Рыночный институт. Правовой институт. Объединения институтов. Смешанные институты. Признаки социальных институтов: примеры

Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

Понятие социального института

Социальный институт - это одна из форм организации Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

  • репродуктивный;
  • распределительный;
  • регулирующий.

Мнение Е. Дюркгейма

Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

Карл Маркс

Автор знаменитого "Капитала" оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

Терминология

Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

  • общество;
  • организация;
  • потребности.

Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

Условия институционализации

Процесс институционализации - социального института. Оно происходит при следующих условиях:

  • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
  • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
  • целесообразная и правил;
  • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

Этапы институционализации

Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

  • возникновение и осознание потребности в институте;
  • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
  • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
  • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
  • создание материальной основы института;
  • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

Структурные признаки социального института

Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

Структурные признаки охватывают:

  • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
  • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
  • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
  • Материальные средства для достижения целей института.
  • Идеологию, цели и задачи.

Виды социальных институтов

Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

Общие признаки социального института

Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

  • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
  • устойчивый характер этих взаимоотношений;
  • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
  • поведенческие нормы и правила;
  • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

Социальный институт: признаки на конкретных примерах

Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

Семья как социальный институт

Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

Признаки этого социального института:

  • связи брачные или кровнородственные;
  • общий семейный бюджет;
  • совместное проживание на одной жилплощади.

Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

Образование как социальный институт

Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

Основные элементы образования:

  • социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
  • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

К признакам социального института относятся:

  1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
  2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
  3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
  4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.

Признаки социальных институтов: примеры

Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

  • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
  • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
  • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
  • символика (например, института брака или религиозной общины);
  • базовые ценности (то есть мораль).

Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. § 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

  • потребность в воспроизводстве рода;
  • потребность в безопасности и социальном порядке;
  • потребность в средствах существования;
  • потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
  • потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определенных учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

  • институт семьи и брака;
  • политические институты, особенно государство;
  • экономические институты, в первую очередь производство;
  • институты образования, науки и культуры;
  • институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт - это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Еще одна характерная черта социального института - наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего каждая семья - это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи - одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.

Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными - институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предприниматель-. ство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, соответствующих законах.

Таким же образом происходила институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Отсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, нового содержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

определенное сочетание системы партий и способа голосования

организацию верховной власти на определенной территории

136.Лоббизм как явление отражает …

эволюцию легитимной власти

процесс влияния групп интересов на органы власти

способ формирования элиты

централизацию системы власти

137.Согласно теории элит, власть в обществе всегда принадлежит …

большинству народа

обладающими необходимыми качествами меньшинству

Политической партии

харизматическому лидеру

138.Международные экологические организации сформировались в …

Х гг.

1900-1910-х гг.

1940-1950-х гг.

139.Социальное явление представляющую собой одну из форм разрешения общественных противоречий между государствами, народами, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия – это …

Война

противостояние

конкуренция

140.Идеология__________делает ударение на преемственности развития, приоритете интересов государства над интересами личности, культе, традиций.

Марксизма

либерализма

консерватизма

социал-демократизма

141.Принудительный характер имеет …

автономное участие

мобилизованное участие

Субъективная деятельность

политическое участие

142.Субъектами политологии как науки и учебной дисциплины являются (не менее двух вариантов ответа) …

научные и профессиональные сообщества, занимающиеся исследованием и преподаванием предметной области политологии

ученые и преподаватели, занимающиеся исследованием и преподаванием проблем политики и власти

Политика и ее центральный элемент – политическая власть, отражающая политическую действительность, политические идеи

государственная власть и ее деятельность по проведению внутренней и внешней политики

143.К методам политического прогнозирования не относится …

воображение

Экстраполяция

экспертиза

построение сценариев

144.Социометрический метод – это метод …

выявление показателей, наиболее характерных для проблемной ситуации как объекта исследования и причинно-следственных их анализ

создание необходимых и достаточных условий для проявления и измерения связей между явлениями

Опрос, направленный на выявление состояния и динамики межличностных отношений путем фиксирования чувств симпатии и антипатии

сбора фактологической информации, предполагающий замещение свойств и параметров объекта исследования системой символов, значений

145.Исследование политических процессов и явлений путем опросных методик называется_____________ методом



Статистическим

институциональным

коммуникативным

социологическим

146.Динамический аспект политических отношений, в котором выражается их зависимость от системы действий людей и их последствий, выражается понятием …

«политический протест»

«политический конфликт»

«политические нормы»

«политическая деятельность»

147.К политической системе относится_____________________подсистема

образовательная

экономическая

Социальная

нормативная

148.Предпосылкой формирования гражданского общества не является …

появление частной собственности

установление демократического политического режима

утверждение идеологии коллективизма

развитие рыночной экономики

149.Конституционная (парламентская) монархия характеризуется …

Сильным ограничением монархической власти в судебной и исполнительной ветвях, фактически полным отсутствием полномочий в законодательной

ограничением полномочий только в сфере законодательства

неограниченными полномочиями монарха в области законодательной и исполнительной деятельности

неограниченными полномочиями монарха в сфере законодательной деятельности

150.Легитимная власть, по М.Веберу, - то …

власть, которой доверяют

власть, которую игнорируют

власть силы

власть, которая обеспечивает экономическую эффективность и стабильность

151.Главной функцией политической партии является …

представительство интересов общества

формирование правящей элиты

проведение избирательной кампании

политическая социализация

152.Изменение политической системы в процессе перехода от традиционного общества к современному называется …

внутрисистемными изменениями

революцией

модернизацией

функционированием

153.Функция политической коммуникации – это …

принятие наиболее важных решений



выработка новых правил и норм

применение санкций по отношению к нарушителям законов

1. Институт как базовое понятие

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.

Этимология слова институт. Institute (англ.) – устанавливать, учреждать.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

Институты – это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Также под институтами Веблен понимал:

Привычные способы реагирования на стимулы;

Структуру производственного или экономического механизма;

Принятую в настоящее время систему общественной жизни.

Другой основоположник институционализма, Джон Коммонс, определяет институт следующим образом:

Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У другого классика институционализма – Уэсли Митчелла – можно найти следующее определение:

Институты – господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики) подобную борьбу различных интересов. Они определяют правила игры, а также цели, которые в этой игре могут быть достигнуты, но не ходы, которые игроки должны делать в течение игры, оставаясь в рамках институционально определенного пространства возможностей, выбора и стимулов. Институты определяют способы, с помощью которых вызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен.

Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

Определенную организацию;

Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках общественного института;

Наличие социально значимых функций института.

Существуют различные классификации общественных институтов. Обычно выделяют два критерия классификации институтов: предметный (содержательный) и формализованный.

На основании предметного критерия выделяются следующие виды институтов:

Политические институты (государство, партии, армия);

Экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т. п.);

Институты родства, брака и семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т. п.).

На основании формализованного критерия институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность формальных институтов основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях. Конституция, законы, распоряжения, постановления, контракты, соглашения о намерениях и т.п. - это формальные правила. Государство, армия, суд, институт брака, школа и т.п. - это формальные институты.

Источником неформальных институтов является культура. В неформальных институтах регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулирующие функции.

Также в экономической литературе выделяют два типа институтов:

1. Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

2. Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).

Тест 4.6
Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:
а) уровень прибыли ниже нормального для данной экономики;
б) неспособность фирмы данной отрасли к расширению производства;
в) невозможность другим фирмам “войти” в данную отрасль;
г) более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в целом по стране.
*** Правильные ответы: в).
Одним из основных признаков конкуренции является отсутствие барьеров как для вхождения в отрасль, так и для выхода из нее. Чем сильнее такие барьеры, тем менее конкурентной является данная отрасль. Все остальные характеристики не нарушают принципа конкурентного поведения.
Тест 4.7
Решение проблемы “что производить” в рыночной экономике связано с:
а) определением уровня специализации экономики;
б) выбором между производством средств производства и производством предметов потребления;
в) формированием такой системы, развитие которой находится в компетенции правительства;
г) развитием совершенной конкуренции.
*** Правильные ответы: г).
Поскольку речь идет о рыночной экономики, то при решении всех задач экономического развития используется рыночный механизм. А этот механизм основан на конкуренции. В частности, задача “что производить” решается на основе ценовых сигналов со стороны рынка. Цены на рынке, с одной стороны, являются результатом конкуренции, а, с другой стороны, являются важным критерием потребительского выбора.
Тест 4.8
Рыночная экономика ориентирована на:
а) удовлетворение общественной потребности в конкретном благе;
б) удовлетворение социальных потребностей;
в) удовлетворение стратегических политических потребностей развития нации;
г) удовлетворение платежеспособного спроса;
д) выполнение указаний властных структур
*** Правильные ответы: г).
Функцией рыночного механизма является обеспечение равновесия между спросом и предложением. Таким образом, рыночная экономика ориентирована на удовлетворение платежеспособного спроса. Решение всех остальных задач призвано решить государство.
Тест 4.9
В рыночнойэкономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном итоге решают потребители. Верно ли это утверждение?
а) да;
б) нет.
*** Правильные ответы: а).
Данную задачу решают потребители, так как именно они формируют спрос в определенном количестве товаров и услуг. В соответствии с потребительскими предпочтениями осуществляется производство тех или иных товаров и услуг.
Тест 4.11
Товаропроизводитель, расширение или сохранение деятельности которого ведет к уменьшению рыночной доли другого товаропроизводителя, являющегося субъектом рынка этого или же другого товара является по отношению к нему … (указать одним словом).
*** Правильные ответы: конкурентом. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности – конкуренции междуучастниками рыночного обмена. Одним из главных объектов конкуренции является объем рыночных продаж.
Тест 4.13
Совокупность институтов, систем, служб, обслуживающих рынок и позволяющих рынку выполнять свои функции наиболее эффективно, представляют собой рыночную … (указать одним словом).
*** Правильные ответы: инфраструктуру.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой экономической системы. С одной стороны, это совокупность организационно-правовых форм, а с другой – совокупность определенных институтов, которые обеспечивают нормальное функционирование системы. Применительно к рынку, это такие институты как биржи, аукционы и ярмарки, банковская система, таможенная система и др.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: