Дополнительная эмиссия акций. Дополнительная эмиссия акций: цели, задачи и этапы проведения Процедура эмиссии дополнительных акций начинается

Стоимость юридических услуг по регистрации выпуска акций, размещаемых путем подписки — 55 тыс.руб.
Размер госпошлины — 0,2 % от суммы выпуска, но не более 200 тыс.руб.
Стоимость юридических услуг по регистрации отчета об итогах выпуска акций — 25 тыс.руб.
Размер госпошлины — 35 тыс.руб.

Размещением акций путем подписки является решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций. Существует две формы подписки — открытая и закрытая.

Дополнительный выпуск акций в большинстве случаев проводится с целью привлечения денежных средств в общество, и его результатом становится увеличение уставного капитала. Кроме того, целью этой процедуры может быть расширение круга акционеров или проведение некоторых форм реорганизации.

С точки зрения порядка проведения дополнительная эмиссия имеет много общего с первичным размещением акций, однако все же существует ряд характерных именно для нее особенностей.

Перед осуществлением дополнительного выпуска ценных бумаг необходимо убедиться в том, что приведенные ниже условия соблюдены.

Законодательством определены следующие способы размещения ценных бумаг дополнительной эмиссии:

Условно процедура проведения дополнительного выпуска акций может быть поделена на несколько взаимосвязанных этапов.

  • Принятие решения о проведении дополнительной эмиссии.

    Органом, правомочным принять такое решение, может быть либо общее собрание акционеров, либо совет директоров, если такое право предоставлено ему уставом общества. Однако существуют определенные законом ограничения (объемы выпуска, условия размещения, тип общества и прочие), при наступлении которых совет обязан передать свое право принимать указанное решение собранию.

  • Утверждение решения о дополнительном выпуске акций.

    Решение о выпуске ценных бумаг разрабатывается на основе уже принятого решения о проведении дополнительного выпуска и содержит более развернутую информацию о предстоящей эмиссии. Как правило, оно утверждается советом директоров общества, но в некоторых (обычно предусмотренных уставом) случаях эти полномочия передаются общему собранию.

  • Регистрация дополнительного выпуска акций.

    Утвержденное решение о дополнительном выпуске ценных бумаг подлежит государственной регистрации, которая должна быть осуществлена Службой Банка России по финансовым рынкам в течение 30 дней со дня подачи заявления. К заявлению общество прилагает документы, содержащие информацию о его экономическом и юридическом статусе, а также сведения о предстоящей эмиссии акций. Перечень предоставляемых документов определен законом и зависит от вида и способа размещения ценных бумаг, а также от особенностей общества.

    Регистрация дополнительного выпуска акций неизменно сопровождается раскрытием информации, на основе которой акционеры и потенциальные инвесторы могут судить о целесообразности вложений. Порядок раскрытия информации определен соответствующими положениями закона.

    В некоторых случаях при проведении дополнительного выпуска акций требуется регистрация проспекта эмиссии (для обществ, проводящих открытую подписку, либо закрытую, список подписчиков которой превышает 500).

  • Размещение акций дополнительного выпуска.

    Алгоритм размещения акций дополнительного выпуска устанавливается в решении о выпуске, и, как уже говорилось, в большинстве случаев может быть осуществлен одним следующих способов.

    • Новые ценные бумаги распределяются среди акционеров общества таким образом, чтобы интересы и права последних были соблюдены в полной мере.
    • Размещение акций осуществляется по подписке среди предварительно оговоренного круга лиц, имеющих приоритетное право на их покупку. Указанные лица письменно предупреждаются об имеющейся возможности и вправе реализовать ее (или отказаться) в установленный условиями выпуска срок. Такое распределение называют закрытой подпиской, и оно может быть осуществлено как ОАО, так и ЗАО.
      При открытой подписке приобрести дополнительно размещаемые акции вправе любой желающий, заявивший о своем намерении и подтвердивший его внесением необходимой суммы средств. Открытую подписку могут осуществлять только открытые акционерные общества.

      Обычно при ее проведении сохраняется приоритетное право акционеров на приобретение акций нового выпуска.

    • Конвертация ценных бумаг в акции осуществляется в соответствии с положениями устава и решения о выпуске.

    Оплата акций дополнительного выпуска может осуществляться как в денежной, так и в неденежной форме.

    В первом случае приобретение ценных бумаг осуществляется на основании договора купли-продажи. Второй случай предполагает осуществление дополнительных действий и оформления специальных документов, определяемых порядком регистрации имущественных прав.

    Срок размещения ценных бумаг устанавливают в решении о выпуске. Законом определены временные границы подписки: она не может длиться менее одного месяца или более одного года.

    В случае распределения ценных бумаг среди акционеров или конвертации акций срок обычно не указывают, поскольку процесс переоформления бумаг занимает примерно один день.

  • Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска акций.

    Отчет должен быть представлен в соответствующий государственный орган не позднее 30 дней с момента истечения срока эмиссии, либо (если выпуск завершен досрочно) с момента размещения последней акции. Рассмотрение отчета и вынесения решения по нему должно быть осуществлено в течение четырнадцати дней со дня поступления всех документов.

    Этот заключительный этап несложен, однако он определяет успех всего мероприятия. Непредставление предусмотренных законом документов, нарушение сроков, ошибки или несоблюдение установленных правил может стать поводом для отказа в регистрации. Отказ Службы Банка России по финансовым рынкам в регистрации отчета будет означать, что выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся.

  • Очевидно, что проведение дополнительного выпуска ценных бумаг это процесс, требующий специальных юридических знаний, понимания нюансов, опыта, внимательного отношения, ответственности. Целесообразно поручить его проведение организации, занимающейся вопросами подобного рода на профессиональном уровне.

    Регистрация акций АО — дополнительная эмиссия

    Дополнительная эмиссия акций АО – достаточно распространенная на практике процедура, но в то же время она характеризуется некоторыми своими особенностями, которые нужно не упустить, чтобы в дальнейшем не столкнуться с признанием ее недействительной или другими неприятными последствиями. С помощью дополнительного выпуска акций общества успешно привлекают финансовые инвестиции, увеличивая, таким образом, свой уставный капитал.

    Дополнительная эмиссия каждого АО начинается с принятия и утверждения уполномоченным по уставу органом соответственного решения о дополнительном выпуске акций. При этом стоит обратить внимание, что такое решение согласно закону имеет свои обязательные реквизиты и перечень информации, которая должна быть в нем указана, например:

    • полное название и адрес данного АО;
    • дата принятия и утверждения такого решения;
    • название уполномоченного органа АО, принявшего и утвердившего решение;
    • тип ценных бумаг, по которым принимается решение об их дополнительной эмиссии и их точное количество;
    • точное общее число уже ранее размещенных акций;
    • условия для размещения таких акций и некоторые иные предусмотренные сведения.

    От четкого и грамотного составления решения о дополнительной эмиссии акций Вашего АО напрямую зависит будущий результат ее регистрации. Поэтому советуем еще на данном этапе привлечь квалифицированных юристов к составлению проекта такого решения. В этом Вам может помочь Первая Правовая Компания, которая на профессиональном уровне занимается вопросами регистрации акций, в том числе их дополнительной эмиссии.

    Мы поможем Вам составить решение о дополнительном выпуске акций Вашего АО с учетом всех Ваших пожеланий, а также четким соблюдением законодательных требований. На этапе его госрегистрации наши сотрудники самостоятельно подготовят за Вас весь пакет требуемых документов и подадут его в регистрирующий орган, чтобы уже через некоторое время передать Вам готовые документы, подтверждающие надлежащую госрегистрацию дополнительной эмиссии акций Вашего АО.

    Обращаем Ваше внимание, что к таким документам также предусмотрены специальные требования относительно их содержания, а также формы. Так, абсолютно все документы предоставляются заявителем на госрегистрацию в бумажной форме. Кроме того, некоторые из них, например решение о дополнительной эмиссии, также подается в электронной форме (XML-формат версии 1.0, кодировка Windows-1251, расширение.smc). Если какой-нибудь из документов имеет не один, а несколько листов, его нужно прошить, пронумеровать и скрепить подписью и печатью АО.

    Описанные выше требования, а также подробная процедура обращения в регистрирующий орган при госрегистрации дополнительной эмиссии акций содержится в специальных Стандартах. Данным документом утвержден перечень документов, которые должен подготовить заявитель – акционерное общество, желающее зарегистрировать дополнительный выпуск своих акций.

    Прежде всего, нужно заполнить специальное заявление на госрегистрацию и анкету по формам, которые является приложениями к Стандартам. К ним следует приложить:

    1. документы, подтверждающие госрегистрацию Вашего АО и его устав (в последней редакции);
    2. решение Вашего АО о проведении дополнительной эмиссии акций;
    3. решение АО об утверждении решения о проведении дополнительного выпуска акций;
    4. решение АО о проведении размещения таких ценных бумаг;
    5. документ, подтверждающий оплату в полном размере госпошлины за регистрацию дополнительной эмиссии акций;
    6. опись всех этих документов, тоже составленную по форме, являющейся приложением к Стандартам.

    Также регистрирующий орган может потребовать от Вас представить некоторые другие документы, например, справку о полной оплате уставного капитала и т.п.

    Необходимо помнить и о сроках госрегистрации дополнительной эмиссии акций Вашего АО – все документы должны быть поданы в регистрирующий орган не позже, чем через три месяца после утверждения решения о дополнительном выпуске акций либо через один месяц – если такая регистрация сопровождается госрегистрацией проспекта.

    В случае пропуска этих сроков регистрирующий орган может отказать Вам в проведении соответствующей госрегистрации.

    Причинами для аналогичного решения об отказе могут служить, кроме этого:

    • выявление каких-либо нарушений требований законодательных актов, допущенных заявителем в процессе подготовки документов либо же их подачи;
    • выявление несоответствий представленных на рассмотрение документов Стандартам и профильным законам;
    • непредставление заявителем запрошенных документов на протяжении 30-ти дней и т.п.

    Кроме того, Стандартами предусмотрен ряд случаев, при которых госрегистрация дополнительной эмиссии акций Вашего акционерного общества не может быть проведена. К ним относятся:

    1. неполная оплата уставного капитала Вашего АО;
    2. непроведение госрегистрации отчетов либо непредставление уведомлений по итогам ранее выпущенных акций данного АО;
    3. отсутствие в уставе Вашего АО норм о количестве, а также номинальной стоимости объявленных ценных бумаг и прав, которые ими закрепляются.

    Все вышеуказанные факты следует обязательно учесть, а также предварительно проверить их наличие либо же отсутствие, прежде чем подавать документы на госрегистрацию дополнительной эмиссии акций Вашего АО.

    Это поможет не только сэкономить драгоценное время, но и избежать отказа от регистрирующего органа, что, в свою очередь, потянет за собой другие негативные последствия. Ведь, как известно, незарегистрированная дополнительная эмиссия акций не дает Вам права проводить размещение таких ценных бумаг и привлекать дополнительные инвестиции в свое АО.

    Решение о дополнительном выпуске акции

    Приложение N 4 (2) к Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг

    А) Форма титульного листа решения о дополнительном выпуске акций акционерного общества, размещаемых путем распределения среди акционеров

    Зарегистрировано "__" _______ 20__ г.
    государственный регистрационный номер
    — —— ———— — ———
    ¦ ¦-¦ ¦ ¦-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-¦ ¦-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    — —+— —+-+-+-+— — —+-+-+—

    (указывается наименование
    регистрирующего органа)
    _____________________________________
    (подпись уполномоченного лица)

    (печать регистрирующего органа)

    РЕШЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ВЫПУСКЕ АКЦИИ


    (указывается полное наименование эмитента)
    ___________________________________________________________________________
    (указываются категория (тип) размещаемых акций, форма, номинальная
    стоимость, количество, способ размещения акций)

    Утверждено решением ______________________________________________________,
    (указывается орган управления эмитента, утвердивший
    решение о дополнительном выпуске акций)

    принятым "__" ________ 20__ г., протокол от "__" ________ 20__ г. N ______,

    на основании решения _____________________________________________________,
    (указывается соответствующее решение о размещении
    дополнительных акций)

    принятого __________________________________________ "__" ________ 20__ г.,
    (указывается орган управления эмитента,
    принявший решение о размещении
    дополнительных акций)
    протокол от "__" _________ 20__ г. N __________.

    Место нахождения эмитента и контактные телефоны ___________________________
    (указываются место
    ___________________________________________________________________________
    нахождения эмитента и контактные телефоны эмитента с указанием
    междугороднего кода)

    —————————————————————————
    ¦Наименование должности руководителя эмитента _________ ________________¦
    ¦ подпись И.О. Фамилия ¦
    ¦Дата "__" _______ 20__ г. М.П. ¦
    —————————————————————————

    Б) Информация, включаемая в решение о дополнительном выпуске акций акционерного общества, размещаемых путем распределения среди акционеров

    Вид ценных бумаг: акции (именные).
    2. Категория (тип) размещаемых акций
    Указывается категория размещаемых акций (обыкновенные или привилегированные), а для привилегированных акций, в отношении которых определен их тип, — такой тип привилегированных акций.
    3. Форма акций: бездокументарные.
    4. Номинальная стоимость каждой акции дополнительного выпуска
    Приводится номинальная стоимость каждой акции дополнительного выпуска.
    5. Количество ценных бумаг дополнительного выпуска
    Указывается количество размещаемых акций дополнительного выпуска.
    6. Общее количество ценных бумаг в данном выпуске, размещенных ранее
    7. Права владельца каждой акции дополнительного выпуска
    7.1. Для обыкновенных акций указываются точные положения устава акционерного общества о правах, предоставляемых акционерам обыкновенными акциями: о праве на получение объявленных дивидендов, о праве на участие в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, о праве на получение части имущества акционерного общества в случае его ликвидации.

    7.2. Для привилегированных акций указываются точные положения устава акционерного общества о правах, предоставляемых акционерам привилегированными акциями: о размере дивиденда и (или) ликвидационной стоимости по привилегированным акциям, праве акционера на получение объявленных дивидендов, о праве акционера на участие в общем собрании акционеров с правом голоса по вопросам его компетенции в случаях, порядке и на условиях, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах". При этом в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определен размер дивиденда и (или) ликвидационная стоимость, указывается также очередность выплаты дивидендов и (или) ликвидационной стоимости по каждому из них.
    Если уставом акционерного общества предусмотрено ограничение максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру, указывается такое ограничение.
    7.3. В случае если размещаемые акции являются привилегированными акциями, конвертируемыми в обыкновенные акции или привилегированные акции иного типа, также указываются категория (тип), номинальная стоимость и количество акций, в которые конвертируется каждая конвертируемая акция, права, предоставляемые акциями, в которые они конвертируются, а также порядок и условия такой конвертации.
    8.

    Условия и порядок размещения акций дополнительного выпуска
    8.1. Способ размещения акций: распределение дополнительных акций среди акционеров акционерного общества.
    8.2. Срок размещения акций
    Указывается дата (порядок определения даты), в которую осуществляется распределение дополнительных акций.
    8.3. Порядок размещения акций
    Указывается порядок распределения дополнительных акций среди акционеров акционерного общества.
    8.4. Имущество, за счет которого осуществляется увеличение уставного капитала
    Указывается имущество (собственные средства), за счет которого (которых) осуществляется увеличение уставного капитала акционерного общества: добавочный капитал; и (или) остатки фондов специального назначения по итогам предыдущего года, за исключением резервного фонда и фонда акционирования работников предприятия, и (или) нераспределенная прибыль прошлых лет.
    9. Обязательство эмитента и (или) регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента, по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию настоящего решения о дополнительном выпуске акций за плату, не превышающую затраты на ее изготовление
    10. Обязательство эмитента обеспечить права владельцев акций при соблюдении ими установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления этих прав
    11. Иные сведения, предусмотренные настоящими Стандартами

    При регистрации акционерного общества учредители, как правило, формируют уставный капитал создаваемого акционерного общества в размере, не превышающем минимальный размер уставного капитала. На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала для непубличных акционерных обществ составляет 10 т.р., для публичных акционерных обществ 100 т.р. Однако в дальнейшем нередко возникает необходимость увеличения уставного капитала.

    Акционерное общество развивается и необходимы дополнительные денежные вливания на расширение производства. Увеличение уставного капитала акционерного общества возможно двумя путями: увеличение номинальной стоимости акций или размещение дополнительных акций (п. 1 ст. 28 Закона об акционерных обществах). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 39 указанного Закона размещение дополнительных акций может осуществляться одним из трех способов:

    — подписка (открытая или закрытая);

    — конвертация;

    — распределение среди акционеров.

    Рассмотрим содержание корпоративных мероприятий, осуществляемых в ходе дополнительной эмиссии акций, размещаемых по закрытой подписке, причем в случае, когда дополнительный выпуск акций не сопровождается государственной регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг.

    Регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг требуется, если акции размещаются по открытой подписке либо по закрытой подписке среди круга лиц, число которых превышает 500. При этом предусматриваются более жесткие требования к раскрытию информации для того, чтобы гарантировать возможным инвесторам на рынке ценных бумаг получение необходимых сведений.

    Оплата акций дополнительного выпуска может осуществляться как денежными средствами, так и различным имуществом (по договору мены), которое должно быть предварительно оценено независимым оценщиком. В статье будет рассмотрен первый вариант оплаты акций.

    Процесс дополнительной эмиссии акций включает 5 этапов:

    1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

    2. Утверждение решения о дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг;

    3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг;

    4. Размещение эмиссионных ценных бумаг;

    5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

    Каждый этап включает в себя корпоративные мероприятия, которые необходимо осуществлять последовательно и с соблюдением установленных сроков.

    1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

    На этом этапе проводится заседание Совета директоров, которое определяет стоимость одной акции и Общее собрание акционеров, которое принимает решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций общества.

    В случае, если устав общества не содержит положения об объявленных акциях (то есть не предусматривает возможности осуществления дополнительной эмиссии), необходимо, чтобы на этом этапе акционеры приняли решение о внесении соответствующих изменений в устав (о количестве объявленных акций и правах акционеров, предоставляемых этими акциями после их размещения) (п. 3 ст. 28 Закона об акционерных обществах). Если на Общем собрании акционеров такое решение было принято, Акционерное общество обязано зарегистрировать данные изменения в ФНС.

    2. Утверждение решения о дополнительном выпуске ценных бумаг

    Совет директоров утверждает решение о дополнительном выпуске акций. В случае если в организации Совет директоров не предусмотрен, решение утверждает орган управления, осуществляющий функции совета директоров. Обычно этим органом является общее собрание акционеров. Документы на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев от даты утверждения решения об их выпуске.

    3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг

    Согласно Указу Президента РФ от 25.07.2013 N 645 ФСФР России упразднена. Ее функции переданы Банку России.

    Таким образом, Служба Банка России по финансовым рынкам осуществляет функции упраздненной ФСФР России, в том числе производит регистрацию дополнительных выпусков акций.

    Для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии ценных бумаг (утверждены Банком России 11.08.2014 N 428-П) (далее Стандарты).

    1) заявление на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг;

    2) анкета эмитента;

    3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

    4) решение о дополнительном выпуске ценных бумаг;

    5) Протокол Совета директоров об определении цены размещения акций;

    6) Протокол общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала;

    7) Протокол заседания Совета директоров об утверждении решения о дополнительном выпуске ценных бумаг;

    8) копия устава (учредительных документов) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

    9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных;

    11) иные документы предусмотренные Стандартами.

    Эмитент должен предоставить в регистрирующий орган комплект документов на бумажном и на электронном носителе. Решение о дополнительном выпуске и анкета эмитента, должны быть заполнены в соответствии со Стандартами и составлены с помощью специальной программы – электронной анкеты, которая находится в свободном доступе на официальных сайтах СБР и записаны на электронный носитель в формате анкеты. Так как в настоящий момент электронная анкета не содержит некоторых положений новых Стандартов, на электронный носитель также необходимо поместить Решение о дополнительном выпуске и анкету эмитента в формате.doc или.rtf с изменениями с учетом новых положений.

    В течение 20 дней от даты получения регистрирующим органом документов и электронного носителя он обязан осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации

    В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации решения о дополнительном выпуске ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации решения о дополнительном выпуске. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.

    4. Размещение эмиссионных ценных бумаг

    Размещение ценных бумаг эмитентом начинается со сделок (заключение договоров), направленных на отчуждение (продажу) ценных бумаг дополнительного выпуска их первым владельцам, в соответствии с условиями зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг. Эмитент должен направить реестродержателю передаточное распоряжение для внесения соответствующих записей в реестр акционеров.

    Размещение осуществляется в сроки, предусмотренные зарегистрированным решением о дополнительном выпуске акций. Этот срок не может превышать одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

    Также, в процессе размещения могут вноситься изменения в зарегистрированный текст решения о дополнительном выпуске акций. Такие изменения подлежат обязательной регистрации в СБР.

    5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг

    Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в Банк России отчет об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

    Для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии:

    1) заявление на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

    2) отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

    3) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

    5) справка эмитента о соблюдении им требований по раскрытию информации на этапах государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг;

    6) документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании сделок по размещению ценных бумаг эмитента, являющегося хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае если совершение таких сделок допускается при наличии указанного решения об их предварительном согласовании;

    8) в случае отказа эмитента от размещения ценных бумаг и представления отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), содержащего информацию о том, что ни одна ценная бумага не размещена, дополнительно представляется копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об отказе от размещения ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

    9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;

    10) опись представленных документов;

    11) иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.

    Эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии со Стандартами для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска), представляемого в трех экземплярах.

    Текст отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг представляется в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Если в процессе размещения ценных бумаг в итоге ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска не размещено, либо решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, размещаемых путем подписки, установлена доля ценных бумаг, при неразмещении которой дополнительный выпуск считается несостоявшимся, такой дополнительный выпуск ценных бумаг признается регистрирующим органом несостоявшимся, и его государственная регистрация аннулируется.

    Регистрация отчета о дополнительном выпуске ценных бумаг осуществляется в течение 14 дней с момента подачи документов в СБР.

    В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.

    После регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмитент должен внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в части увеличения размера уставного капитала общества.

    ВНИМАНИЕ : не забудьте выполнить требования о раскрытии информации при дополнительном выпуске ценных бумаг. За невыполнение требований о раскрытии информации штраф на сегодня составляет от 700000 до 1000000 руб.

    Наша компания поможет Вам зарегистрировать дополнительный выпуск ценных бумаг. В услуги по регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг входит консультирование на этапах эмиссии, подготовка пакета документов, подача пакета документов в регистрирующий орган и получение документов о регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.

    Дополнительная эмиссия акций является составной частью модели управления акционерным капиталом и предназначена для привлечения долевого (бездолгового) финансирования деятельности общества. Как уже было отмечено выше, такой способ привлечения средств целесообразен в строго определенных вариантах, общим моментом которых является превышение фактической цены акции над балансовой ценой. Цели допэмиссии также должны быть подвергнуты строгой ревизии: как правило, она проводится для пополнения внеоборотных средств компании, связанных с реализацией новых, экономически эффективных проектов. Для пополнения оборотных средств более предпочтительными выглядят заемные источники капитала.

    С точки зрения вида допэмиссии законодательство допускает два варианта подписки на эмиссионные ценные бумаги : открытую и закрытую . Вопрос об ограничении круга лиц - потенциальных приобретателей эмиссионных ценных бумаг общества - является дискуссионным. Само по себе наличие ограничений на круг приобретателей не говорит о немедленном ухудшении корпоративного управления компании. Скорее, это повод задуматься об адекватности текущих или будущих параметров дополнительной эмиссии, и, прежде всего, цены размещения. Считается, что получить должную оценку справедливости параметров допэмиссии лучше всего в условиях публичности при неограниченном круге покупателей. В то же время, закрытая подписка может говорить о стремлении общества что-либо скрыть или утаить от своих акционеров, а также чрезмерном желании видеть среди акционеров какое-либо определенное лицо (в случае закрытой подписки в пользу данного лица). Сам по себе принцип функционирования открытого акционерного общества подразумевает равенство акционеров для общества, то есть обществу не важно, кто именно станет его акционером. Важен сам факт внесения средств в уставный (складочный) капитал. В этой связи наилучшим видом допэмиссии в открытом акционерном обществе, функционирующем как публичная компания, будет открытая подписка. При этом все основные параметры допэмиссии, в том числе, цена размещения, должны быть известны заранее, до проведения Общего собрания акционеров, на котором предполагается вынести вопрос о проведении допэмиссии акций.

    Еще одной особенностью, на которую стоит обратить внимание, является способ оплаты выпускаемых акций. По общему правилу оплата проводится деньгами, но может проводиться и иным имуществом. На наш взгляд, денежная форма оплаты предпочтительнее, так как снимает риски неадекватной оценки имущества, вносимого в оплату акций. Если же общество заинтересовано в конкретном имуществе, оно может, проведя допэмиссию, выкупить его впоследствии за наличные средства.

    В условиях меняющегося законодательства необходимо следить и за сроками реализации преимущественного права. Сроки должны быть достаточными, чтобы текущие акционеры, в том числе миноритарные, могли принять решение о выкупе акций и осуществить необходимые технические операции по переводу средств. Нельзя устанавливать серьезных ограничений относительно счетов, с которых можно оплачивать акции, равно как и иными способами усложнять реализацию преимущественного права (например, требовать предоставления избыточного комплекта документов). Иными словами, ключевым принципом при реализации акционерами преимущественного права является принцип простоты.

    Также стоит обратить внимание на норму, содержащуюся в стандартах эмиссии, согласно которой после реализации преимущественного права на оставшиеся акции покупатели выбираются по воле эмитента. По сути дела, речь идет о предпочтительности для эмитента одних покупателей акций перед другими. Данное обстоятельство полностью дискредитирует принцип равенства акционеров для общества и «де-факто» превращает открытую подписку на акции в закрытую.

    Самым важным при проведении допэмиссии является цена размещения . Согласно статье 77 закона «Об акционерных обществах» в случае, когда цена размещения эмиссионных ценных бумаг определяется решением совета директоров, она должна определяться исходя из рыночной стоимости. Совет директоров для целей проведения допэмиссии может (но не обязан!) привлечь независимого оценщика. И здесь же говорится, что для регулярно публикуемых в печати цен они должны быть «приняты во внимание». Таким образом, при определении цены допэмиссии совет директоров компании (как люди, которые в силу своих позиций в обществе должны обладать максимальными компетенциями в части особенностей управления акционерным капиталом) получает карт-бланш. Именно его мнение относительно рыночности цены станет определяющим при определении цены размещения акций. Однако необходимо помнить, что критериями определения рыночной цены «снизу» являются номинал акции (в силу требований закона «Об акционерных обществах»), балансовая цена акции и цена акции на вторичном рынке. Цена допэмиссии должна превышать балансовую цену акции и находиться не сильно ниже цен акций вторичного рынка. Это позволит не допустить размытия балансовой цены одной акции и минимизировать влияние дополнительного предложения акций на вторичный рынок.

    При размещении дополнительных акций акционерных обществ доли владельцев этих ценных бумаг могут измениться, потому именно этот способ провоцирует много судебных споров, особенно по инициативе наименее защищенных акционеров - миноритариев. В ход идут различные способы защиты, включая исковые заявления и жалобы в регулирующие инстанции. Какие нарушения могут стать поводом для тяжбы или даже повлечь необходимость провести всю процедуру дополнительной эмиссии с нуля, рассказывает юрист-практик.

    Под дополнительной эмиссией акций Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах) подразумевает все способы размещения акций акционерных обществ, требующие государственной регистрации:

      связанные с увеличением уставного капитала за счет оплаты дополнительных акций акционерами и (или) иными лицами (открытая или закрытая подписка);

      связанные с увеличением уставного капитала за счет имущества общества - увеличение номинальной стоимости акций (конвертация акций в акции с большей номинальной стоимостью) и размещение дополнительных акций путем распределения среди акционеров;

      не связанные с увеличением уставного капитала - дополнительные эмиссии акций, размещаемых путем конвертации при изменении прав, при консолидации и дроблении. В таких случаях структура уставного капитала не меняется, как и доли акционеров в уставном капитале общества.

    В настоящей статье будут рассмотрены вопросы, связанные преимущественно с размещением дополнительных акций по подписке. Поскольку доли акционеров в уставном капитале общества изменяются, то именно при таком способе размещения наиболее вероятны нарушения прав акционеров, причем как на этапе принятия решения об увеличении уставного капитала общим собранием акционеров или советом директоров общества, так и на этапах размещения и оплаты дополнительных акций.

    Допэмиссия акций может привести к перераспределению корпоративного контроля

    В результате принятия акционерным обществом решения о дополнительной эмиссии акций путем подписки происходит перераспределение долей между акционерами, вследствие чего степень влияния миноритарных акционеров на принятие органами управления общества решений может значительно снизиться. Это и вызывает наибольшее количество споров по сравнению с другими видами эмиссий акций (см., например, Определение ВАС РФ от 26.12.2013 № ВАС-19016/13 по делу № А27-8268/2012).

    Споры, связанные с другими способами размещения, конечно, тоже возникают, но гораздо реже. Кроме того, если спор касается принятия решения о дополнительной эмиссии общим собранием или советом директоров общества, то основания и порядок обжалования для них один и тот же.

    Основаниями для споров, инициированных миноритарными акционерами, как правило, является следующее:

      общее собрание акционеров или заседание совета директоров проведено с нарушениями;

      не соблюдено преимущественное право миноритарных акционеров;

      не одобрены или одобрены ненадлежащим образом сделки, в совершении которых имеется заинтересованность приобретателя дополнительных акций;

      допущены нарушения правил раскрытия информации;

      надлежащим образом не определен ограниченный круг приобретателей акций по закрытой подписке;

      ненадлежащим образом определена цена размещения дополнительных акций;

      положения устава не предусматривают необходимого количества объявленных акций.

    Решение о размещении акций можно оспорить в суде

    Наиболее частным поводом для споров по инициативе акционеров является несогласие последних с решениями о размещении дополнительных акций и их условиями, принятыми общим собранием акционеров или советом директоров акционерного общества.

    Необходимо отметить, что решение о размещении дополнительных акций путем открытой подписки может быть принято советом директоров общества только в одном случае: если количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций не превышает 25% от ранее размещенных обыкновенных акций (п. 4 ст. 39 Закона об акционерных обществах, см. также постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 № 18АП-1223/14 по делу № А34-3999/2012). Практически во всех остальных случаях решение о размещении дополнительных акций может быть принято только общим собранием акционеров.

    При этом очевидно, что указанный способ размещения доступен только публичным акционерным обществам, поскольку непубличные АО не вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц (абз. 2 п. 2 ст. 39 Закона об акционерных обществах).

    Акционеры имеют право обжаловать в судебном порядке решение общего собрания акционеров общества, а также совета директоров общества. В частности, миноритарный акционер вправе оспорить:

      решение о дополнительном выпуске акций, принятое общим собранием акционеров общества (п. 7 ст. 49 Закона об акционерных обществах);

      решение о дополнительном выпуске акций, принятое коллегиальным органом управления - советом директоров или наблюдательным советом (п. 6 ст. 68 Закона об акционерных обществах).

    Закон устанавливает определенные условия, только при наличии которых акционер вправе оспорить в суде принятое общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) решение. В обоих указанных случаях к таким условиям относятся:

      принятие оспариваемого решения с нарушением требований Закона об акционерных обществах, иных нормативно-правовых актов или устава общества;

      нарушение прав и (или) законных интересов общества или этого акционера принятым решением.

    Кроме того, для оспаривания решения общего собрания акционеров общества установлено дополнительное требование, согласно которому акционер вправе обжаловать такое решение, если он не принимал участие в общем собрании акционеров или голосовал против его принятия.

    Основаниями для оспаривания решений общих собраний акционеров чаще всего являются:

      ненадлежащее уведомление акционеров о дате, времени и месте проведения собрания, о вопросах и формулировках вопросов повестки дня, непредоставление акционерам информации, подлежащей предоставлению перед собранием и на самом собрании согласно требованиям п. 3 ст. 52 Закона об акционерных обществах;

      отсутствие кворума или неверное определение количества акционеров, имеющих право голоса, как по всем вопросам повестки дня, так и для решения вопроса об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

    Несогласие миноритарных акционеров также часто вызывает решение собрания в отношении определения цены размещения дополнительных акций.

    Необходимо отметить, что суд вправе оставить в силе обжалуемое решение, если:

      допущенные нарушения не являются существенными;

      принятое решение не повлекло за собой причинение убытков данному акционеру.

    В общем и целом, в процессуальном смысле рассматриваемые споры ничем не отличаются от споров о признании решений общих собраний недействительными по любым иным причинам. Судебная практика по данной категории дел весьма обширна и меняется вслед за законодательством, которое за последние несколько лет претерпело значительные изменения. Стоить отметить, например, введение Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ новой редакции главы 4 подраздела 2 ГК РФ «Юридические лица» (см. «ЭЖ», 2014, № 19, с. 12 , № 20, с. 14), новой главы 9.1 ГК РФ «Решения собраний» (см. «ЭЖ», 2013, № 19, с. 7) и изменения и дополнения в Закон об акционерных обществах.

    Сообщить о нарушениях при допэмиссии акций стоит в ЦБ РФ

    Помимо нарушений общего характера при дополнительных эмиссиях, о которых говорилось выше, миноритарии могут оспаривать и более специфичные нарушения, допущенные уже на этапах размещения дополнительных акций. Например, при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых посредством подписки дополнительных акций и (или) при размещении дополнительных акций путем распределения среди акционеров.

    Все акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа). В то же время преимущественным правом могут воспользоваться только акционеры, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций. Преимущественное право не применяется в случае размещения дополнительных акций по закрытой подписке только среди акционеров, если акционеры имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций, пропорционально количеству акций, принадлежащих им (п. 1 ст. 40 Закона об акционерных обществах).

    Нарушения прав акционеров либо в части осуществления преимущественного права, либо в части пропорционального размещения акций могут быть допущены эмитентом уже на этапе размещения дополнительного выпуска акций, то есть после принятия решения об увеличении уставного капитала и после регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующим органом (ЦБ РФ). Чаще всего подобные нарушения выражаются в следующем:

      акционеры ненадлежаще уведомлены о порядке реализации принадлежащего им преимущественного права или пропорционального распределения акций;

      не соблюдены сроки и порядок размещения акций миноритарным акционерам;

      неверно произведен расчет количества акций, которые могли бы приобрести миноритарные акционеры;

      имеются необоснованные отказы эмитента в приеме заявок акционеров, заключении договоров купли-продажи дополнительных акций и т.д.

    Перечисленные нарушения, перечень которых далеко не исчерпывающий, могут служить основанием для обращения миноритарными акционерами в суд с иском.

    Необходимо заметить, что для восстановления прав миноритарных акционеров на этапе размещения могут быть применены не только судебные иски и заявления, но также и обращения (жалобы и заявления) в регистрирующий орган - ЦБ РФ. При этом часто именно последний способ защиты оказывается более эффективным, чем судебный спор, или как минимум более быстрым. Но наиболее разумным представляется действовать параллельно, то есть подавать иск и направлять жалобу регулятору.

    Результатом защиты прав миноритария может стать отказ в регистрации отчета об итогах эмиссии

    Оспаривание сделок по приобретению дополнительных акций как сделок с заинтересованностью и (или) порядка их одобрения также является способом защиты прав миноритарного акционера, хотя действующее законодательство не содержит требования о непременном одобрении сделок о приобретении дополнительных акций, в совершении которых имеется заинтересованность, на общем собрании акционеров, на котором принято решение об увеличении уставного капитала (до государственной регистрации выпуска акций и до начала их размещения). По условиям размещения акций не всегда известно, могут ли быть сделки по приобретению дополнительных акций квалифицированы в качестве сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

    Сделки могут быть одобрены и после государственной регистрации выпуска акций, на этапе размещения, тем более что для одобрении далеко не всегда требуется одобрение общего собрания акционеров, в определенных случаях достаточно одобрения советом директоров общества (ст. 83 Закона об акционерных обществах).

    Следующим за размещением и последним этапом эмиссии является государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (подп. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Если при размещении дополнительных акций регистрирующим органом по жалобе акционера или самостоятельно будут выявлены нарушения условий размещения акций, определенных зарегистрированным решением о дополнительном выпуске акций, а также требований стандартов эмиссии ценных бумаг, регистрирующий орган будет вправе:

      отказать в регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций;

      провести проверку соблюдения акционерным обществом законодательства о рынке ценных бумаг, по итогам которой также отказать в регистрации отчета.

    В случае отказа в регистрации отчета об итогах выпуска акций дополнительный выпуск признается несостоявшимся, и его государственная регистрация аннулируется (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 № 19АП-3684/11 по делу № А35-14297/2011). Иными словами, все возвращается в прежнее состояние, и если акционерное общество все же намерено увеличить свой уставный капитал, то ему придется пройти всю процедуру с самого начала, осуществив подготовку к созыву и проведению общего собрания акционеров, регистрацию дополнительного выпуска акций и так далее.

    Стоит обратить внимание, что существенным нарушением порядка проведения эмиссии акций на всех этапах, в том числе и на этапе размещения дополнительных акций, является ненадлежащее раскрытие информации, требования к которому установлены Положением Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». Такое нарушение может с высокой степенью вероятности привести к отказу как в регистрации дополнительного выпуска акций (решение АС Свердловской области от 24.01.2012 № А60-41866/2011), так и в регистрации отчета об итогах выпуска. Особенно это касается публичных акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию в полном объеме.

    Двухэтапная закрытая подписка опасна размытием пакетов акций

    Гораздо реже, чем дела о нарушении процедуры дополнительной эмиссии акций по открытой подписке, встречаются споры, связанные с определением ограниченного круга приобретателей акций по закрытой подписке.

    Решение общего собрания акционеров о размещении акций посредством закрытой подписки должно содержать данные о круге лиц, среди которых предполагается осуществить размещение акций. Причем в качестве круга приобретателей акций могут быть указаны не только конкретные физические и (или) юридические лица, но и категории таких приобретателей. В абсолютном большинстве случаев такой категорией являются существующие акционеры общества, но возможны и иные категории, например работники акционерного общества - все либо отвечающие определенным критериям (стаж, должность и т.д.), партнеры акционерного общества (потребители или поставщики и т.д.), отвечающие определенным критериям, и т.д.

    Наиболее популярным способом размещения является размещение по закрытой подписке в два этапа, если это предусмотрено решением общего собрания акционеров и зарегистрированным решением о дополнительном выпуске акций (Апелляционное определение Верховного суда РФ от 20.11.2014 № АПЛ14-556).

    На первом этапе акции размещаются только среди существующих акционеров, когда они имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций. На втором этапе акции дополнительного выпуска, не приобретенные акционерами на первом этапе, могут быть приобретены третьими лицами. В качестве иных лиц могут выступать как акционеры, желающие приобрести большее количество акций, так и посторонние лица.

    Второй этап представляет собой разновидность закрытой подписки среди конкретного ограниченного круга лиц по размещению оставшихся неприобретенными акционерами дополнительных акций. Именно эти обстоятельства и вызывают неудовольствие миноритарных акционеров, которые считают, что таким способом их пакеты акций размываются (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2011 № Ф01-4894/11 по делу № А82-6543/2010). Действительно, нарушения на данном этапе вполне возможны, и чаще всего они связаны с намеренным неразмещением акций акционерам пропорционально их долям, нарушением порядка приема заявок от миноритарных акционеров и т.д (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 17536/09 по делу № А51-11603/200844-328).

    При том же двухэтапном способе размещения по закрытой подписке, впрочем, как и при других типах подписки, особой популярностью пользуются игры с ценой размещения. Законом об акционерных обществах установлено, что оплата дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, которая определяется или порядок определения которой устанавливается советом директоров (наблюдательным советом) исходя из их рыночной стоимости, но не ниже номинальной стоимости акций (абз. 2 п. 1 ст. 36, абз. 1 ч. 1 ст. 77 Закона об акционерных обществах). Однако закон, требуя ориентироваться на рыночную цену акций, не предусматривает обязательного привлечения независимого оценщика для определения такой стоимости. В связи с этим возникает много судебных споров по инициативе акционеров, полагающих, что стоимость акций была занижена и этим нарушены их права (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 № 18АП-8749/15 по делу № А07-326/2015).

    Торги на биржи, исходя из своей конкретной , а именно из заработка средств, предоставляют возможности не только частным инвесторами и инвестиционным компаниям, но и, возможно даже в первую очередь, предприятиям.

    Предприятия могут реализовать свои ценные бумаги для того, чтобы увеличить собственный оборотный капитал. Распределяться этот капитал может соответственно любой из сформированных перед компанией задач.

    Такой задачей может быть как закупка нового оборудования для производства, так и создание филиальной сети, расширение действующей, ремонт материально-технической и инфраструктурной базы. Также сюда входят маркетинговые задачи и управление человеческими ресурсами.

    Для выполнения всех поставленных целей и используются деньги, которые были получены в результате продажи акций и облигаций. Стоит сразу же провести различия между данными типами документации


    Виды бумаг

    Акция представляет собой вид ценной бумаги, предоставляющий своему владельцу право на часть уставного капитала компании. Определяется данная часть путем пропорционального количества имеющихся на руках бумаг.

    Каждый квиток представляет собой имущественной право на небольшую частичку фирмы. Соответственно, чем больше подобных квитков в распоряжении одного лица, тем большей частью фирмы он владеет.

    Сам факт владения приносит ему доход исходя из расчета дивидендов. Дивиденды выплачиваются как по обычным, так и по привилегированным акциям. Разница между ними состоит в цене одной единицы, а также в дивидендах и голосах. По обычным дивиденды платятся только по результатам успешного отчетного периода, привилегии же получают деньги всегда. Первые могут голосовать на собрании акционеров, вторые – нет. Именно собрание акционеров и принимает решение о выплате дивидендов на основании финансовой отчетности за прошедший период.

    Облигации имеют другой механизм. Здесь инвестор вносит средства в долг фирмы, а та обязуется выдать эту сумму по истечению установленного срока, прибавив к ней проценты по периоду. И акции и облигации могут быть перепроданы на вторичном рынке.

    Выпуск акций

    Эмитент – это компания, которая выпускает свои собственные ценные бумаги. Это может быть как международная корпорация, так и локальный завод областного масштаба. Основное требование это формирование организационной структуры. Выпуск может производить только акционерное общество – ОАО или ЗАО.

    Эмиссия является процессом выпуска активов. Выпуск может быть произведен как на биржу, так и на внебиржевой рынок. Вне биржи торгуются те ЦБ, которые не смогли собрать достаточный объем и подтвердить надежность по требованиям биржи.

    Процесс эмиссии происходит в несколько этапов. На первом этапе, действующее руководство принимает решение о том, что оно должно выпустить активы. Затем происходит перестройка предприятия в новое юридическое лицо – акционерное общество. Проходит аудит и прочие проверки. Затем начинается процедура листинга – проверки и расчета выпускаемых акций. И лишь после этого компания попадает на биржу, заплатив госпошлину за регистрацию в органах.

    Налог на выпуск

    Любое предприятие, выпускающее свои ЦБ должно их обязательно зарегистрировать в государственных органах. Здесь же с них будет взиматься и государственная на регистрацию ценных бумаг.

    Госпошлина на регистрацию уплачивается в соответствии согласно пп.53 п.1 ст.333.33 НК РФ. По состоянию на 2016 год, полный список действий, за которые должны быть изъяты суммы следующий:

    • За факт регистрации одного акта выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, – 0,2 процента номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 200 000 рублей;
    • По факту производства эмиссионных ценных бумаг, размещаемых иными способами, за исключением подписки, – 20 000 рублей;
    • За государственную регистрацию отчета об итогах производства акций и облигаций, за исключением случая регистрации такого отчета одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, – 20 000 рублей;
    • За оформление проспекта ценных бумаг (в случае, если государственный реестр вывода (дополнительного вывода) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась оформлением их проспекта) – 20 000 рублей;
    • За государственную активизацию оформления российских депозитарных расписок, оформления опционов эмитента – 200 000 рублей;
    • Оформление проспекта российских депозитарных расписок, опционов эмитента (в случае, если государственная регистрация выпуска российских депозитарных расписок, размещения опционов эмитента не сопровождалась регистрацией их проспекта) – 20 000 рублей;
    • По фактам законности изменений, вносимых в решение о размещении эмиссионных ценных бумаг и (или) в их проспект, – 20 000 рублей.

    Анализ собственной деятельности

    Проведя первичное размещение и реализовав собственные активы, предприятие переходит к анализу проведенных операций. В целом существует один главный критерий успеха выхода. Это то, насколько прогнозируемые ожидания совпали с реальной торговой действительностью.

    Полученный в результате выхода на рынок капитал может быть сразу же использован для выполнения поставленных задач по расширению работы или маркетинговых изысканиям.

    В случае несоответствия прогнозам и недостаточному финансированию, а также для дальнейшего расширения, предприятие способно провести новый, дополнительный акт вывода своих акций на фондовый рынок.

    Осуществляется это в определенной последовательности, а происходит это за счет разделения имеющегося капитала, либо по факты выкупа у держателей предыдущего тиража ЦБ.

    Процесс производства ценных бумаг

    Первым этапом становится вышеописанное принятия решения об эмиссии. Первый акт производится учредителями, второй же посредством голосования акционеров, либо по принятию выпуска советом директоров.

    Совет директоров также выпускает соответствующий документ, постановление, в котором и проводится ревизия действующего положения, а также приводятся мотивы такого действия.

    Решение о выпуске – документ, содержащий информацию, имеющую основания для установления конкретного объема прав, закрепленных определенной сертификацией. Законодательно, публикуемое решение о дополнительном выпуске эмиссионных сертификатов обязано соответствовать следующим пунктам:

    • Полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;
    • Дата принятия решения о размещении;
    • Наименование органа управления эмитента, принявшего решение о размещении;
    • Дату утверждения решения о производстве;
    • Вид, категорию (тип) ценных бумаг;
    • Права владельца, закрепленные документацией;
    • Условия выхода на рынок;
    • Количество сертификатов в данном тираже;
    • Указание о типе ЦБ: именные, либо на предъявителя;
    • Номинальную стоимость товара;
    • При документарной форме прилагается описание или образец сертификата;
    • Возможные иные сведения.


    Регистрация выпуска

    При утверждении документа о запуске новой партии активов, фирма переходит у к государственной регистрации. Пошлина, уплачиваемая за данные действия указана в одном из предыдущих разделов.

    Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для оформлениея. Присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер – цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный тираж определенной партии документации.

    Регистрирующий орган отвечает только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для государственного внесения в реестр активов. За достоверность информации отвечает эмитент.

    Основаниями для отказа в государственном оформлении и регистрации проспекта являются: нарушение эмитентом законодательства, несоответствие требованиям законодательства; внесение в проспект ЦБ или решение о выпуске ЦБ ложных либо недостоверных сведений.

    Причины отказа

    Банком России был сформирован список из причин отказа. Здесь приводятся наиболее часто совершаемые эмитентами ошибки, на основании которых им и предъявляется отказ на внесение в реестр эмитированных ими ЦБ.

    • Представлен неполный комплект документов для государственного внесения производства ЦБ и отчета об итогах вывода ЦБ, размещенных при учреждении акционерного общества, созданного на базе имущества должника.
    • Отчет об итогах проведения размещения акций утвержден раньше решения о размещении акций.
    • В решении о эмиссии указана информация о правах владельцев акций вывода, не предусмотренная “Стандартами эмиссии”.
    • Из представленных документов не следует, что эмитент является собственником недвижимого имущества, внесенного в оплату уставного капитала общества.


    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: