • список строений на участке;
  • реквизиты прав собственности на все эти сооружения.

Также в документе должна выражаться, собственно, цель его подачи – то есть передача земли в руки жильцов, прилагается к нему и перечень документов. Оно подписывается участниками собрания, принявшего решение о приватизации, таким образом они выражают свою волю. Если какой-то из жильцов отказывается от приватизации, это следует оформить письменно, пошагово соблюдая порядок заполнения. Заявление рассматривается не более чем за месяц после подачи, за чем последует решение.

Пакет документов

К заявлению следует приложить правоустанавливающие документы, свидетельство о праве собственности и выписку из реестра о собственнике.

Список надо заранее уточнить там, куда будет подаваться заявление, поскольку он может отличаться от приведённого. Если поданы не все документы, или же в них самих обнаружатся неточности, в приватизации будет отказано. Тогда потребуется исправить выявленные проблемы, а затем подать пакет вновь.

Формирование земельного участка

Как правило, при неприватизированной земле и формирование участка тоже ещё не проведено, и тогда для продолжения приватизации требуется провести межевание, а затем и постановку на кадастровый учёт. Если будет получен отказ на одном из этих этапов, и не по причине проблем с документами, которые можно сразу же исправить, а по иным, обращаться для разрешения споров надлежит в Арбитражный суд.

Межевание

Для проведения межевания обращаются в комитет по управлению муниципальным имуществом – хотя иногда в муниципалитетах за это отвечают иные органы. На этом этапе проводится определение границ надела и его площади – выполняются геодезические измерения, для чего нужно обратиться в землеустроительную организацию. Здесь важно верно определить границы участка, которые будут соответствовать регламенту градостроительства, и не нарушать права соседей.

После формируется схема расположения границ участка. Представляются два варианта: участок минимальной площади, и наоборот, максимально допустимой, то есть включающий, помимо территории, занятой самим МКД и выходами, также и иную прилежащую.

После устанавливается площадь, из которой можно вывести, какими будут налоговые выплаты после приватизации, затем иногда проводится дополнительное обсуждение среди жильцов относительно того, следует ли продолжать процесс приватизации.

Постановка на кадастровый учет

Когда проведено межевание, останется сформировать участок и поставить его на кадастровый учёт, для чего необходимы будут технический паспорт и план дома, межевой план, а также решение собрания. Эти документы подаются в Кадастровую палату. Когда участок окажется на кадастровом учёте, он будет передан собственникам МКД.

Государственная регистрация

После прохождения предыдущих этапов останется лишь завершить процесс приватизации – права официально перейдут к жильцам лишь после того, как состоится государственная регистрация. Чтобы осуществить её, нужно обратиться в Росреестр напрямую или в многофункциональный центр с заявлением, а также копиями паспортов участников, разрешением на приватизацию и квитанцией об оплате пошлины.

Материальные расходы

Сама приватизация бесплатна, но на регистрацию придётся понести определённые расходы: на кадастровый план и паспорт, технический паспорт, государственные пошлины. Суммарно счёт может пойти не на один десяток тысяч – это будет зависеть от сложности оформления и характера участка.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: