Основополагающими институтами международного валютного права являются. Международное валютное право как подотрасль международного финансового права. Валютная политика России и ее правовые основы

10.1. Международные валютные отношения как объект государственного регулирования .

В конце XX века уровень глобализации достиг такого уровня, что возможности государств добиться экономического и социального подъема в одиночку резко сократились. Поэтому неотъемлемой чертой взаимоотношений государств современного периода является стремление к валютному сотрудничеству, интеграция в валютно-финансовой сфере. Этот процесс повлек стремительное развитие международных валютных отношений, выступающих специфическим объектом государственного регулирования. В литературе международные валютные отношения определяют как совокупность общественных экономико-правовых отношений, складывающихся в процессе обращения и функционирования валютных ценностей в мировом хозяйстве и опосредующих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств (товарами, работами, услугами, правами на результаты интеллектуальной деятельности), а также инвестиционную деятельность 24 Государственное регулирование международных валютных отношений осуществляется через валютную политику государств. Внутренняя политика конкретного государства направлена на создание собственного валютно-. Международные валютные отношения обслуживают международную торговлю и движение инвестиций. Они возникают при предоставлении и получении кредитов, совершении сделок купли-продажи валюты и др. Через платежные балансы, валютные курсы, расчетные операции международные валютные отношения оказывают активное воздействие на всю мировую экономику. 24 Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. Учебное пособие. М., Дело. 2002. С. 14. правового режима через установление экономических, юридических и административных мер регулирования. Государственное регулирование направлено на развитие и укрепление международных валютных отношений, защиту интересов публичных и частных субъектов в валютной сфере, предотвращения правонарушений в области международных валютных отношений. Государственное регулирование международных валютных отношений отличается двойственностью. С одной стороны, государство взаимодействует с иными публичными субъектами в международных валютных отношениях по поводу установления общих правил поведения как для публичных, так и для частных субъектов. Государства вступают в эти отношения на основании добровольности и свободы волеизъявления. Основным правовым средством реализации отношений в рамках международного валютного права выступает метод согласования правил в международных валютных отношениях, что способствует унификации международного валютно-правового режима. С другой стороны, государственное регулирование направлено на установление национального валютно-правового режима, представляющего собой установленный законом РФ специфический порядок функционирования валютных отношений. Национальный валютно-правовой режим не существует автономно, он подвержен изменениям, происходящим в рамках международных валютных отношений, поскольку взаимодействует с другими национальными валютными системами. Публичные субъекты взаимодействуют между собой по поводу валютных курсов, условий конвертируемости, правового статуса нерезидентов и т.д. Реальное воплощение результатов подобных взаимоотношений находит в принятии международных правовых норм, воздействующих на внутренние валютно-правовые режимы государств. В международных валютных отношениях международно-правовое регулирование очень сильно влияет на характер и содержание внутригосударственных правовых режимов. Внутригосударственные правовые режимы в валютной сфере унифицируются Сферой проявления международных валютных отношений выступает международная валютная система 25 Согласование национальной и международной валютной систем – задача публичных субъектов в процессе принятия и применения норм международного права в валютной сфере. . В международных валютных отношениях функционируют национальные и региональные валюты всех государств. С одной стороны, государства выступают по отношению друг к другу как равноправные партнеры в системе мировых хозяйственных отношений, реализуя свой экономический (валютный) суверенитет. С другой стороны, в международных валютных отношениях сталкиваются интересы различных государств. Развитые государства стремятся обеспечить в международной валютной системе преимущества своей национальной или коллективной валюте. 25 Исторически первой мировой валютной системой является Парижская валютная система. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало единственной формой мировых денег золото. Для периода Парижской валютной системы в целом были характерны относительная политическая стабильность в мире и быстрый экономический рост государств. Второй валютной системой является Генуэзская валютная система, оформленная в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции. Ее основой являлись золото и девизы (девизы – это иностранные валюты, предназначенные для международных расчетов и конвертируемые в золото). Третья мировая валютная система – Бреттон-Вудсская была оформлена соглашением стран (44 страны) на конференции по валютным и финансовым вопросам, которая состоялась в 1944 г. Основой этой системы были доллар США и золото. Ее характеризовали следующие основные черты – устанавливался паритет своих валют по отношению к доллару США; страны – члены имели право обменять принадлежащие им доллары на американское золото про официальной твердой цене (35 долл. за унцию золота (в унции 31, 1 г чистого золота)). В августе 1971 г., после того как на требование Великобритании конвертировать доллары в золото последовал отказ США, система золотодолларового стандарта перестала существовать. После 1971 г. появилась новая мировая валютная система (Смитсоновская) – долларового стандарта. Система долларового стандарта основывалась на привязке валют к доллару США. Основное отличие системы долларового стандарта от золотодолларового стандарта состояло в отказе США от размена доллара на золото. В этот период значительно увеличились долларовые резервы остальных стран мира, что в условиях фиксированных курсов приводило к росту инфляции. У стран возникало стремление отказаться от привязки к доллару и в 1973 г. система долларового стандарта была отменена и начался период свободного выбора валютных курсов. Элементами национальной валютной системы являются: субъекты валютных правоотношений; объекты валютных правоотношений; режим курса национальной валюты; валютное регулирование и валютный контроль. Одной из важнейших характеристик валютно-правового режима государства валютный курс, который представляет собой цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (СДР, евро). Количество национальной и иностранной валюты в экономике государства должно быть сбалансированным. Это означает, что между национальной и иностранной валютами под влиянием рыночных и административных факторов складывается определенное соотношение – цена одной валюты в единицах другой валюты. Такое соотношение называют валютным курсом. Валютный курс может формироваться под влиянием преимущественно рыночных механизмов, а может жестко устанавливаться государством. В первом случае национальная валютная система характеризуется открытостью для международных валютных отношений. Во втором случае государство фиксированным валютным курсом ограждает национальную валютную систему от внешних валютных рынков. Воздействуя на валютный курс, государство тем самым управляет экспортно-импортными отношениями. Так, если национальная валюта слабее и колебание курса превышает определенные границы, государство (как правило, центральный банк) скупает национальную валюту в обмен на иностранную. Слабеющая национальная валюта делает более выгодным экспорт товаров, чем импорт. Усиление курса национальной валюты, наоборот, делает более выгодным импорт. Таким образом, если воздействовать на валютный курс в одностороннем порядке это неизбежно затронет государственные и частные интересы иных субъектов международных валютных отношений, что может вызвать конфликты в валютной и внешнеэкономической сферах. В соответствии со ст. 53 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает и публикует официальные котировки 26 Официальные курсы других валют к российскому рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого в соответствии с Положением, и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках текущего рабочего дня, на биржевом и внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка, а также официальных курсов доллара США к указанным иностранных валют по отношению к рублю. Порядок установления официальных курсов определяется Положением об установлении Центральным Банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют к российскому рублю. Курсы основных валют, используемых в Российской Федерации во внешнеэкономических расчетах, и курс СДР устанавливаются в следующем порядке. Банк России каждый рабочий день не позднее 13 часов по московскому времени устанавливает официальные курсы основных валют, используемых в Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономических расчетов (за исключением курсов национальных валют стран - участниц Экономического и валютного союза), и СДР к российскому рублю. Официальный курс СДР к российскому рублю рассчитывается Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого в соответствии с Положением, и курса доллара США к СДР, установленного Международным валютным фондом на предыдущий рабочий день. 26 Определение и установление курса иностранной валюты к национальной называется котировкой. Котировка осуществляется двумя методами – прямым и косвенным. При прямой котировке стоимость единицы иностранной валюты выражается в национальной денежной единице. Например, 1 долл. = 30, 45 руб. При косвенной котировке стоимость единицы национальной валюты выражается в определенном количестве иностранной валюты. Например, 1 руб. = 0,03 долл. валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств. Информация об официальных курсах иностранных валют к российскому рублю направляется для распространения в средствах массовой информации. В частности, информация об утвержденных официальных курсах иностранных валют к российскому рублю публикуется в "Российской газете", "Вестнике Банка России". Эффективность государственного регулирования международных валютных отношений во-многом зависит от уровня интеграции в валютной сфере. Мировой опыт показывает, что существует несколько путей взаимодействия государств в валютной сфере. Необходимость европейской валютной интеграции объясняется многосторонностью экономических связей в Европе, что вызвало потребность обеспечения системы многосторонних расчетов. В 1950-1959 гг. действовал Европейский платежный союз. В 70-е годы с переходом к плавающим курсам европейским валютам стали характеризоваться индивидуальными курсами. В целях поддержания стабильности многосторонних расчетов страны Сообщества создали Европейскую валютную систему с собственной коллективной единицей ЭКЮ. Эта мера позволила удерживать в большинстве случаев национальные курсы в рамках единого коридора. Кризис Европейской валютной системы 1992-1993 гг. показал неэффективность коллективной привязки курсов, поскольку держать свыше десяти разных валют на одном уровне больше уже не получалось. Европейское Сообщество решило отказаться от собственных валют, создав единую валюту - евро. Таким образом, европейский вариант взаимодействия в валютной сфере заключается в создании валютного союза на базе экономического с единой валютой европейского происхождения. В Латинской Америке в 60-80 годы было создано несколько международных валютных организаций: Центральноамериканский валютный союз, Латиноамериканский экспортный банк, Карибский стабилизационный фонд. Идея создания общей расчетной единицы не была реализована и государствам-членам не удалось унифицировать национальные валютные системы. Созданная совместная валюта – центральноамериканский песо – использовалась лишь для взаимного зачета требований. В 90-е годы в Латинской Америке усиливается процесс долларизации, что было вызвано резким ухудшением экономического положения ряда стран латиноамериканского региона и усилением внешнеполитического влияния США. Так, в 2000 г. Эквадор отказался от национальной валюты – сукре, поменяв ее на доллар США, а Центральный банк Аргентины официально предложил создать в Латинской Америке валютный союз, предусматривающий замену национальных валют на доллар США и передачу США прав регулирования эмиссионной и бюджетной политики. Таким образом, латиноамериканский путь интеграции валютно-финансовой сферы основан на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего денежного обращения. В Африке существует два валютных союза – Валютный союз Центральной Африки и Западно-африканский валютный союз, расчетной единицей которых является франк африканского сообщества – франк КФА, который привязан к французскому франку. В последние годы восемь государств Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) разрабатывают программу введения коллективной денежной единицы – афро. Африканский вариант валютного пространства основан на привязке счетной единицы к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние. Таким образом, существуют различные варианты валютной интеграции, а именно: валютный союз на базе экономического с единой валютой европейского происхождения; единое валютное пространство основано на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего оборота; привязка счетной единицы к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние.

I МВП КАК ИНСТИТУТ МФП. ПОДИНСТИТУТЫ МВП.

Международная валютная системаодна из подсистем международной финансовой системы.

Международное валютное право «обслуживает» своим регу­лированием!отношения с участием субъектов международного права - государств и международных (межправительственных) организаций. (Отношения в валютной сфере, которые складыва­ются на частноправовом уровне, регулируются внутренним пра­вом соответствующих государств).

! Международные валютные правоотношения складываются по поводу статуса , обмена валют, правил функционирования валютных рынков . Между­народно-правовые нормы, которые регулируют эти аспекты образуют институт международного валютного права.

Основополагающими подинститутами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт поддержания валютных курсов; б) ин­ститут поддержания равновесия платежных балансов.(Шумилов)

(Регулирование: нормативное, принципы, правовые обычаи, неправовые формы.

(В силу международно-правового обычая гос-ва закрепили и расширили ряд прав: они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и на­звание денег - национальной валюты.

В международной валютной системе заметно использование неправовых норм, в том числе мягкого права (Шумилов)).)

    отношений, касающихся широкого круга участников , о них позже

    так и отношений, между двумя государствам .

2. Например, по двусторонним международным договорам одно государ­ство может, например, печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

1.Что касается главных договорных норм международного валютного права, установленных на многостороннем уровне, то, как отмечает Шумилов они со­стоят в том, что государства несут обязанность:

а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты;

б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ).

(Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Ко­нечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.)

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ: В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иност­ранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конверти­руемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в за­конодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канад- ский доллар, японская иена и др. Неконвертируемым пока явля­ется китайский юань.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах существуют ограничения на валютные операции только для резидентов.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ог­раничения конвертируемости валют по текущим операциям:

    ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте (ограничение платежей за услуги);

    ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов т.п .

II. I. МВФ (в продолжение подпункта)

Вообще договорные основы деятельности МВФ (правовая основа деятельности – Соглашение о создании МВФ, последние поправки – 1997г.). играют в рассматриваемом вопросе важную роль. Так, основными нормами валютного регулирования международного платежного баланса выступают нормы о квотах и взносах в МВФ :

Для каждого государства устанавливается квота, которая выражается в специальных правах заимствования.

Не реже раза в 5 лет - общий пересмотр квот Советом управляющих МВФ или по просьбе государства , если считает это целесообразным.

Для любого изменения квот необходимо большинство в 85% от общего числа голосов .

Устанавливается обязанность каждого государства:

- сотрудничать с МВФ и другими государствами и принимать правовые меры для обеспечения стабильности системы обменных курсов и валютных режимов

- избегать манипулирования обменными курсами для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами.

- стремиться содействовать стабильности

Значительное количество норм Соглашения об МВФ посвящено его депозитарной деятельности .

Каждое государство назначает свой цб депозитарием всех авуаров мвф в своей валюте. МВФ может хранить активы в депозитариях, назначаемых 5 государствами-членами, имеющими наибольшие квоты, и иных депозитариях по выбору МФП.

III АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МВП

Пробелом международного валютного нрава можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касаю­щихся валютных резервов государств . Государства самостоятель­но определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резер­вов отдельных государств обладают экстерриториальным эффектом , т.е. способны воздействовать на валютные курсы, между­народную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, нахо­дится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состо­яние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых норм), которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международное валютное право активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гар­монизируя его. Международное валютное право в каком-то смыс­ле состыковывает национальные валютные системы для обеспе­чения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

Развитие мировой валютной системы

Установление международных торговых и экономических отношений привело к расширению финансовых связей между странами. Мировые деньги, то есть деньги обслуживающие сделки на международном уровне используются для реализации таких операций как:

  • обеспечение внешней торговли;
  • поддержание движения капитала;
  • стимулирование к инвестиционной деятельности;
  • создание условий для выдачи кредитов и субсидий;
  • обмен в научной сфере;
  • туризм;
  • денежные переводы на государственном и частном уровнях.

Замечание 1

Валютные отношения между странами выстраиваются в рамках валютной системы. В ходе своего развития она претерпевала определенные изменения. В общей сложности мировая валютная система изменялась четыре раза. Каждый раз проводились международные конференции, и принимался ряд решений. Валютная система получала название в соответствии с названием города, где проводилось собрание.

В 1867 году в Париже было принято решение о том, что каждая действующая валюта имеет свой золотой стандарт, в соответствии с которым она может быть обменена на другую валюту или на золото. В то время курс валют был плавающим и устанавливался под влиянием естественных факторов экономических отношений.

В 1922 году в Генуе помимо золотого стандарта были введены «девизы», то есть валюты ведущих капиталистических стран. На тот момент широко применялся английский фунт стерлингов.

В 1944 году в Бреттон – Вуде был ограничен обмен валют на золото. После второй мировой войны произошло усиление Америки. Обмен валюты на золото мог осуществляться только через американский доллар. На тот момент времени большинство стран придерживались политики фиксированного курса валют.

В 1978 году на Ямайке было принято решение о введении специальных мер кредитования. Они должны были обеспечить стабильность взаиморасчетов во внешнеэкономической деятельности, снизить колебание курсов валют. Было отменено золотое содержание валют, теперь страны могли сами выбирать какой метод управления валютным курсом использовать. Стали применяться современные подходы в регулирование национальной валюты, путем ее привязки к курсу одной иностранной валюты или к валютной корзине.

Понятие валютных институтов. Их цели

Валютный институт представляет собой уровень денежной власти между валютным советом и центральным банком, занимающейся поддержанием фиксированного курса валют.

Формирование таких институтов основывается на международном праве в соответствии с договором, заключенным между странами. Соглашение формируется относительно валютно – кредитных и финансовых связей.

Среди причин возникновения валютных институтов можно выделить глобализацию хозяйственной жизни мира, несовершенство и отсталость валютно – денежного регулирования, необходимость стабилизации курсов валют и дальнейшего развития рынка в данной области отношений.

Среди основных целей создания валютных институтов можно выделить:

  • стабилизацию финансовых связей на международном уровне;
  • совместную разработку и реализацию кредитно – денежных решений на основе международного сотрудничества;
  • осуществление международного регулирования кредитно – финансовой и валютной системы.

Валютные институты представлены множеством международных финансовых организаций. Одни занимаются вопросами регулирования, другие являются площадками для встреч и принятия решений на международном уровне. Есть организации, занимающиеся аналитической работой в области международных валютных отношений. Они накапливают данные, проводят статистические и научно – исследовательские изыскания относительно изменений на валютных рынках мира.

Среди наиболее известных валютных институтов можно выделить организации, которые занимаются валютным регулированием. Так же организации, часть функций которых связана с данной областью экономических отношений. Например, Международный Валютный Фонд занимается вопросами развития торговых и валютных отношений между странами. Он поддерживает валютную устойчивость, а так же предоставляет кредиты на короткие и длительнее сроки в иностранной валюте для стран, которым это необходимо.

Замечание 2

Кроме того, в функции МВФ входят консультационные работы, подготовка экономических кадров, разработка стандартов, а так же сбор и публикации международной финансовой информации.

Еще одним международным валютным институтом является группа Всемирного Банка. Сюда входит несколько организаций, каждая из которых занимается своими вопросами. Однако, общая цель деятельности данной организации заключается в предоставлении финансовой помощи развивающимся и слаборазвитым странам.

Валютные институты Европы

Наиболее ярким примером создания валютных институтов и их последующей работы является формирование Европейского Союза. В 1992 году между некоторыми странами Европы был подписан договор, направленный на урегулирование политической и денежной системы. Вопросами кредитно – денежной политики стала заниматься Европейская система центральных банков. Европейский валютный институт является временной организацией, целью существования которой, является подготовка перехода стран ЕС к третьему этапу Маастрихтского договора. Так же в его обязанности входят координация валютной политики для стабилизации цен, аналитика по изменению курса евро.

Участниками Европейского валютного института стали центробанки стран – участниц. Данный институт существует до формирования единой Европейской системы центральных Банков. Она должна взять на себя все вопросы, относящиеся к финансовым, кредитным, валютным и денежным отношениям в ЕС. Основными функциями данной организации являются проведение политики в сфере валютного обращения, проведение международных валютных операций, поддержка валютных резервов стран-участниц, содействие развитию системы платежей.

Замечание 3

Данная система представляет собой объединение в единую финансовую сеть Европейского центробанка и центральных банков стран – участниц Европейского Союза. Особенностью данного объединения является тот факт, что каждая страна в отдельности не обязана покрывать долги и расходы других стран. На практике все обстоит несколько иначе. Основные решения принимаются в Европейском центральном банке, права центробанков стран – участниц постоянно изменяются.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • понятие международного валютного права;
  • роль международного валютного права в современных условиях;
  • предмет и методы международного валютного права;
  • статус субъектов международного валютного права;
  • источники международного валютного права;
  • соотношение международного валютного права и валютного права Российской Федерации;

уметь

  • применять акты международного валютного права;
  • определять общественные отношения, подлежащие регулированию международным валютным правом;
  • определять права и обязанности субъектов международного валютного права;
  • применять источники международного валютного права;
  • разграничивать объекты правового регулирования международного валютного права и валютного права Российской Федерации;

владеть

  • навыками консультирования по вопросам применения норм международного валютного права;
  • методами анализа актов международного валютного права;
  • навыками правовой экспертизы норм международного права, регулирующих валютные отношения.

Понятие международного валютного права и его роль в современных условиях

В условиях мирового финансового кризиса возрастает значение международного валютного права, регулирующего международное сотрудничество государств в валютной сфере и содержащего международно-правовые принципы и нормы, регламентирующие деятельность государств по координации их действий в области валютных отношений.

Имевшие место в прошлом и ныне существующий кризисы обострили потребность в более эффективном правовом регулировании мировой экономики и обслуживающих ее международных валютно-финансовых отношениях как на государственном, так и на международном уровнях и доказали потребность в усилении многосторонних механизмов такого регулирования. В первую очередь требуется четкое правовое регулирование тех валютных отношений и операций, которые затрагивают интересы всех или большинства стран.

Международное финансовое (валютное) право должно сыграть положительную роль в своевременном выявлении надвигающихся кризисов, их предупреждении и преодолении возможных отрицательных последствий.

В условиях интеграции государств в мировую валютную систему усиливается роль международного валютного права, поэтому оно будет все больше утверждаться на региональном и универсальном уровне, что связано в том числе со стремлением многих развивающихся стран и государств с переходной экономикой устранить трудности, связанные со своими платежными балансами, и решить проблемы возврата по иностранным кредитам.

Для достижения этой цели необходимо эффективно использовать все международно-правовые средства, методы и механизмы международно-правового регулирования трансграничных перемещений иностранной валюты.

В трудах ученых были предложены разные наименования отрасли, регулирующей международные валютно-финансовые отношения: международное валютное право, международное финансово право, международное валютно-финансовое право, международное финансовое и валютное право, валютно-банковское право и т.д. Но наиболее часто в последнее время используется термин "международное финансовое право", который, по мнению ряда авторов, больше других подходит для данной отрасли, поскольку понятие "финансовые отношения" является более широким по своему содержанию, чем понятие "валютные отношения". Необходимо отметить, что содержание валютного права по-разному воспринималось и воспринимается доктриной. Общая цель различных концепций международного финансового права состоит в том, чтобы установить согласованный подход к регулированию многообразных валютно-финансовых отношений как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Рассмотрим некоторые из них.

Довольно большая группа юристов-международников придерживается концепции отнесения комплекса валютных норм к системе международного финансового права, либо выделяя в его рамках подотрасль "международное валютное право", либо рассматривая комплекс норм, регулирующих валютные правоотношения, в качестве особого института международного финансового права (Л. П. Ануфриева, Л. И. Волова, И. И. Лукашук, Е. А. Ровинский, О. А. Сафина, В. М. Шумилов).

Е. А. Ровинский еще в середине XX в. поднимал вопрос о целесообразности признания международного финансового права в качестве самостоятельной отрасли и определял международные финансовые отношения как межгосударственные отношения, а международные валютно-кредитные и финансовые организации в сфере международного финансового права признавал посредниками в отношениях государств .

И. И. Лукашук считает, что именно ввиду преобладания в системе финансовых правоотношений валютных отношений ряд авторов эту подотрасль международного экономического права именуют международным валютным правом .

Г. М. Вельяминов придерживается наименования "международное валютно-финансовое право", но и регулирование международных валютно-кредитно-платежных взаимоотношений государств рассматривает в системе международного торгового права. Далее он еще раз подтверждает, что включает международные валютные отношения в международное торговое право, а международное валютное право наряду с другими комплексами норм вводит в систему международного финансового права .

В. М. Шумилов в более ранних работах признавал международное валютное право вначале отраслью, потом подотраслью международного финансового права, а позже квалифицировал его как институт международного финансового права. Он отмечал, что применительно к международной валютной системе можно констатировать: комплекс международно-правовых норм в ней заметен и является приоритетным. Эти нормы и составляют международное валютное право как институт международного финансового права .

Он особо отмечал факт смешения отраслей международного финансового и валютного права: "Движение товаров и услуг сопровождается транснациональным движением валютнофинансовых потоков, отражающихся в национальных платежных балансах. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует международное финансовое право (как отрасль международного экономического права), иногда называемое международным валютным правом" . При этом он считает, что название "международное финансовое право" является более правильным, чем используемый в научной и учебной литературе термин "международное валютное право".

С точки зрения Л. П. Ануфриевой, "международное финансовое право выступает одной из динамично развивающихся подотраслей современного международного экономического права" . Она включает комплекс норм, регулирующих валютные отношения, в систему международного финансового права.

В то же время автор отмечает, что "валютное право" выделяется и в отечественной, и в зарубежной доктрине и поэтому следует провести соотношение "валютного права" с "международным финансовым правом". По ее мнению, нужно брать во внимание "ключевые аспекты понимания существа явления, именуемого “международным валютным правом”" .

О. А. Сафина на основе анализа особенностей международного валютного права приходит к заключению, что "его следует рассматривать в качестве института международного финансового права" .

Е. Е. Иванова включает международные валютные отношения в виды международных финансовых отношений, но при этом считает, что "международное финансовое право не следует отождествлять с международным валютным правом" .

Некоторые ученые (Л. А. Лунц, А. Б. Альтшулер, В. И. Лисовский) именуют совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные валютно-финансовые отношения, международным валютным правом. Они рассматривают международные кредитно-денежные и расчетные отношения именно как институты международного валютного права .

Благодаря их усилиям в 70–80 гг. XX в. активизировались усилия юристов по разработке концепции международного валютного права.

Непосредственно проблемами международного финансового (валютного) права занимался А. Б. Альтшулер, который отождествлял понятия "валютные отношения" и "финансовые отношения" и сделал ценный вывод, что международное валютное право является комплексной отраслью права.

Он обратил внимание на специфический характер его предмета, а именно регулирование правоотношений с валютой и валютными ценностями, и обосновал необходимость объединения в отрасль международного валютного права норм международного и национального права .

Актуальность проблемы совершенствования регулирования международных валютных отношений отмечалась отечественными учеными еще в 60–70 гг. XX в.

В. И. Лисовский считал, что международные финансовые отношения являются разновидностью международных экономических отношений, но при этом они обладают четко выраженными характерными особенностями и могут именоваться международным валютным правом .

В систему международного финансового права включают совокупность норм, регулирующих международные валютные отношения, и известные французские юристы Д. Карро и П. Жюйар. Они указывают, что "предпочтительнее говорить о международной валютной и финансовой системах, при этом первая больше затрагивает межгосударственные интересы, вторая – частные интересы" .

Известный немецкий ученый В. Ф. Эбке определяет место норм международного валютного права в системе международного финансового права, но, с его точки зрения, международное финансовое право является комплексной частно-публичной правовой отраслью и основу его составляют международное частное валютное право как право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) валютное право в качестве институционного права .

С таким утверждением согласиться нельзя, поскольку автор смешивает две самостоятельные правовые системы: международное публичное право и международное частное право.

На самом деле предмет международного валютного права составляют правоотношения между публичными лицами, возникающие по поводу их действий в международной валютной системе, и правоотношения между публичными лицами, касающиеся национальных и иностранных валют, прежде всего определения валютных курсов и условий конвертируемости национальных валют.

Подобной позиции придерживается и другой зарубежный юрист Р. С. Рендел. Он определяет "международное финансовое право как совокупность частноправовых и публично-правовых норм, регулирующих отношения по поводу международного движения капитала, существенную роль в которых играют международные валютно-финансовые и кредитные организации и институты" . С такой оценкой согласиться нельзя.

По нашему мнению, к сфере международного финансового права нужно относить только публичные отношения, а частноправовые входят в предмет регулирования международного частного права, в котором, как известно выделяется институт "правовое регулирование международных финансовых и расчетных отношений".

Точки зрения о смешении норм публичной природы и частной природы при регулировании международных финансовых (валютных) отношений придерживается и Дж. Нортон. Он отмечает, кроме того, тесную взаимосвязь норм сложного комплекса soft law с обязывающими международными договорами, актами национального законодательства. При регулировании этих отношений он особо выделяет комплексный характер норм права, проявляющийся в том, что "исследуемые связи регламентируются отраслями, принадлежащими к различным системам права: международной и национальной" .

Третья группа ученых (Ю. М. Колосов, E. С. Кувшинов, М. В. Кучин) придерживается мнения, что отсутствует необходимость разделять две отрасли права – международное финансовое право и международное валютное право – и поэтому следует говорить о едином валютно-финансовом праве .

В настоящее время некоторые ученые высказывают мнение о потенциальной возможности обособления правовых норм, регулирующих валютные отношения в самостоятельную отрасль права .

Так, например, Б. Ю. Дорофеев, Η. Н. Земцов, В. А. Пушин выдвигают тезис о становлении самостоятельной отрасли права – валютного права, тем более что в зарубежной науке и практике подобные структуры права уже давно выделяются. Эти ученые представляют валютное право как отрасль российского права и указывают, что валютное законодательство РФ к 1999–2000 гг. достаточно прочно обособилось от других отраслей законодательства .

В. И. Давлиева также пишет о формировании, но уже международного валютного права .

Необходимо отметить, что есть основания в пользу такой позиции, а именно: особенность валютных отношений, свидетельствующая об их самостоятельном характере, а также то, что валюта в большинстве государств является особой и неотъемлемой составной частью экономики, и то, что валютные отношения уже обособились от других видов отношений.

Действительно, валютные правоотношения имеют значительное сходство с финансовыми правоотношениями.

В перспективе, учитывая темпы разработки международноправовых валютных документов, специфику и огромную значимость регулируемых международным валютным правом отношений, возможна ситуация с выделением валютного права в качестве самостоятельной отрасли.

С нашей точки зрения, в современный период, характеризующийся валютной интеграцией государств, происходит заметное развитие важного института международного финансового права – международного валютного права, эволюция которого происходит под воздействием объективных объединительных процессов на глобальном и региональном уровнях, особенно заметных на фоне того, что международное финансовое право представляет собой подотрасль международного экономического права, однако, к сожалению, на сегодняшний день содержание института международного валютного права полностью не определилось.

Специалистами сформулировано несколько определений международного валютного права, которые носят общий характер и не отражают всех характерных признаков этого специфического института международного права. Наиболее часто встречающееся определение таково: международное валютное право – это отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность существующих и находящихся в стадии становления международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных валютных отношений.

В связи с вышеприведенными разночтениями в оценке следует решить вопрос о юридической сущности международного валютного права и дать ему оценку, тем более что развитие этого института международного финансового права происходит весьма активно, поскольку ускоряется и увеличивается объем движения товаров и услуг на мировых рынках, сопровождающееся транснациональным продвижением валютно-финансовых потоков, отражающихся в национальных платежных балансах.

Целью международного валютного права является также устранение препятствий для межгосударственных валютных операций. В структуре валютного правоотношения выделяются в качестве его элементов субъект, объект и содержание.

  • См.: Ровинский Е. А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Сов. государство и право. 1965. № 2. С. 66.
  • См.: Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть / И. И. Лукашук. М.: БЕК, 1997. С. 199.

В юридической литературе выдвигаются разные точки зрения по вопросу сущности валютных правоотношений. В основном выделяются два подхода к её определению: широкий и узкий. Это связано с тем, что «правовое регулирование валютных отношений охватывает три сферы: международную публично-правовую, внутригосударственную публично-правовую, а также международную и внутригосударственную частно-правовую.

Нормы, регулирующие каждую из этих сфер, обладают существенными различиями. С позиции «узкого» подхода валютные правоотношения отождествляются либо только с публичными, либо с частными правоотношениями. Именно так считает Н.М. Артемов, относя валютные правоотношения к области публичного права. Такой же точки зрения придерживаются Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов, В.Н. Пушин.

Исходя из позиции «широкого» (комплексного) подхода, валютные правоотношения представляют собой совокупность публично-правовых и частноправовых отношений, возникающих по поводу валютных ценностей.

Сторонники этой точки зрения признают, что валютные отношения носят смешанный характер: одновременно публично-правовой и частно-правовой.

По их мнению, международные валютные отношения включают как определенные категории норм международного публичного права, так и нормы гражданского, государственного, финансового и административного права, элементами которых являются «валютные ценности», и считают, что полезно объединить в комплексную отрасль все нормы, регулирующие отношения, связанные с иностранной валютой. Деньги выступают в качестве валюты, как международное платежное средство, как мера стоимости, и как средство накопления. Денежный характер валютных отношений, проявляется в том, что их основу составляют деньги или денежные обязательства. Сторонники вышеназванной точки зрения считают, что важно, чтобы нормы одной системы права содействовали, а не противодействовали другой в процессе функционирования.

Именно такие отношения регулируются ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г., в ст. 2 которого указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Поскольку валютные правоотношения могут иметь международно-правовой, финансово-правовой и гражданско-правовой характер, представляется правильным комплексный подход к оценке юридической природы валютных правоотношений, возникающих в сфере валютного обращения, валютного регулирования и валютного контроля. Но тем не менее необходимо разделять сферы публично-правового и частно-правового регулирования валютных отношений.



Из-за такого явно выраженного комплексного характера кроме «международного публичного валютного права» некоторые ученые, выделяют «международное частное валютное право». Так, немецкий ученый В.Ф. Эбке уделяет большое внимание характеристике «международного частного права», которое, с его точки зрения, «стало основой многосторонней международно-правовой практики». По его мнению, правовым инструментом реализации межгосударственного сотрудничества в валютной сфере между частными лицами служит в первую очередь международное частное право. Он тщательно анализирует высказанные не только в научной литературе, но и в судебной правоприменительной практике дискуссионные точки зрения, в частности, по проблемам международного права конвертируемости, по вопросу о масштабах экстерриториального действия ограничений конвертируемости, по проблеме соотношения правовых норм, регулирующих валютный контроль и норм, регламентирующих вопросы национальной безопасности государств.

В самом деле государствами постепенно происходит осознание того, что необходимо действие коллизионных норм, определяющих применимое право к регулированию вопросов валютного контроля, что дает возможность учитывать интересы физических и юридических лиц, осуществляющих валютные операции в рамках частно-правовых отношений. Учет частных интересов наряду с государственными повышает эффективность правового регулирования валютных отношений.



Активизация международного сотрудничества государств в валютно-финансовой сфере непосредственно отражается на развитии международного частного валютного права. Лучшим доказательством тому служит ст. VIII разд. 2 (Б) Договора о МВФ, закрепившая особенности регулирования мировой валютно-финансовой системы и предписывающая странам-членам МВФ при определенных условиях учитывать (соблюдать) нормы валютного контроля других стран-членов МВФ, если эти нормы соответствуют Договору о МВФ.

Как видим, идея об углублении международного сотрудничества в валютной сфере повлияла также и на развитие коллизионного валютного права стран-членов МВФ. Таким образом, после создания Международного валютного фонда удалось положительно решить вопрос о применении валютных законов иностранных государств в национальном правопорядке других государств. В последующий период во многих государствах стали использоваться коллизионные нормы по вопросу о выборе применимого права относительно норм валютного контроля того или иного государства.

Постепенно происходят заметные изменения в международном валютном праве, в котором формируется в качестве специального международно-правового принципа, принцип распространения сотрудничества в валютной сфере, и на валютные отношения частных лиц.

Нормы коллизионного права, действующие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, постепенно приводятся в соответствие с международными договорами, регулирующими международные валютные отношения, что повышает эффективность действия норм международного публичного валютного права.

Международное валютное право можно определить так: - это система принципов и норм, регулирующих комплекс отношений государств и других субъектов международного публичного права, возникающих по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами, по поводу валюты и валютных ценностей, регламентирующих способы и методы валютного регулирования и валютного контроля. При этом, когда мы говорим о международном валютном праве, то речь идет о межгосударственных отношениях.

Нормы международного валютного права регулируют правоотношения в рамках современной мировой валютной системы, которая представляет собой форму организации валютных отношений в рамках международных экономических отношений, сложившуюся в итоге длительной эволюции и закрепленную в межгосударственных соглашениях.

В состав мировой валютной системы входят международные платежные средства (валюты), процедуры обмена одной валюты на другую, условия обратимости (конвертируемости) валют, использование иностранной валюты в расчетных отношениях, режим мировых валютных рынков. Сферами правовой регламентации международных валютных отношений являются: обслуживание внешней задолженности государств, регулирование международных и национальных валютных рынков, регламентация организационно-правовых форм валютного сотрудничества между государствами.

Государства вынуждены определенные вопросы валютных отношений выносить на совместное международно-правовое регулирование. Всё чаще объектом такого регулирования становятся внутренние правовые режимы.

Как было показано выше, во внутригосударственном праве различаются правовые режимы для резидентов и нерезидентов.

В международных валютных отношениях одним из основных препятствий в установлении и развитии сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств может стать внутреннее право, а именно – внутригосударственные правовые режимы, определяющие, насколько открытой для иностранцев является валютная система данного государства.

Внутренний правовой режим определяет статус иностранных валют в данном государстве и виды валютных инструментов, используемых в данном государстве.

Объектом регулирования международного валютного права являются международные валютные отношения:

1)Возникающие по поводу установления валютного курса, т.е. определения цены национальной валюты, выраженной в валюте иностранного государства, поскольку валюта сама становится товаром, предметом купли-продажи на валютных рынках.

2)Возникающие по поводу операций с валютными ценностями государства в целях достижения их целей;

3)Отношения, складывающиеся между субъектами в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности с использованием иностранной валюты;

4)Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования правоотношений с иностранной валютой, в том числе порядка совершения операций с валютными ценностями;

5)Правоотношения по поводу осуществления валютного регулирования и валютного контроля.

Средствами, с помощью которых осуществляется организация и реализуется сотрудничество в рамках международной валютной системы являются: институционные механизмы сотрудничества, совокупность валютных инструментов, международно-правовые средства регулирования валютных отношений.

Характерно, что в современный период на валютном рынке появились новые валютные инструменты, поскольку усложнился сам характер валютных отношений.

Есть потребность в этих новых инструментах поскольку валютный рынок самый непрозрачный рынок из всех существующих финансовых рынков. До настоящего времени отсутствуют общепризнанные международно-правовые или национальные нормы, обязывающие своевременно (например, ежедневно) раскрывать информацию об обобщенных результатах валютных торгов (объемы, количество сделок) на мировом валютном рынке.

Международный валютный рынок продолжает оставаться нерегулируемым и неподконтрольным ни одной из международных финансовых организаций. Главными действующими лицами на международном валютно-финансовом рынке являются наиболее «развитые» в экономическом плане государства и их национальные банки.

В предмете регулирования международного валютного права сочетаются организационные и имущественные элементы. Так, например, ряд участников процесса валютного сотрудничества, прежде всего государства, международные валютно-кредитные организации, государственные банки, в одних случаях выполняют организационные функции, а в других - являются непосредственными участниками конкретных валютных отношений. Государства издают нормативные акты, регулирующие валютные отношения; на основании договоренности двух или более государств вырабатываются международно-правовые нормы, определяющие основные направления развития международных валютных связей. Они относятся к организационным мерам, касающимся широкой области международного валютного сотрудничества. Другим примером выполнения государством организационных функций является заключение международных соглашений иного типа. По ним государства принимают на себя обязательства относительно организации конкретных международных кредитных и расчетных отношений (в частности, в рамках долгосрочных программ сотрудничества); при этом обычно определяются общий правовой режим и основные условия валютных операций (субъектами валютных отношений по таким соглашениям являются не государства, а национальные банки).

Действие норм валютного права ограничено территорией своего государства и потому его применение на территории иностранных государств исключается. Практика судов в целом следовала этой доктрине. Если внешнеэкономическая сделка частично подлежит исполнению за границей и один из её участников-иностранное физическое или юридическое лицо, то на неё распространяется действие норм валютного права этой страны.

Принцип «территориальности» имеет большое значение при регулировании валютных отношений. Валютное право территориально настолько, насколько оно по воле законодателя действует исключительно на собственной территории. Но это еще не является доказательством того, что валютное право не может действовать трансгранично. Валютное право по самой своей природе предназначено для защиты национальных интересов государств, оно нацелено на обеспечение правопорядка в валютной сфере.

В современных условиях предпочтительнее вести речь о международных валютной и финансовой системах, хотя большинство ученых отмечают, что «даже искусственно все труднее отделить то, что является частью валютной, а что – частью финансовой системы». Не существует единого понимания таких дефиниций, как «международная финансовая» и «международная валютная системы». Часто специалисты говорят о единой валютно-финансовой системе, что будто бы не существует отдельно международной финансовой и международной валютной систем. Под международной финансовой системой следует иметь ввиду форму организации финансовых отношений, закрепленную в международных договорах, а под международной валютной системой – форму организации валютных отношений, также закрепленную в международных соглашениях. Международная валютная система является подсистемой в рамках международной финансовой системы. При разграничении следует исходить из того, что первая больше затрагивает межгосударственные интересы, а вторая – частные.

Будучи сильно институализированной, эта система международного финансового права в отличие от международного валютного права оставляет в то же время возможность для неформальных подходов («джентльменских договоренностей» или обычаев делового оборота), которых придерживаются в своей деятельности государства и их центральные банки.

Основное различие между международным финансовым и международным валютным правом состоит в предмете и объектах правового регулирования. К предмету правового регулирования международного валютного права следует относить специфическую совокупность международных отношений, возникающих по поводу осуществления государствами мероприятий, направленных на поддержание на определенном уровне курсового соотношения (паритетов) их валют. Следует упомянуть и о сформировавшемся особом категориальным аппарате, который представлен, в частности такими понятиями, как валютные курсы, конвертируемость валют, валютный рынок, валютный союз, валютная корзина, валютный коридор, валютная группировка стран, валютные ограничения, валютная интервенция и т.п.

Для более обоснованного вывода о соотношении международных финансовых и международных валютных отношений необходимо дать определение понятий «финансы» и «валюта». Под финансами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении организации или государства, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования. Под валютой, согласно пп.1 п.1 ст.1 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего государства или группы государств, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах какого-либо государства и международных денежных и расчетных единицах. Здесь же под валютными ценностями понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги (пп.4 п.1 ст.1.). Таким образом, даже, если к сфере регулирования валютного права относить только валютные ценности и валютные операции, то нет оснований отделять эту сферу от финансовых отношений, а следует признавать её как часть последних, как часть совокупности денежных отношений.

Специалисты финансового права практически единодушны в том, что финансовые отношения представляют собой отношения, связанные с мобилизацией и расходованием денежных ресурсов, поэтому следует сделать вывод о том, что понятие «международные финансовые отношения» шире понятия «международные валютные отношения».

Между международным валютным правом и национальным валютным правом существуют функциональные взаимосвязи. В докторской диссертации Н.М. Артёмова решается ряд вопросов, имеющих существенное значение для формирования «отрасли валютного права».В международных финансовых отношениях, так же как и в международных валютных отношениях, отчетливо прослеживается тенденция перехода норм международного права в нормы внутригосударственного права, наблюдается усиление воздействия международного финансового права на национальные системы регулирования финансовых отношений, происходит активизация процесса унификации финансового законодательства различных стран.

Процессы кодификации норм международного финансового права и унификации норм национального финансового права посредствам международных договоров набирают силу. Особенно это характерно для международных расчетов, оборотных документов, контроля за банковской практикой и т.д.

Органы международных финансово-кредитных организаций осуществляют финансовый надзор за соблюдением государствами – членами правил поведения в финансовой (валютной) сфере, МВФ и Всемирный банк несут ответственность за состояние мировой валютно-финансовой системы. Действующие в рамках МВФ международно-правовые нормы следует дополнить нормами, предусматривающими усовершенствованный современный метод регулирования валютных паритетов и валютных курсов и возлагающими на страны – члены МВФ обязанность поддерживать стабильность валютных паритетов и валютных курсов.

Нужно усовершенствовать действующий метод регулирования валютных паритетов и валютных курсов. Необходимо на межгосударственном уровне создать новые международные валютные регуляторы. Целесообразно на основе принципов международного публичного права учредить орган, уполномоченный координировать международные финансовые (валютные) отношения. Под его эгидой появится возможность принимать приемлемые для большинства государств международные финансовые стандарты. Проф. Гейвандов Я.А. предлагает создать специальный международный институт как надгосударственный властный международный орган, субъект международного публичного права, наделенный правом принимать обязательные для государств-участников решения по вопросам международных валютных отношений. Интерес представляет и предложение В. Юровецкого создать мировой обменный валютный банк, который будет распорядителем всех валютных счетов в конвертируемых и наиболее стабильных валютах. Такой орган вполне может оказаться способным аккумулировать наиболее конвертируемые валюты и тем самым способствовать развитию мировой валютной системы.

Валютно-финансовый кризис выявил проблему обеспечения прозрачности международной финансовой (валютной) деятельности государств

В соглашениях государств нужно закрепить нормы об ответственности их за последствия финансовой (валютной) деятельности, за недобросовестную конкуренцию на валютных рынках, чтобы обеспечить правопорядок на финансовых рынках.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: