Уменьшение придомовой территории в проекте межевания. Межевание придомовой территории многоквартирного дома. Для чего это нужно

Согласно закону, владельцы жилья в многоквартирном доме в Москве могут оформить землю в общее долевое владение. Процедура межевания позволяет точно определить границы придомовой территории. Такое решение имеет как свои несомненные плюсы, так и некоторые минусы. Однако все большее количество жильцов принимает решение о межевании.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Общие положения

Федеральные законодательные акты регулируют отношения между и муниципалитетом.

Согласно законодательству, жильцы могут оформить , на котором стоит их многоквартирный дом, в собственность.

Кроме того, в собственность поступает и элементы благоустройства территории.

После оформления всех нужных бумаг, в том числе после процедуры межевания, владельцы квартир получают более широкие возможности:

  • они могут распределить землю под дополнительную автостоянку;
  • соорудить дополнительные элементы благоустройства;
  • заказать и установить шлагбаум при въезде внутрь придомовой территории;
  • сдать часть земли в (при условии, что это не повредит комфорту всех остальных собственников).

Но самое важное, что и постановка на придовомого земельного участка – основное условия, при котором дом может быть включен в программу капитального и проведения муниципальных работ по благоустройству дворовых территорий.

Что это такое

Формирование придомового участка для проведения межевания проводится с обязательным учетом планировки конкретного двора.

Важно, что при оформлении в собственность участка земли должны быть выполнены определенные правила землепользования:

Проведение межевания в Москве имеет целью определение точных границ тех участков земли, на которых стоят многоквартирные дома.

Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем поставить их на учет в государственном кадастре и оформить землю в общедолевую собственность для всех в доме людей.

Собственники должны заказать территории многоквартирного дома. Это первый шаг к тому, чтобы стать владельцами самой большой московской ценности – земли.

В момент постановки отмежеванной территории на кадастровый учет тот земельный участок, на котором стоит дом, вместе с входящими в состав придомовой территории объектами инфраструктуры, становится бесплатной долевой собственностью всех владельцев квартиры в данном доме.

Кем проводится

Работы по оформлению земельного участка в собственность проводятся под контролем Департамента городского имущества г. Москвы. Это государственный заказчик межевания и составитель соответствующего задания.

Весной 2015 года вступили в силу поправки к Земельному кодексу РФ.

С практической точки зрения в плане межевания это привело к тому, что провести процедуру можно только на основании утвержденного Департаментом проекта межевании городских кварталов по всей территории г. Москвы:

Согласно положениям российского законодательства, межевание проводится местными органами самоуправления и госорганами субъекта РФ.

Если жильцы приняли решение о межевании территории, они должны выполнить определенные процедуры и обратиться в подрядную землеустроительную организацию через уполномоченное лицо.

Межевание земельного участка многоквартирного дома

Работы по межеванию выполняются на основании заключенного между собственниками и инженерно-геодезической организацией договора. Процедура полностью регламентирована и включает несколько обязательных этапов.

Результатом становится оформление на землю права собственности. Сведения об этом обязательно вносятся в кадастр недвижимости. Оформляются соответствующие бумаги.

Необходимые условия

Межевание придомовой территории многоквартирного дома в Москве может быть выполнено в том случае, если большинство жителей жилой постройки согласны стать собственниками земли, на которой она стоит.

Под большинством понимается более половины жителей многоквартирного дома.

Это условие выполняется путем проведения публичных слушаний.

Они проводятся в два этапа, а на котором будущим земельным собственникам будет представлен проект:

Наиболее важная часть – публичные слушания. Это общественное мероприятие, на котором собственники могут принять или отклонить проект.

Важно, что ЗУ, на котором построен дом и к которому примыкает территория в несколько метров, является неделимым.

Он принадлежит жильцам на правах совместной собственности. Доля не может быть выделена в натуре, то есть пользоваться единолично какой-то частью земли нельзя.

Выгода для собственника

Зачем нужно собственникам оформлять землю? Разве недостаточно иметь квартиру в жилом доме?

На самом деле владельцы квартир получают немалую выгоду от оформления земли в собственное домовое владение:

Показатели Описание
Они могут использовать целевые деньги на благоустройство имущества, распложенного на территории ЗУ
Собственники получают реальную возможность спасти свой двор от модной коммерческой точечной застройки
Они получат полное представление о том, за что платят, как заботятся о своей территории, как содержат двор
По решению собственников ЗУ может быть установлено с целью ограничения доступа на территорию квартала посторонних лиц, что является превентивной мерой в отношении порчи общедомового дворового имущества (детских площадок, лавочек, оформленных газонов)
Косвенным образом установка ограждения и/или шлагбаума положительно влияет на решение актуальной проблемы незаконных парковок

Проще работать и управляющей компании — она точно может обосновать цены в , вычислить тариф обслуживания совместной собственности с учетом того, какова площадь прилегающей территории и какие объекты на ней находятся.

Этапы образования землевладения

Чтобы собрать документы и провести постановку земельного участка на кадастровый учет, должно быть образовано землевладение.

Регистрацией землевладения могут заниматься как непосредственно жильцы многоквартирного дома, так и орган управления муниципального образования.

Если дело межевания берут в свои руки собственники, они должны решить задачу, разделив ее на следующие этапы:

Показатели Описание
Созвать общее собрание жильцов-собственников и выбрать уполномоченное лицо которое будет представлять общие интересы в предстоящей процедуре заключения договор с организацией-исполнителем
Оформить по результатам собрания протокол, подписанный присутствующими в документе нужно указать формальные данные (место проведения, время, цель, повестка, присутствующие, принятое решение)
Обратиться в Департамент горимущества подав заявку на получение техпроекта межевания
Изучить проект межевания представленный организацией-исполнителем
Провести публичные слушания чтобы учесть мнение всех жителей многоквартирного дома и по необходимости согласовать с организацией-исполнителем изменения в проект
Утвердить проект проголосовав за это и подписав соответствующий протокол

С этого момента начинается собственно проведение работ по межеванию и постановке отделенного участка на кадастровый учет.

Сколько будет стоить

Стоимость процедуры межевания определяется индивидуально. Все зависит от площади и района застройки, а также ряда других факторов, например, запросов непосредственного исполнителя.

В среднем с одного дома инженерно-геодезическая организация берет от 20-ти до 40 тыс. рублей.

Эта сумма делится между всеми собственниками жилого дома, так что получается не слишком накладно.

В дальнейшем в собственника общедолевого земельного участка ежемесячно будет взиматься небольшая сумма на обслуживания общего имущества, распложенного на отмежеванной территории.

Порядок оформления

Чтобы определить границу ЗУ, нужно провести профессиональные замеры территории с учетом планировки кварталов.

Проекты межевания разрабатываются московским управлением архитектуры и оплачиваются из средств городского бюджета.

Порядок следующий:

Показатели Описание
Процедура межевания проводится после публичных слушаний, на которых одобрен проект затем происходит непосредственно межевание с выездом геодезической группы на территорию дома. Жильцы должны заранее определиться, насколько большой участок они хотят взять в собственность
В интересах муниципальной власти, чтобы как можно больше земли осталось в муниципальной собственности это позволит осуществлять коммерческие проекты, нередко идущие вразрез с желаниями жителей прилегающих территорий. Это обязательно нужно учитывать и стараться внести в проект на этапе публичных слушаний как можно больше изменений в свою пользу
Получив результаты процедуры межевания, так называемый межевой план, нужно провести процедуру постановки на кадастровый учет обратившись в орган Росреестра с заявлением и подтверждающими документами

После того как в государственный кадастр будут внесены нужные сведения, ЗУ под многоквартирным домом будет поставлен официально на кадастровый учет — ему присваивается кадастровый номер, занесенный в реестр.

Представителю собственников выдается свидетельство о государственной регистрации права на участок земли.

Требуемые документы

При обращении в Департамент городского имущества с заявкой на получение участка земли под домом и рядом с ним в совместную долевую собственность представитель собственников жилья должен иметь при себе следующие документы:

После завершения процедуры межевания и получения документов от геодезической организации представитель собственников должен обратиться в учреждение Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с пакетом следующих документов:

  1. Заявление о внесении сведений в кадастр на основании полученной от исполнителя межевой документации.
  2. Удостоверение личности заявителя.
  3. Собственно документ – межевой план.

После сдачи документов останется дождаться внесения в кадастр и получить о праве собственности на земельный участок.

Установленные сроки

Сколько времени займет процедура межевания и постановки на кадастровый учет, зависит от деталей договора с исполнителем – геодезической организацией.

На скорость процедуры влияет также оперативность действий самих собственников (проведение собрания, слушаний, обращений в Департамент и проектную организацию).

Средние сроки следующие:

Получается, что в лучшем случае через полтора месяца сведения о новом собственнике земли в Москве будут внесены в кадастровую палату.

С этого момента владельцы жилья в многоквартирном доме получат право на то, чтобы самостоятельно распоряжаться земельным участком и обслуживать его территорию.

При неблагоприятном развитии событий придется ждать от 2 до 4 месяцев, пока все нужные инстанции будут пройдены.

Видео: межевание земли под многоквартирными домами

Особые нюансы

Несмотря на то, что межевание земли при многоквартирном доме находится в ведении собственников, то есть не считается обязательной, в 2016 году введены поправки в земельное законодательство.

С 2020 года будут невозможны никакие сделки с недвижимостью, расположенной на неразмежеванной территории.

В Москве земля стоит очень дорого, поэтому при межевании нужно учитывать возможность точечной застройки на муниципальных землях.

В интересах собственников многоквартирных домов определиться со своей территорией, чтобы не допустить нежелательной организации на «ничейной» территории частных парковок и прочих объектов коммерческой собственности.

После постановки объекта на государственный кадастровый учет фактические собственники обязаны будут платить в бюджет дополнительные суммы земельного налога.

Важно при этом, что при оформлении земли в собственности жильцы не ее у государства — о речь не идет.

Минусами для собственников многоквартирных жилых построек, оформившими совместную собственность на земельные участки, являются:

Показатели Описание
Необходимость платить земельный налог что повышает расходы на содержание жилья. Налог платится даже в том случае, если дом ограничен только площадью самой постройки и не имеет прилегающей территории
Жильцы обязаны будут самостоятельно решать вопросы обслуживания общедомового имущества включая внутриквартальные спортивные и детские площадки, дороги, парковочные места и т.п. Обслуживание будет проводиться за счет собственников
Сдавать собственный участок в несмотря на право собственности на него, нельзя. Земля считается совместной собственностью, и выделить в натуре из нее нельзя

Важно корректно провести профессиональное межевание, распределив земельные участки между домами внутри квартала.

В противном случае можно получить большие проблемы как с уборкой территории, так и с благоустройством земельных участков.

Если ЗУ не будет официально оформлен в совместную собственность, последствия для жильцов многоквартирных домов могут быть следующими:

Чем регулируется

Межевание придомовой территории многоквартирного дома не так хорошо известно по сравнению с межеванием участка, прилегающего к частному дому. С другой стороны, необходимо заметить, что особенности этой процедуры в данном случае значительно отличаются. В частном доме речь идёт о частной собственности на землю, которую можно реализовать в достаточно широких пределах. В многоквартирном доме ситуация другая. Межевание территории многоквартирного дома (не только земли под многоквартирным домом) способно создать важные преимущества для его жильцов.

Многие люди проживают не в отдельных частных домах со своим земельным участком, а в больших многоквартирных домах, насчитывающих в своём составе десятки или сотни квартир. Как правило, большое значение имеет право собственности на жильё. Однако в многоквартирных домах не так явно стоит вопрос о приватизации окружающего участка земли, как в случае с частным домом, где живёт только одна семья. В последнем случае понятно, почему важно вовремя оформить право собственности на землю. А в случае многоквартирного дома (межевание земельного участка многоквартирного дома) этот вопрос ещё требует своего прояснения.

На самом деле, оформление территории, окружающей большой многоквартирный дом, в частную собственность имеет свои преимущества, хотя и связано с определёнными дополнительными затратами.

Какие выгоды можно получить, если пройти процедуру оформления:
  1. Прежде всего речь идёт о совместном владении данной землёй. С одной стороны, при этом коллектив собственников должен на общем собрании определить ответственных за те или иные организационные вопросы лиц. Выборные представители от коллектива будут решать различные вопросы, которые будет ставить сообщество собственников относительно рассматриваемой территории. С другой стороны, на этом месте можно будет создавать те объекты, которые нужны для этого дома.
  2. Имея право собственности, можно будет оградить себя от разного рода нежелательных арендаторов, которые по тем или иным причинам могут усложнять повседневную жизнь жильцов. Речь может, например, идти о развлекательных центрах с громкой музыкой в позднее время или об организации на придомовой территории промышленного цеха. Имея право собственности на землю, такие вещи можно будет предотвратить.
  3. Если процедура была проведена, то это даст возможность участвовать в программах по капитальному ремонту здания и территории за государственный счёт.
  4. Возникает возможность наладить уборку придомовой территории на регулярной основе, заключив соответствующие договоры с придомовой компанией.
  5. Ещё один аспект относится к конкуренции. О правилах формирования границ участка будет сказано далее, однако в данной системе имеются неясные места, которые позволят тем, кто провёл межевание придомового участка, несколько расширить свою землю за счёт тех, кто пока ещё оформления не провёл.
  6. Дополнительно к предыдущему пункту можно указать на то, что пока нет собственности на указанную территорию, там могут появиться не только арендаторы муниципальной земли, но и самовольные захватчики земли, например, для установки своих торговых киосков.
  7. Жильцы дома коллективно смогут сдавать придомовую землю в аренду таким образом, чтобы доходы от неё поступали в распоряжение всего дома.
  8. При наличии соответствующего желания можно будет оградить территорию забором, чтобы ограничить наличие в этом месте посторонних лиц.

Конечно, при принятии данного решения есть не только положительные, но и отрицательные стороны. Одна из наиболее важных состоит в том, что в этом случае резко возрастут расходы жильцов.

Почему это так:
  1. Владея землёй, придётся платить за неё земельный налог в соответствии с нормами законодательства.
  2. Выбрав уполномоченных для определённой работы лиц, скорее всего, им необходимо платить зарплату, которая будет формироваться за счёт взносов жильцов.
  3. Создание на собственной земле объектов благоустройства также придётся оплачивать из собственного кармана.
  4. Кроме этого, если на рассматриваемой территории уже имеются объекты аренды, им придётся перезаключать соответствующий договор уже с новым собственником, а в отдельных случаях это может стать достаточно утомительной проблемой. В некоторых случаях это может вылиться в судебную тяжбу.

Нужно также понимать, что речь идёт именно о совместной собственности на эту территорию жилого дома. При этом никакой единоличной земли здесь не предвидится.

Для решения любого вопроса потребуется мнение большинства жильцов и чётко организованное взаимодействие между ними в подобных вопросах.

Если решение о межевании придомового участка земли принято, для того, чтобы провести межевание, необходимо будет предпринять ряд шагов:

Важным моментом является согласие в вопросах межевания собственников помещений в доме. Это избавит от многих проблем в будущем.

В этом разделе был показан общий порядок проведения оформления участка земли. Далее - о деталях этого процесса для многоквартирных домов.

Здесь будет рассмотрен конкретный порядок действий.

  1. Проводится общее собрание жильцов. Простым большинством голосов принимается решение о межевании придомового участка земли. Выбирают уполномоченных представителей, которые будут непосредственно заниматься данным процессом. Итог собрания - соответствующий протокол. В нём должны быть указаны: место проведения, повестка собрания, присутствующие жильцы, какое решение принято, кто выбран в качестве уполномоченных.
  2. Делается обращение в городскую Администрацию или в другой соответствующий орган местной власти. У них получается в итоге предварительный примерный план межевания. Для этого необходимо составить пакет документов, который включает в себя следующие бумаги: протокол собрания и предварительный проект придомовой территории для межевания. Потребуется также составить заявление о рассмотрении данного вопроса.
  3. Документ, который был получен в Администрации на предыдущем этапе, служит основой для обращения в лицензированную проектную организацию, которая в итоге разработает официальный проект межевания территории.
  4. Официальный проект межевания рассматривается собранием жильцов дома и проходит процедуру утверждения.
  5. Уполномоченные лица нанимают кадастрового специалиста для составления межевого плана.
  6. С таким документом происходит обращение в территориальное отделение Росреестра для постановки на учёт в Едином государственном реестре прав собственности на объекты недвижимости. Для этого потребуется сам межевой план, заявление о постановке на кадастровый учёт, а также те документы, которые подтверждают полномочия представителя (обычно это паспорт и соответствующая оформленная доверенность). План должен быть представлен не только на бумаге, но и на электронном носителе. Срок рассмотрения такого вопроса не превышает двух недель.

Важно заметить, что получение свидетельства на право собственности не является обязательным, но может быть сделано по желанию собственника.

Само право собственности на недвижимость является окончательно установленным в результате оформления соответствующей записи в Единый реестр.

Выдача выписки из реестра на этот факт не влияет.

Процесс определения границ рассматриваемого участка может проходить самым различным образом.

Условно говоря, межевание дома может выполняться в двух крайних вариантах:
  • территория непосредственно под самим многоквартирным домом с очень небольшой территорией, к нему прилегающей;
  • территория, взятая максимально возможным образом.

Понятно, что окончательное решение будет лежать где-то в указанных пределах. В последнем варианте могут рассматриваться спорные места на границе с другими владельцами недвижимости или бесхозные земли, которые, на первый взгляд, никому не принадлежат.

Как же в реальности происходит определение требуемых границ:
  1. Прежде всего, они обсуждаются на общем собрании собственников квартир в многоквартирном доме. В частности, это обычно происходит на том собрании, где принималось решение о проведении процедуры межевания.
  2. В некоторых случаях возможны спорные ситуации с другими собственниками, проживающими в соседних многоквартирных домах. В этом случае проводится землеустроительная экспертиза, а спорные ситуации аргументировано обсуждаются. В крайних случаях, когда к согласию прийти не получается никоим образом, спорная ситуация может быть разрешена посредством обращения в суд.
  3. Территория должна включать сам дом и элементы благоустройства, которые имеют к дому самое непосредственное отношение.
  4. В эту территорию не могут входить проезды или другие объекты, которые имеют муниципальное значение.
  5. При таком планировании обязательно надо учесть проведённое муниципальными властями градостроительное зонирование.
  6. На расположение границ влияют различные придомовые объекты. Это могут быть котельные, дворовые уличные туалеты, если в самом доме их нет. Сюда относятся детские площадки или участки земли, которые непосредственно прилегают к выходу из подъездов.
  7. Если рядом с домом имеются зоны рекреации, то их нельзя включать в придомовую территорию.
  8. Некоторые участки земли имеют такой статус, при котором их отчуждение запрещено. Их также нельзя включать в рассматриваемые здесь участки.
  9. Если под землёй проходит отопительная труба, то её не включают вместе с охранной полосой в несколько метров с каждой её стороны.

Решение принимается с учётом этих и некоторых других факторов, которые необходимо учитывать.

Каждый собственник квартиры имеет право быть долевым собственником придомового участка земли.

При этом не имеет значения тот факт, что речь идёт:
  • о единоличном хозяине квартиры;
  • о том, кто ею владеет, как долевой собственностью;
  • о собственнике нежилого помещения.

Если жилец планирует продать принадлежащую ему квартиру и собирается переселиться в другое место, то соответствующий участок переходит в долевую собственность тому, кто купил у него квартиру. Такой способ действий, как выдел своей личной доли в натуре по отношению к данному типу участков законом запрещён. Невозможно отделить данный вид собственности на землю от собственности на само жильё и продать землю отдельно от жилья.

При определении границ рассматриваемого участка не стоит забывать, что земля является исключительно ценным ресурсом. Особенно сильно это проявляется в больших городах.

Уделить наибольшее внимание формированию границ участка имеет смысл на самом раннем этапе, когда выработанный на собрании план передаётся на рассмотрение в местную Администрацию.

Если не проявить должного внимания к судьбе этого документа, на выходе может быть получен участок несколько меньших размеров, чем можно было ожидать. Так, в соответствующем заявлении имеет смысл подчеркнуть, что речь идёт не только о рассмотрении земельного участка под многоквартирным домом, но и о прилегающей к нему территории. Несмотря на кажущуюся очевидность таких формулировок, в юриспруденции они могут существенно повлиять на исход всего дела.

Здравствуйте Яна!

Придомовая территория МКД является общей собственностью жильцов дома, и не может быть отчуждена/разделена между жильцами в «натуре».

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»,

1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
КонсультантПлюс: примечание.
Часть 3 статьи 16 признана частично не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
5. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.16 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч.3 ст.12 Закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2007 № 48 границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.

Решение о подготовке проектов планировки территорий, включающих проект межевания территории, принимает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственник (публично-правовое образование) не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (ч.3, 4 ст.16 Федерального Закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Обзор документа

Разъяснены некоторые вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Формирование указанного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки и межевания территории, кадастровые работы и государственный кадастровый учет.

Подготовка проекта планировки и межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимости осуществляется Росреестром.

В результате кадастровых работ инженер передает заказчику межевой и технический планы и акт обследования.

Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, формируется федеральными органами власти, принадлежащий субъекту Федерации - регионом, состоящий в муниципальной собственности - муниципалитетом.

Если собственность на участок не разграничена, то он формируется муниципалитетом.

Решение об образовании участка принимают органы, предоставляющие его.

Местоположение границ и размер участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки.

При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе или в тех, что закрепляли нахождение границ при его образовании.

Если указанные документы отсутствуют, то границами участка являются те, что существуют на местности 15 и более лет и закреплены с использованием природных или искусственных объектов.

Если участки должны образовываться с учетом проекта межевания или иного документа, то при определении местоположения границ они принимаются во внимание.

В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен разрабатываться проект планировки и межевания территории.

ООО "НПЦ"Земля".
Благодаря грамотным и оперативным действиям исполнительного и руководящего состава компании «Мосземком» данные проекты были выполнены на высоком уровне качества. Отмечаем высокую компетентность компании и быстроту исполнения поставленных задач.

ООО "Маркет".
Компания ООО «Маркет» выражает благодарность компании «Мосземком» за высокий уровень профессионализма при проведении работ по кадастровому учету, государственной регистрации права, а так же получении разрешения на строительство. За те месяцы, что мы сотрудничали с Вами, мы высоко оценили уровень оказываемых Вами услуг, а так же соблюдение сроков исполнения. итоги Вашей работы позволили нам сэкономить время на реализации наших проектов. Так же хотим выразить личную благодарность генеральному директору «Мосземком».

Частная компания с ограниченной ответственностью "БМТ Эстейт Лимитед".
Компания «БМТ Эстейт Лимитед» выражает благодарность компании «Мосземком» за проведенную многократную помощь при реализации проектов застройки в Московской области. Хотим отметить вашу оперативность и компетентность в решении вопросов: - кадастрового учета; -государственной регистрации права собственности; - получению Разрешения на строительство, а так же ввода объектов в эксплуатацию; - Инженерных изысканий. Так же, компанией «Мосземком» была осуществлена, консультационная поддержка по взаимодействию с органами Росреестра и Правительства Московской области, с целью оформления объектов застройки. Благодаря вашей оперативности, нами были значительно сокращены финансовые и временные затраты. Хотели бы отметить высокую квалификацию и оперативность сотрудников Вашей организации.

Кузнецов Роман Валерьевич.
Профессиональное решение имеющихся проблем с ориентированием на получение желаемого положительного результата. Понравилось то, что справились с решеним нелегкой задачи. Все достаточно профессионально.

Потемкина Ирина Анатольевна.
Мнение о компании сложилось положительное. Понравилось: - внимательное изучение представленных документов; - Подробное разъяснение ситуации по спорному вопросу; - Предложение варианта для достижения намеченного результата(для постановки земли на кадастровый учет). Хотела бы пожелать: - Удачи во всем; - 100% положительных результатов в работе; - 100% достижения намеченных целей и задач, а главное крепкого здоровья всем сотрудникам «МОСЗЕМКОМ».

Медведева Наталья Леонидовна.
Очень осталась довольна оказанной услугой на протяжении всего времени была в курсе всего, что происходит по моему вопросу. Чувствовалось внимание и забота по моей далеко не простой ситуации. Спасибо Вам большое. Понравилось отношение сотрудников к делу, их ответственность и сердечность. Замечаний не возникло. Желаю Вам в будущем только процветать, побольше клиентов и всех благ.

Гранович Елизавета Яковна.
Мне понравилось, что на все мои вопросы ответили доступным языком. Видно что специалисты компетентные, хорошо разбираются в своем деле, чем вызвали мое доверие. Понравилось то что, быстро решили мои вопросы и исправили ошибки предыдущей фирмы. Из минусов могу отметить то что пришлось ожидать в очереди.

Котова Татьяна Владимировна.
Сотрудник компании Екатерина, провела объемную консультацию, полную юридическую проверку квартиры. После проверки я решила купить квартиру. Фирма взяла на себя обязательство в сопровождении сделки и оформлении квартиры. Понравилось компетентность и профессионализм сотрудников фирмы. Но к сожалению не встретилась с руководителем фирмы, в виду его занятости. Желаю фирме роста и процветания.

Остафьев Николай Романович.
Понравилось то что, в компании с большой уверенностью в себе взялись за решение проблемы с моей землей, поскольку больше года не мог продать землю из-за проблем с границами. Понравилась Скорость!!! Большое спасибо!!! Желаю всего наилучшего.

Федорова Виолетта Сергеевна.
Хочу выразить свою благодарность Вашей компании за оперативность, профессионализм и индивидуальный подход. Очень доброжелательная атмосфера в офисе очень быстро и качественно работают специалисты.Понравилось качество обслуживания, доброта и отзывчивость сотрудников. Желаю Вам расти и развиваться:)

Ахманова Кристина Михайловна.
Очень довольна осталась проделанной работой, собрали все документы вовремя, обратили внимание на некоторые моменты о которых, я и не подозревала. Чувствовался деловой подход к решению моего вопроса. Понравился индивидуальный подход к клиентам, уровень профессионализма, доступность в объяснении клиентам. Хочу поблагодарить сотрудника Екатерину. В течении всего времени, консультировала очень доброжелательна и отзывчивая.

Янбеков Айдар Ильдарович.
В процессе работы у меня вызвало полнейшее доверие к Вашей компании. С Вами приятно иметь дело! Несмотря на сложность задачи, Вы учли все мои пожелания. Все вопросы решались оперативно, можно сказать по «первому зову»! В нынешнее время это, по моему мнению самое главное. Огромное спасибо Вам «Мосземком»! Понравилось так же оперативность, отзывчивость, отношение к клиенту. Больше позитива и искры в глазах..

Мирошников Олег Владимирович.
Надежная компания с сотрудниками знающими их дело. Понравилась быстрота исполнения работы.

Царевская Ольга Олеговна.
Произвели впечатление специалистов знающих и умеющих. Рада, что обратилась в вашу компанию. Спасибо за оперативность. Понравилась оперативность выполнения работы, а так же грамотность работников. Успехов вашей компании. Большого количества клиентов.

Ракушкина Инна Сергеевна.
У меня сложилось исключительно положительное мнение. Приятно работать с вашей компанией. Буду рекомендовать вас друзьям и знакомым. Понравился профессиональный подход к делу.

Ганиева Т.В.
В процессе работы сотрудниками организации «Мосземком» мне были оказаны высоко профессиональные услуги. С огромным вниманием и терпением мне объяснили все действия и непонятные мне вопросы в законодательстве, в чем я очень благодарна.

ЗАО «МТЕ Финанс»
Выражаем благодарность компании «REC-Group» за неоднократную оперативную консалтинговую помощь при реализации крупных проектов в области размещения производственных объектов. Благодаря оперативному консалтингу «REC-Group» значительно сокращены издержки и временные затраты, связанные с оценкой возможности размещения промышленного оборудования на производственных площадях предприятий, необходимых геологических изысканий грунтов при оценке возможности производства фундаментов под промышленное оборудование. Также, компанией «REC-Group» осуществлена консультационная поддержка по взаимодействию с органами Ростехнадзора с целью получения разрешительной документации. Отмечаем компетентность сотрудников компании, оперативность предоставления, полноту и достоверность информации.

ЗАО «СУ 87»
За время сотрудничества с группой компании «REC-Group», компания зарекомендовала себя как профессиональный и надежный партнер. Отличительной чертой работы «REC-Group» является оперативность и высокая организованность персонала компании, готовность быстро реагировать на обстоятельства и правильно принимать решения. Исходя из вышесказанного, ЗАО «Специализированное управление 87» хотел бы отметить высокий потенциал компании «REC-Group», нацеленность на дальнейшее успешное развитие и процветание.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: